Исследование рукописей, выполненных лицами школьного возраста

Щукина Оксана Юрьевна, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Бондаренко Павел Викторович, к.ю.н., доцент Саратовский юридический институт МВД России

Проблемы установления давности выполнения реквизитов документов: Материалы всероссийской межведомственной научно–практической конференции (г. Саратов, 29–30 октября 2008 г.) / Под. ред. П.В. Бондаренко, Н.В. Тюриной, Н.А. Соклаковой. Саратов: СЮИ МВД России, 2008.

Современное судебное почерковедение располагает значительным арсеналом методик диагностического, ситуационного, классификационного исследования рукописных объектов. Изучены закономерности формирования почерка человека, положенные в основу этих методик. Однако действие отдельных факторов на формирование почерка не стоит на месте.

Перьевые ручки заменились шариковыми. Изменились нормы прописей, методика обучения письму в целом. Раньше, при обучении письму в первом классе, применялась бумага в две косые линейки, во втором классе – в редкую косую, в третьем классе – в одну линейку. В итоге длительные упражнения по вспомогательной сетке, последовательная выработка навыков письма по элементам букв приводили к развитию однотипных, сходных по признакам почерков. Сейчас эти методы отменены, уменьшен объем часов, отводимых на «чистописание». Эти изменения не могли не повлечь изменений в процессах формирования почерка у школьников, однако криминалистами эти особенности не оценивались.

В связи с чем, нами было проведено экспериментальное исследование рукописей школьников начальных классов. Были отобраны тетради 7 школьников, с образцами рукописного почерка за 2–5 классы (всего 27 рукописей). Изучались общие и частные признаки почерка исполнителей рукописей в отдельных для каждого класса таблицах-разработках. Предполагалось проследить степень индивидуализации почерка школьников, а также степень устойчивости выявленных признаков.

В качестве объективных показателей при изучении частных признаков нами был введен коэффициент индивидуальности почерка, вычисляемый, как частное количества индивидуализирующих признаков на количество букв в тексте, и коэффициент устойчивости почерка, определяемый по количеству совпадающих признаков между отдельными комплексами, выявленными для каждого класса. Сравнивались комплексы между ближайшими классами: 2–3, 3–4, 4–5, а также при наибольшем разрыве во времени – 2–5.

Необходимо установить время выполнения спорного документа, установить является ли он поддельным? Проведём экспертизу в короткие сроки.

Подробнее об экспертизе давности

Анализ результатов исследования показывает, что в рукописях второклассников появляется совокупность признаков почерка, позволяющая идентифицировать отдельных учеников. Вследствие того, что учащиеся второго класса в большей степени овладевают навыком письма, они пишут стройнее, чем в первом классе. Однако за внешней близостью к прописям в их почерке скрывается гораздо больше своеобразных отступлений от последних. Например, у некоторых чаще появляется петлевая форма соединения элементов букв «н», «и», «м», «л», устойчиво нарушаются размерные характеристики в буквах «в», «д», «у», некоторые почерки становятся более угловатыми, что проявляется в верхних частях букв «р», «п», «в», «з».

Коэффициент индивидуальности для испытуемых насчитывал от 1,04 до 1,5. При этом в почерке 5 школьников были выявлены комплексы из более 20 частных признаков. Исходя из рекомендаций традиционной методики исследования почерка, объема этого комплекса признаков достаточно для обоснования категорического положительного вывода [1, С. 14].

К особенностям почерка учащихся старше второго класса относятся изменения общих признаков. Размер букв уменьшается, чаще встречается средний; наклон букв преобладает правый, более выражена петлевая форма движений при соединении букв и их элементов. Наблюдается тенденция к сужению расстановки букв и их элементов. В отношении же частных признаков зафиксировано значительное увеличение их количества. Практически для всех были выявлены комплексы частных признаков больше 20 шт., то есть почерки стали пригодны для идентификации.

Продолжает увеличиваться отклонение в написании отдельных форм знаков и их элементов. Так, появляется треугольная форма в подстрочных частях букв, завитковая форма движений при выполнении овальных и полуовальных элементов букв. Уменьшается количество движений: при выполнении отдельных букв утрачиваются заключительные штрихи. Признаки относительного размещения движений еще не устойчивы, однако можно фиксировать разрывы в овалах букв «в» и «ь». Позже, в 4 и 5 классах, количество признаков еще более увеличивается. Появляются устойчивое изменение направления выполнения отдельных штрихов по сравнению с нормами прописей, например, второй элемент буквы «р» выполняется правоокружно, надстрочный штрих буквы «й», также изменяется.

На диаграмме 1 можно видеть устойчивое увеличение коэффициента индивидуальности почерка в зависимости от класса обучения.

Далее была проанализирована устойчивость признаков почерка в зависимости от класса. Признаки, выявленные в рукописи 2 класса, сравнивались с признаками 3 класса, 3 с 4, 4 с 5. Как и ожидалось, она увеличивалась по мере формирования письменно двигательного навыка школьника. Существенными здесь являются данные относительно количества устойчивых признаков. Так, при сравнении малосформированных почерков 2 и 3 классов только у двух школьников объем совокупности совпадающих признаков приблизился к индивидуальной (составил 19 признаков). Для 3-4 классов больше 20 совпадений отмечено у 4 школьников. И только для 4-5 классов – для всех школьников. Наименьшее число совпадающих признаков между комплексами для отдельных классов составило сопоставление 2 и 5 классов.

На основе полученных данных, могут быть даны следующие рекомендации для проведения идентификационных исследований почерка учеников младших классов:

  • выявить совокупность признаков, индивидуализирующих почерк определенного лица, можно только у отдельных школьников 2 класса (около 70%); только с 3 класса эта совокупность может быть выявлена у всех; она постоянно увеличивается по объему от класса к классу;

  • для сравнительного исследования необходимы следующие образцы почерка по степени их сопоставимости по времени:

1) для исследования рукописи, выполненной учеником 2 класса, — только образцы, выполненные им во втором классе;

2) для исследования рукописи, выполненной учеником 3 класса, — образцы, выполненные им в 3 классе, иногда (около 55%) в 4, 5 классах;

3) для исследования рукописи, выполненной учеником 4 класса, — образцы, выполненные им в 4, 5, иногда в 3 классах;

4) для исследования рукописи, выполненной учеником 5 класса, — образцы, выполненные им в 4, 5;

5) недопустимо использовать образцы почерка при большей несопоставимости во времени, особенно если почерк малой степени сформированности: 2 и 5 классы, например.

Список литературы:

1. Комиссаров А.Ю., Пахомов А.В., Соколов С.В. Предупреждение экспертных ошибок при проведении криминалистической почерковедческой экспертизы: Методические рекомендации. М.: ЭКЦ МВД России, 2001.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены