Анализ почерка как дополнительное средство диагностики агрессии в детском проективном рисунке

И.А Фурманов

Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка. Сборник материалов III международной научно-практической конференции // Под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой Калуга, 16–19 мая 2019 г. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. – 210 с.

Согласно аффективно-динамической теории адаптации, агрессия возникает в ситуации фрустрации/депривации актуальных потребностей человека. Основу переживания страдания, вызванного названными ситуациями, составляют филогенетические эмоции гнева и страха. Именно комбинация и соотношение этих эмоций определяет вид механизма психологической защиты, соответствующий паттерн поведения и тип адаптационной стратегии.

Когда гнев является доминирующей эмоцией, как правило, действуют механизмы проекции и регрессии, наблюдаются открытые агрессивные реакции в виде открытой вербальной агрессии и физической агрессии, что соответствует активно-агрессивному паттерну поведения и стратегии активного приспособления.

В случае относительного паритета страха и гнева действует механизм смещения/замещения, наблюдаются реакции активного негативизма, косвенной агрессии и скрытой вербальной агрессии, что соответствует пассивно-агрессивному паттерну поведения и стратегии адаптивного самоограничения.

Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.

Подробнее о почерковедческой экспертизе

При значительном доминировании страха преобладает механизм подавления/репрессии, наблюдаются реакции пассивного негативизма или вспышки аффективной, неконтролируемой агрессии, что соответствует подавленно-агрессивному паттерну поведения и стратегии пассивного приспособления (Фурманов, 1996, 2004, 2007).

Как показывает практика и результаты исследований (Фурманов, 2004), как в семье, так и в школе дети практически лишены возможности использовать открытые формы проявления агрессии. Даже в тех случаях, когда это удается, агрессия детей чаще всего наказывается. Потому они вынуждены либо ее сдерживать, либо вытеснять, что неизбежно ведет к накапливанию эмоций гнева и страха, а следовательно, делает агрессивные реакции непрогнозируемыми. Соответственно возникает проблема диагностики агрессии и выявления группы риска – детей с накопленной, но не выраженной эмоцией гнева.

Проективные методики являются одними из наиболее распространенных диагностических средств выявления особенностей личности ребенка, которое основано на принципе проекции, т.е. на вынесении во внешний план переживаний, представлений, стремлений и т.п. Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека (Венгер, 2003). К таким психологическим особенностям, несомненно, относится детская агрессия.

Как известно, при выполнении любой проективной методики главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третье – это метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях, исходя из того, что хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания и в большей мере отражает не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания – он все же воссоздает реальные проблемы ребенка.

В нашем случае мы обратились к графическому материалу, выполненному по методике «Рисунок несуществующего животного», которая является прекрасным диагностическим инструментарием выявления детской агрессии. Обычно для диагностики агрессии используются стандартные графические признаки (Фурманов, 2007). Как показывает практика, достаточно часто изображение несуществующего животного имеет много общего с изображением человека. Потому при интерпретации рисунков есть основания использовать графические признаки и из других рисуночных методик (Таблица).

Таблица. Симптомокомплексы агрессии в проективных рисуночных тестах

На рисунке представлены графические изображения несуществующего животного, выполненные подростками 12–13 лет, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за хулиганство.

Рисунок. Графическое изображение несуществующего животного подростками, состоящими на учете в ИДН

Степень агрессивности животного (как проекции самого рисующего), как известно, оценивается по количеству диагностических признаков.

Самый общий анализ рисунков показывает, что указанные подростки отличаются достаточно высоким уровнем агрессии. Все животные являются угрожающими. Высокая степень агрессии отражена большим количеством и расположением острых углов. Особый вес имеют прямые символы агрессии: когти, клювы, острые шипы и т.п. Их преимущественное расположение указывает на направленность агрессии вверх, вероятно, против родителей, учителей или других старших. Особенно обращает на себя внимание прорисовка рта с зубами, свидетельствующая о преобладании вербальной агрессии, возможно, как защитной реакции в ответ на критику и порицания. Заштрихованные и гипертрофированные детали символизируют сферы тревоги, агрессии и конфликта (возможно, с окружающим миром или другими людьми).

Вместе с тем, при интерпретации рисунков специалисты в основном концентрируются на анализе полученного материала, предусмотренного процедурой диагностического исследования, но практически никогда не обращают внимания на, возможно, не самый главный, но все же существенный признак – почерк, которым выполнена надпись на рисунке.

Были проанализированы надписи к 83 рисункам агрессивных подростков в возрасте 12–14 лет. В результате проведенного исследования были выделены признаки, характеризующие надписи к рисункам как агрессивные.

В первую очередь, обращает внимание обилие углов и палок в надписях, заостренности, напоминающие забор или заостренные ножи. Сюда же можно отнести использование верхних петель, которые приходят к точке.

Все перечисленные особенности надписей могут свидетельствовать о внутренней агрессии, гневе, раздражительности, презрении или недовольстве окружающими, что может выражаться в язвительных или циничных выпадах, жесткости и упрямстве, нечуткости. Наличие верхних петель, которые приходят к точке, кроме всего прочего могут отражать разочарование, тревогу и беспокойство.

Целый ряд исследований подтверждает, что углы указывают на агрессивность и упрямство. Отмечается, что люди с угловатым почерком всегда конкурентоспособны, решительны, редко отклоняются от своей цели, часто навязывают свои взгляды другим и не поддаются влиянию, устойчивы к чужим идеям или желаниям, не идут на компромиссы, отличаются негибкостью, прямолинейностью, напряженностью, твердостью и резкостью, жестокостью и садизмом (Marcuse, 1971; McNichol, 1992; Dines, 1994). Как считает И.Бухарева, обилие резких углов и прямых в форме букв, может свидетельствовать о скрытой форме конфликтности, внутреннем напряжении и даже аутоагрессии.

Во вторую очередь, это использование крупных и печатных букв. Как правило, крупные буквы характерны для людей экспансивных, а в некоторых случаях агрессивных, отвергающих исполнение подчиненной роли, любящих настаивать на своем. Слишком широкое расстояние между буквами часто указывает на социальную изолированность и обособленность. Помимо того, отмечается, что надпись печатными буквами может свидетельствовать о нечестности или нежелании человека раскрывать себя, а сегментированность букв в надписи – преступных тенденциях (Antony, Cap, 2008).

Использование в надписи сильного или очень сильного нажима может указывать на предрасположенность к применению открытых форм агрессии, не исключено, что физической, и конфликтного поведения, антисоциальности, стремления к власти и доминированию (И.Бухарева). Отмечается, что сильное давление может свидетельствовать о злости, глубоком разочаровании, ведущем к насилию (Antony, Cap, 2008). В ситуации фрустрации выражения гнева возможно использование скрытых форм агрессии и конфликтности или совершение актов аутоагрессии.

Представляет диагностический интерес и анализ написания буквы «р». То, что человек использует в названии рисунка «р», говорит о его агрессивно-бойцовских качествах, а в сочетании с длиной отростка, нажимом и штриховкой – о высокой готовности к угрозам и нападению.

Таким образом, на основе проведенного графологического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Графическое изображение надписи к рисункам несуществующего животного коррелирует с графическими признаками симптомокомплексов агрессии в проективных рисуночных методиках.

2. При интерпретации рисунков несуществующего животного в первую очередь необходимо обращать внимание на такие особенности надписи к рисунку, как угловатость и заостренность надписи, наличие верхних петель, которые приходят к точке, использование крупных и печатных букв, сильного или очень сильного нажима, слишком широкое расстояние между буквами или сегментированность букв, графику написания буквы «р» в сочетании с длиной отростка, нажимом и штриховкой.

Список литературы:

1. Бухарева И. Быстрый и легкий способ определить конфликтного сотрудника. [Электронный ресурс] URL: https://grafo2.ru/p/591 (дата обращения: 05.04.2019).

2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.

3. Романова Е.С, Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1991. 164 с.

4. Фурманов И.А. Детская агрессивность: аффективно-динамический подход // Психология. 1996. № 5. С. 64-76.

5. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов: Пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 351 с.

6. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007. 480 с.

7. Antony D. J., Cap O.F.M. Personality Profile Through Handwriting Analysis A Textbook of Handwriting Analysis. Anugraha: Anugraha Publications, 2008. 118 p.

8. Dines J. E. Handwriting Analysis Made Easy. New Delhi: Sterling Publishers Pvt. Ltd., 1994. 32 p.

9. Marcuse I. Guide to Personality Through Your Handwriting. New York: ARC Books, Inc., 1971. 67 p.

10. McNichol A. Handwriting Analysis-Putting it to Work for You. Bangalore: Jaico Publishing House, 1992, pp. 192-193.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены