Гибкость навыка как свойство почерка подражателя

Автор статьи А.Ф. Купин, заместитель начальника отдела по г. Норильску ЭКЦ ГУВД по Красноярскому краю

Возможности успешного подражания почерку другого лица определяются множеством условий, к которым ученые-почерковеды и эксперты относят следующие:

  • объем текста, который следует подделать;

  • время, в течение которого исполнитель имеет возможность наблюдать имитируемый почерк;

  • общие признаки почерка подражателя и подражаемого (степень сходства почерков по выработанности, координации движений, преобладающей форме движений, размеру и разгону, а также некоторым другим общим признакам);

  • психофизиологические особенности подражателя (1; 2).

Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.

Подробнее о почерковедческой экспертизе

Для выяснения некоторых особенностей внутренней стороны навыка подражателя мы провели эксперимент, в ходе которого текст среднего объема (328 знаков), выполненный высоковыработанным мужским почерком простого строения, был роздан ста лицам мужского пола, каждому из которых было предложено попытаться воспроизвести указанный текст с максимальной схожестью, а также выполнить данный текст своим обычным почерком.

Из полученных в ходе эксперимента образцов было отобрано пять наиболее схожих рукописных текстов, выполненных с подражанием. Было установлено, что все пять подражателей имели почерки, сходные по большинству общих признаков почерка с имитируемым почерком (степени выработанное, координации движений, преобладающей форме и направлению движений, наклону и степени связанности движений).

В целях оценки факторов, влияющих на успешность подражания, был проведен дополнительный эксперимент, в ходе которого этим пяти лицам были объяснены основные закономерности распознавания почерка другого лица, показаны признаки необычного выполнения, а также их идентификационные признаки. Затем было предложено повторно воспроизвести указанный текст с подражанием с учетом полученных сведений. Все остальные условия эксперимента не менялись.

Изучение новых образцов показало следующее:

  • у четырех человек рукописи, выполненные с подражанием, значительно не изменились по сравнению с первым этапом эксперимента. Подражатели в основном обращали внимание на диагностические признаки, которые проявились в меньшем объеме, в то же время ряд признаков собственного почерка проявился в итоговой рукописи в достаточном для идентификации исполнителя количестве;

  • у одного испытуемого текст, выполненный с подражанием, приобрел очень близкое сходство с оригиналом — в тексте не проявились диагностические признаки в объеме, позволяющем говорить о необычных условиях выполнения. При сравнении с почерком-эталоном имелся комплекс из 13 совпадающих частных признаков. Были установлены только отдельные различия частных признаков, относящихся к размещению точек начала и окончания движений, виду соединения движений Количество признаков почерка подражателя в данной рукописи не позволяло его надежно идентифицировать. Данный факт проверялся в экспертном эксперименте, когда почерковед, исследовавший отобранные материалы, пришел к ошибочному выводу.

Анализ полученных в ходе эксперимента результатов позволил нам предположить, что успешность подражания зависит не только от сходства с почерком-эталоном, но и от некоторых психофизиологических особенностей подражателя.

Образец почерка с низкой степенью гибкости


Образец почерка с высокой степенью гибкости

Мы, вместе с некоторыми другими учеными, изучавшими ситуации подражания чужому почерку, считаем здесь наиболее значимым такое свойство навыка, как «гибкость». Лица, имеющие «гибкий» навык письма, могут, при прочих равных условиях, успешнее подражать почерку другого лица, чем лица, у которых данное свойство развито слабо — навык является «косным». Гибкость письменно-двигательного навыка стоит в ряду таких его свойств, как индивидуальность, устойчивость, вариационность, избирательная изменчивость, и определяет способность человека подражать почерку другого лица.

Природа этого свойства изучена недостаточно, однако некоторые особенности личности человека определенно к этому относятся. Например, Г. И. Борягин отмечал, что «лица с преимущественным развитием первой сигнальной системы в пределах зрительной и двигательной коры головного мозга (по И, П. Павлову — художественный тип) могут подражать с большей точностью почерку другого лица и передавать при этом в рукописи больше признаков подражаемого, чем лица, у которых лучше развита вторая сигнальная система (по И. П. Павлову — мыслительный тип).

Лица, у которых более полно развита передача условных связей из первой сигнальной системы во вторую, способны более качественно и полно осознавать признаки своего и чужого почерка» (3). О том же высказывается В. В. Томилин: «Тип высшей нервной деятельности человека в зависимости от степени преобладания в нем первой или второй сигнальной системы, а также степени точности передачи временных связей первой сигнальной системы во вторую может отражаться на способности конкретного лица успешно подражать признакам почерка другого лица» (4).

На наш взгляд, гибкость как свойство почерка имеет важное значение при исследовании рукописей, выполненных с подражанием чужому почерку, и требует глубокого изучения. Приведенные сведения о природе этого свойства следует рассматривать только как первый шаг в изучении. Люди с гибким навыком письма встречаются очень редко, в нашем эксперименте — 1 %. Это значит, что определяющим является не только тип нервной системы, но другие особенности человека, вероятно: состояние органов зрения, особенности памяти (зрительная, моторная, звуковая, осязательная).

Список литературы:

1. Ароцкер Л. Е. Основные вопросы криминалистического исследования подписей, выполненных с подражанием // Теория и практика криминали¬стической экспертизы. М., 1958. № 3. С. 136—138.

2. Борягин Г. И. О научных основах советской графической экспертизы: сборник работ по криминалистике (графические исследования), М., 1957. №3.0.38.

3. Судебно-почерковедческая экспертиза. Ч. 2: пособие для экспертов-почерковедов и судебно-следственных работников. М., 1971. С. 208—222.

4. Томилин В. В. Физиология, патология и судебно-медицинская экспертиза письма. М., 1963. С. 37.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены