Графоанализ как диагностический инструмент в работе психолога

Ю.Е. Францева, Е.А. Мухина

Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка. Сборник материалов III международной научно-практической конференции // Под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой Калуга, 16–19 мая 2019 г. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. – 210 с.

Современный мир диктует новые инновационные подходы везде, где есть заинтересованность в сохранении и развитии человеческого капитала. Нам хочется не просто узнать человека, но и подтвердить сложившиеся у нас ожидания при знакомстве. Обладая такими знаниями, мы можем минимизировать затраты на подтверждение или опровержение этих ожиданий. Одним из таких инновационных подходов является графология. Графологические знания все чаще начинают использоваться не только в области криминалистики, но и в области подбора и оценки персонала на любом уровне. Редко использование этих знаний происходит в коучинге, психологическом консультировании, педагогической сфере.

Необходимость использования графологических знаний в работе психологов в различных сферах в настоящее время является неочевидной, так как:

  • эффективность графоанализа до сих пор считается спорной, т.к. нет научных исследований, которые установили бы стопроцентную взаимосвязь почерка человека с его личностными особенностями;

  • существует затрудненность интерпретации результатов, т.к. в России присутствует и развивается несколько графологических школ, однако нет единого подхода к трактовке результатов: например, такой графологический признак, как ниспадающие строки, может означать как «преобладание пессимистического настроения», так и «особенности критического мышления по отношению к себе» в зависимости от типа личности;

  • достоверно не определен возраст клиента, начиная с которого можно использовать графологический метод как диагностический и прогностический инструмент.

Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов

Подробнее о почерковедческой экспертизе

Объектом исследования графологии является почерк. Существует мнение, что почерк – это индивидуальная манера письма, а точнее, особенности воспроизведения графических символов или знаков.

Кравченко В.И. описывает почерк человека как «одну из форм антропологического существования человека» (Кравченко, 2016,с. 127). Эксперименты французского врача Э. Малеспина в начале ХХ века подтвердили индивидуальность кривой нажима (графограмма) и среднего показателя давления, а также характерной «графологической» кривой у каждой буквы (Кравченко, 2007).

Однако полноценный психологический портрет личности может получиться при умении анализировать и интерпретировать несколько графологических признаков (при этом иногда некоторые графологические признаки могут противоречить друг другу), умении выделять доминанты (это наиболее ярко выраженные либо часто встречающиеся графологические признаки). Мастерство специалиста-графолога заключается в умении выдвигать гипотезу согласно минимальному набору доминант и подтверждать ее другими имеющимися в почерке графологическими признаками.

Письменная речь, с точки зрения такой наиболее развитой области составления графологического анализа, как криминалистика, рассматривается в двух вариантах: как индивидуальная манера письма и как смысловое содержание текста с применением индивидуальных языковых средств (стилистика текста, фразеологические обороты, грамматические и орфографические ошибки и т.д.) (Ищенко, 2018).

Криминалистические исследования почерка как индивидуальной манеры письма описывают признаки почерка, характеризующие графическое исполнение письменных знаков, основываясь на следующих свойствах: индивидуальность, динамическая устойчивость, вариационность, избирательная изменчивость, которая позволяет определить, какие внешние факторы могли повлиять на изменение почерка (Сагдиева, 2018).

Однако интерпретация признаков почерка в криминалистическом почерковедении имеет в основном количественную оценку или предназначена для идентификации авторства, а графологический анализ направлен на описание психологических характеристик автора рукописи (Кулик, 2011).

От чего же могут зависеть особенности написания графологических символов или знаков? И каков механизм этого индивидуального написания?

Сегодня уже доказано, что почерк – это не только физиологический процесс, а скорее психофизиологический, где наряду с участием нервной, мышечной, кровеносной, эндокринной систем в формировании индивидуального воспроизведения графологических символов участвуют тип высшей нервной деятельности, темперамент, мышление, способности человека. Также доказано, что при расстройствах нервной системы происходят явные изменения почерка раньше, чем проявляется сама симптоматика заболевания. Например, в процессе написания слов человек может неосознанно менять местами слоги, а при прочтении написанного им текста не заметить эту особенность.

Графологами также было установлено, что при изменении инструмента написания, то есть неважно, рукой или ногой был написан текст, воспроизведение графологических символов будет уникальным, т.к. в его основе лежат мозговые процессы (Кравченко, 2006).

Все личностные особенности человека носят физиологический характер, соответственно являются частью бессознательного процесса, поэтому при воспроизведении графических знаков человек не может контролировать мелкую моторику рук (Володина, 2000).

Почерк можно рассматривать как социальный процесс. Несмотря на то, что все мы были обучены графологическому изображению букв по одному стандарту, впоследствии у каждого из нас почерк носит индивидуальный характер. Почерк меняется наряду с физическими изменениями возраста и здоровья. Также установлено, что профессиональная деятельность накладывает отпечаток на особенности графического изображения букв. Наиболее яркими примерами являются почерки врачей и учителей начальных классов и русского языка. Однако при опросе данных категорий специалистов было выявлено, что они, как правило, имеют два вида почерка, которые отличаются графическим изображением букв:

  • один для выполнения задач в профессиональной сфере, например, для выписки рецептов, заполнения медицинских карт – для врачей; при проверке письменных работ исправление ошибок, описание заданий – для учителей;

  • второй – для личных целей.

Также особенности графического изображения букв измени-лись в течение последних двух столетий, и почерк современного человека будет сильно отличаться от почерка человека, жившего в начале ХIХ века или в середине XX века, т.к. изменились способы получения и обработки информации и условия социализации личности, например темп передачи информации.

Изменение почерка, а точнее изменение воспроизведения графических символов позволяет своевременно выявить особенности психоэмоционального состояния человека (например, хроническая усталость, стресс, профессиональное выгорание) или конфликтность в процессе разнородной коммуникации, что позволит провести при необходимости психологическую коррекцию.

Графологические признаки почерка зависят от:

  • типологических свойств высшей нервной деятельности человека, включающих в себя волевые, мотивационные, эмоциональные и интеллектуальные качества;

  • самооценки;

  • коммуникативных навыков;

  • состояний, оказывающих влияние на почерк (переживания, настроение человека).

Исходя из вышеуказанных признаков, мы говорим о формировании поведенческой реакции, которая может быть описана графологом.

Доказательством этого послужили опыты с изменением личности, проведенные в начале XIX века несколькими европейскими учеными. Суть данного эксперимента состояла в том, что в гипнотическом состоянии испытуемому внушались определенные качества, которыми, как правило, он не обладал, и одновременно с этим его заставляли писать под диктовку. В результате почерк в каждом случае получался разным и сильно отличался от почерка испытуемого в нормальном состоянии (Зуев-Инсаров, 1993).

Д.А. Смыслов в своих работах отмечает, что почерк и характер рассматриваются как равные составляющие личности. Так как по почерку можно выявить особенности поведенческих моделей человека, то следует вывод, что графология позволяет не только оценить влияние определенных событий на человека, но и спрогнозировать его дальнейшее поведение (Смыслов, 2005).

Об актуальности развития графологических знаний в рамках современной практической психологии говорят и исследования А.М. Глебова, связанные с диагностикой и прогнозированием формирования морально-психологического состояния военнослужащих с использованием графоанализа. 66% опрошенных офицеров, имеющих в своем подчинении личный состав, хотели бы либо сами обладать графологическими знаниями, либо иметь в своем подчинении специалиста-графолога (Глебов, 2016).

Следующим шагом является переход от диагностики личностных особенностей к прогнозированию и грамотному психологическому сопровождению, позволяющему оценить результативность процесса на любом этапе и быстро скорректировать саму работу психолога. При изменении личностных особенностей меняется и поведенческая модель человека, что соответственно отражается в почерке (Смыслов, 2005).

Говоря о применении графологического анализа почерка, нельзя забывать о такой индивидуальной особенности почерка, как подпись. Мы знаем, что воспроизвести подпись другого человека с большой достоверностью невозможно.

Следует отметить, что подпись – это не только уникальное изображение графических символов с применением оформительских приемов. Отличительная черта подписи в том, что это не просто графическое изображение, служащее для идентификации человека, но и некий собирательный «Я-образ», который является внешним отражением демонстрируемого поведения для окружающих (Крылов, 1980).

Однако подпись, в отличие от почерка, формируется более осознанно, т.к. это, по сути, самопрезентация личности.

Проведение графологического анализа, а именно почерка и подписи в совокупности, может дать более детальный анализ личностных особенностей человека. Явные различия между почерком и подписью могут говорить о неестественности поведения человека.

При выявлении таких явных различий между почерком и подписью можно оценить риски по решению определенных профессиональных задач или спрогнозировать поведение человека в определенных условиях.

Стоит отметить, что личностные изменения находят отражение не только в почерке, но и в подписи. Проведенный А.М. Глебовым анализ подписей студентов 2 курса военно-гуманитарного факультета до поступления в вуз, в начале обучения и по окончании 2 курса показал, что у 64% опрошенных произошли кардинальные изменения подписи: подпись стала более сложной, с добавлением новых элементов. Эти изменения исследователь связывает с тем, что сложные условия адаптации к процессу обучения изменили поведение, психоэмоциональное состояние, соответственно могли сформировать определенные механизмы психологической защиты (Глебов, 2016). Такие выводы можно использовать для работы в рамках психотерапии.

Исходя из описанных А.М. Глебовым феноменов и положения, что подпись является самопрезентацией личности, можно предположить, что студенты по окончании адаптационного периода для дальнейшего успешного обучения приобрели определенные навыки поведения. Этот интересный феномен требует более детального и углубленного изучения.

При ярких отличительных стилистических особенностях почерка и подписи мы можем предположить, что скорее всего человек, находящийся в новых условиях, будет демонстрировать одно поведение, а при окончании адаптационного периода его поведение может измениться. Но данная гипотеза требует проверки.

В нашей практике было несколько экспериментов, которые подтвердили вышеприведенные факты. Суть эксперимента заключается в следующем: в рамках психологического консультирования происходила работа, которая по своей сути напоминала «прививание» определенных несвойственных клиенту личностных качеств. Например, уверенность в себе при выступлении на публике, умение брать на себя ответственность за принятие определенного рода решений, лидерские качества. В процессе консультирования с клиентом мы проясняли, какие личные особенности для него отвечают его запросу. Например: «Как будет выглядеть уверенная при выступлении Н.?» После прояснения и описания подробностей клиенту предлагалось воспроизвести свою подпись с точки зрения уже «привитого» качества. По истечении продолжительного периода консультаций клиенты отмечали не только изменение своего поведения, но и визуальную трансформацию почерка: увеличился и стал более однородным размер букв, изменился нажим, написание букв стало более гибким, изменилась подпись.

Все вышеизложенное позволяет использовать графологические знания для психодиагностики, тем более, что исследование почерка отличается минимальным временем и простотой сбора данных, в отличие от анкетирования, тестирования, наблюдения и эксперимента, а при хорошей готовности графолога быстротой и качеством составления психологического портрета личности. Стоит отметить, что такие методы, как анкетирование и тестирование в настоящее время негативно воспринимаются клиентами.

А.М. Глебов отмечает следующие преимущества графологического анализа по сравнению с другими методами:

  • подготовиться заранее к анализу или искусственно изменить результат невозможно, поскольку изменения только ухудшат его;

  • уровень достоверности при повторных исследованиях сохраняется тем же;

  • графологический анализ отражает не только индивидуальные психические особенности личности, но и ее морально-психологическое состояние на текущий момент времени;

  • графологический анализ почерка удобен в применении (от человека требуется только образец почерка и дальнейшее его присутствие необязательно);

  • возможность дистанционной оценки» (Глебов, 2016, с. 53).

Графологический анализ не только позволяет осуществлять экспресс-сбор данных, но и, как отмечают HR-менеджеры, применяющие графологические знания, сокращают необходимость проведения первичного собеседования, а также трудоемкость первичного отбора в разы.

Все вышесказанное позволяет нам рассматривать почерк, включая подпись, как графическое изображение, бессознательно отражающее психофизиологические особенности и результат процесса социализации личности. Использование графологических знаний в своей практической работе может позволить психологу диагностировать, прогнозировать и выстраивать грамотное психологическое сопровождение, результативность которого можно оценить на любом его этапе, а также быстро скорректировать саму работу психолога.

Графология является уникальным проективным методом экспресс-диагностики личностных особенностей человека, примени-мость которого возможна в любой сфере профессиональной деятельности, где нужно не только составить психологический портрет человека, но и спрогнозировать его успешность в выбранной профессиональной деятельности.

А графологические знания будут бесценными в работе практических психологов любой сферы деятельности, будь то образование, социальная сфера, работа с персоналом и другие.

Список литературы:

1. Володина Н.В., Орлова В.Ф. Графология и судебное почерковедение // Российская юстиция. М.: Юридическая литература, 2000. № 12. С. 44-45.

2. Глебов А.М. Возможности применения графологического анализа почерка в определении особенностей характера личности и морально-психологического состояния военнослужащего // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т.10. № 3-1. С. 52-55.

3. Глебов А.М. Актуальность использования анализа подписи при составлении психологического портрета личности военнослужащего графологическим методом // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. № 12. С. 81-84.

4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. М.: Изд-во «СТ», 1993. 111 с.

5. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник для бакалавров / отв. ред. Е.П. Ищенко. Москва: Проспект, 2018. 368 с.

6. Кравченко В.И. Человек в аспектах графологии: философско-антропологический анализ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 3. С. 126-133.

7. Кравченко В.И. Секреты почерка. СПб.: ГУАП, 2007. 147 с.

8. Кравченко В.И. Графология: характер по почерку. СПб.: ГУАП, 2006. 92 с.

9. Крылов И.Ф. В мире криминалистики. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. 279 с.

10. Кулик С.Д., Гунько Н.Е. Подход к решению задачи определения психологических характеристик личности по почерку // Экспериментальная психология.2011. Т.4. № 4. С. 62-74.

11. Сагдиева А.Д., Гальперин М.И., Данилкин И.А. Соотношение криминалистического исследования письма и письменной речи с графологией // Успехи в химии и химической технологии. 2018. Т.32. № 4 (200). С.60-62.

12. Смыслов Д.А. Почерк как средство экспресс-диагностики и психотерапии личности / ред. сост.: В.П. Зинченко, Т.С. Леви // Психология телесности между душой и телом. Москва: АСТ, 2005. 731 с.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены