Исследование спонтанности и подготовленности звучащей речи в судебной экспертизе: к постановке проблемы

Бердникова Т.В. Исследование спонтанности и подготовленности звучащей речи в судебной экспертизе: к постановке проблемы // Теория и практика судебной экспертизы. 2023. Т. 18. № 4. С. 6–11. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2023-4-6-11


Введение

Определение спонтанности и подготовленности речи относится к типу диагностических задач. Подготовленная речь перед произнесением отрабатывается каким-либо образом (посредством составления плана, формулирования высказывания и т. д.). Спонтанная (неподготовленная) речь формируется в качестве непосредственной реакции, которая не готовится заранее, а осуществляется говорящим в меняющихся коммуникативных условиях.

Возможность определения спонтанности и подготовленности речи вызывает много дискуссий как среди ученых-лингвистов, так и в сфере судебной экспертизы. Потребность в решении вопроса, является ли речь спонтанной (подготовленной), возникает в том случае, когда материалом исследования является устная речь. В качестве таких материалов выступают видео и аудиофиксации следственных действий (записи допросов, очных ставок, проверок показаний на месте и др.), а также записи действий непроцессуального характера, например опроса потерпевшего, проводимого в ходе свободной беседы.

Несмотря на наличие в экспертной практике множества подобных материалов, единый подход к исследованию звучащей речи на предмет определения ее спонтанности или подготовленности не разработан: отсутствие единой теоретической базы и методического подхода к изучению указанных явлений в речи обусловливает актуальность данного исследования.

Цель работы - систематизация существующих подходов к изучению спонтанности и подготовленности речи, а также попытка разработки возможных путей исследования звучащей речи в данном аспекте.

Выполним Фоноскопическую экспертизу в короткие сроки.

Подробнее о Фоноскопической экспертизе


Изучение спонтанности и подготовленности звучащей речи

В лингвистике можно выделить два направления, среди которых исследование речевого потока в целом и анализ речи по уровням языка.

Исследование речевого потока проводится с помощью аудитивного, когнитивного анализа речевого материала и заключается в выявлении психологических и лингвистических особенностей речи (определении мозговой организации коммуникативной компетенции человека, онтогенеза речевого мышления [1–3]), а также в установлении механизмов порождения речи [4]. При поуровневом анализе устной речи особое внимание уделяется фонетическому уровню языка. Существует ряд признаков спонтанной речи в различных направлениях: интонационный рисунок, паузация, темп речи и др. К особенностям спонтанной речи на данном уровне относят следующие признаки: темповую неоднородность, усиление редукции гласных, стяжение безударных гласных в единый сегмент, полную редукцию безударных гласных, сокращение пауз в речи и др. [5–6].

На лексическом и синтаксическом уровнях изучены такие аспекты речи, как построение предложений, синтагматическое членение речи, наличие дискурсивных слов, коммуникативов и др. [7–12].

Стилистическое соответствие речи также изучалось, в основном на примере диалогической речи в разных функциональных стилях.

Диалог в большей степени свойствен разговорной речи. Многие ученые, в частности В.В. Виноградов [13], И.Р. Гальперин [14], О.Б. Сиротинина [9], посвятили научные работы данной теме. Их исследования были направлены на разграничение разговорной речи как устно-разговорной разновидности литературного языка и его стилей, существующей только в устной форме, тогда как разговорный стиль возможен и в письменной форме (например, дневник, письмо). Специфику письменной разновидности обиходно-бытового стиля видят в большей степени в ее подготовленности, в отличие от устной речи.

Диалогическая форма речи, присущая и письменной форме, все же чаще реализуется в разговорной речи. Как отмечает О.Б. Сиротинина, «непосредственность общения исключает письменную форму речи, а непринужденность типична лишь для неофициального общения, поэтому разговорная речь – это устная неофици- альная речь» [9, с. 20]. В качестве основных признаков разговорной речи выделяют разговорный стиль, бытовой тип речи, устную и диалогическую форму общения. Диалог выступает одной из особенностей разговорной речи, которая возникает при наличии следующих условий: «непосредственность речевого акта, непринужденность речевого акта и непосредственное участие говорящих в речевом акте» [там же, с. 20]. В разговорной речи происходит взаимодействие реплик, где одна восполняет другую или же является реакцией на первую реплику. Специфика разговорной речи проявляется и в том, что «постепенное развитие темы прерывается пробелами, которые восполняются неязыковыми средствами, взятыми из неязыковой ситуации» [15, с. 35].

При межличностном общении большую роль играет общность тематики и ситуации. Слушающий всегда может переспросить говорящего о том, что он недопонял, поэтому в устной разговорной речи велика доля недоговоренности, недосказанности. Для достижения коммуникативного эффекта «достаточно владеть той совокупностью постоянных и переменных речевых ролей, которые социальная психология представляет как определенным образом построенную иерархическую структуру относительно общественного статуса говорящих/слушающих в их типизированных экспрессивных способах вербального выражения» [16, с. 67]. Смена ролей говорящего/слушающего порождается в том числе и общностью ситуации, под которой понимается «общая обстановка протекания речи», которая, в свою очередь, «может определять не реальный состав той или иной конструкции, как реально-предметная ситуация, но выбор той или иной конструкции из общего арсенала средств устно-разговорной разновидности» [17, с. 58]. Наличие внеязыковых факторов обеспечивает эффективный характер коммуникации в диалоге в разговорной речи. Тематика разговорного диалога не ограничена [7, 9, 18].

Другим признаком устно-разговорной разновидности литературного языка является непреднамеренность, непринужденность и неподготовленность речи (см., например: [9, 16, 18]). Говорящий проявляет минимум заботы о форме выражения в живой речи, потому что речь его не подготовлена заранее. Возможность переспросов со стороны слушающего избавляет адресанта от детального продумывания формы каждого высказывания. Обиходно-бытовой (разговорный) стиль используется в неофициальной обстановке. «Степень подготовленности речи может быть различной (от спонтанности речи в непосредственном общении-разговоре до написания письма с черновиком). Но никогда она не достигает степени подготовленности книжных стилей» [9, с. 10].

В связи с неподготовленностью, с неофициальностью общения в стилистике разговорной речи выделяется такая особенность, как бедность лексического состава. Говорящий использует мало синонимов, почти не употребляет тропы и стилистические фигуры. Такая лексическая бедность связана с тем, что некоторую информацию говорящий может передать не вербально, но используя мимику и жестикуляцию. В разговорной речи возможна замена знаменательных слов незнаменательными и коммуникативами, которые понятны только участникам диалога в данной ситуации общения. Коммуникативы и незнаменательные слова ситуативно и функционально ограничены: они не являются понятийными, прикреплены к конкретному речевому акту, являются только речевыми единицами. Использование коммуникативов говорящим «реализует его способность реагировать должным образом на динамически развивающуюся ситуацию общения» [19, с. 44], то есть коммуникативы выступают в качестве элементов, стимулирующих контакт.

В устной разновидности разговорной речи используются сниженные и нелитературные элементы: просторечные, жаргонные слова, арготизмы. Они не являются обязательными составляющими живой речи, а лишь призваны обеспечить контакт между собеседниками в зависимости от ситуации общения.

Некоторые подходы к анализу речи на предмет наличия в ней признаков подготовленности и спонтанности разрабатывались и в судебной экспертизе. К числу таких исследований относятся работы М.В. Хитиной [20] и Е.И. Галяшиной [21].

М.В. Хитина предлагает набор признаков, используемых при производстве диагностических экспертиз, выделяет шесть основных градаций: речь полностью подготовленная, речь на заранее известную тему, речь по обдуманному плану, речь по теме, на которую имеется письменный текст, речь, отдельные части которой обдуманы и/или подготовлены. Каждая из них характеризуется определенным набором признаков, большинство из которых представлены на уровне фонетики и частично на других языковых уровнях. В заключение автор указывает на условный характер градаций и возможность их уточнения [20].

Е.И. Галяшина определяет следующие разновидности речи: заранее подготовленную и квазиспонтанную. Для подготовленной речи выделяет следующие степени: чтение вслух заранее неизвестного текста, чтение вслух заранее известного текста (предварительно прочитанного «про себя»), воспроизведение вслух выученного наизусть текста, изложение вслух письменного текста, пересказ вслух с опорой на текст. Что касается квазиспонтанной речи, то ей характерны определенные степени подготовленности: речь за суфлером, стереотипная речь по шаблонному тексту, обдуманная речь по заранее составленному плану, репродуцирование вслух «чужой» речи, использование в устной речи цитат, монологический рассказ на известную заранее тему и ответы на вопросы, спон- танная монологическая речь, спонтанный диалог – речевая импровизация. Так, автор отмечает релевантность реализации признаков на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.


Параметры, важные для анализа звучащей речи

При анализе устной речи учитываются следующие факторы.

Тип (форма) речи: монологическая/ диалогическая. При коммуникативном взаимодействии, смене коммуникативных ролей оценивается характер реагирования на реплику-стимул, учитываются особенности тема-рематического членения речи.

Жанр, в котором производится речь. К речевым жанрам, существующим в устной речи, относятся: беседа, спор, разговор, история, разговор по душам, заимствованный жанр «светская беседа» и др. [22].

Возраст говорящего. Коммуникативная компетенция формируется постепенно, с возрастом у человека развиваются речевые навыки, которые являются показателями его речевого паспорта, а также соответствия развития речи возрасту. Кроме того, в зависимости от возраста говорящего реализуется способность сохранять воспоминания о событиях или забывать их [23].

Уровень образования говорящего, его профессиональная деятельность, социальный статус, идиолект и др.

Параметры коммуникативной ситуации: адресат и адресант, отношения между говорящим и слушающим, тональность общения, цель, средства общения, место общения и др.

Характер коммуникации: официальный/ неофициальный.


Перспективы и варианты анализа звучащей речи

Для определения спонтанной и под- готовленной речи возможно проведение экспериментальных исследований с целью выявления признаков звучащей речи. Для этого потребуется отбор записей спонтанной и подготовленной речи, организация экспериментальной группы, проведение экспертизы и анализ результатов.

Также значимой видится возможность изучения спонтанной и подготовленной речи по аналогии с исследованием письменной речи в двух случаях: при наличии образцов звучащей речи говорящего и в ситуации отсутствия сравнительного материала.


Заключение

Рассмотренные аспекты изучения спонтанной и подготовленной речи, возможные варианты ее анализа демонстрируют перспективность данного направления. Отсутствие методической базы при проведении судебной экспертизы звучащей речи на предмет наличия в ней признаков спонтанности и подготовленности свидетельствует о необходимости разработки единого методического подхода к изучению звучащей речи в данном аспекте.

Список литературы:

1. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика: учеб. пособие. М.: Лабиринт, 2007. 220 с.

2. Седов К.Ф. Онтопсихолингвистика. Становление коммуникативной компетенции человека. М.: Лабиринт, 2008. 318 с.

3. Седов К.Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М.: Изд. дом ЯСК, 2016. 438 с.

4. Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи // Иностранные языки в школе. 1965. № 4. С. 136–144.

5. Венцов А.В., Слепокурова Н.А., Снюгина Е.А. Особенности паузации спонтанного и прочитанного текстов // Пятый междисциплинарный семинар «Анализ разговорной русской речи» (АР3 – 2011) (Санкт-Петербург, 25–26 августа 2011 года) / Сост. А.Л. Ронжин. СПб.: ГУАП, 2011. С. 27–32.

6. Степанов А.С. Просодические исследования спонтанной речи. М.: Просвещение, 2001. 189 с.

7. Земская Е.А. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: На- ука, 1983. 240 с.

8. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика / Под ред. О.Б. Сиротининой. 2 изд., стер. М.: УРСС, 2003. 256 с.

9. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 80 с.

10. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. 2-е изд., стер. М.: Азбуковник, 2003. 377 с.

11. Исаева А.А. Маркеры дифференциации спонтанной и подготовленной речи // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4. С. 37–48. https://doi.org/10.17308/lic.2020.4/3078

12. Малов Е.М., Горбова Е.В. Дискурсивные слова в русской разговорной речи (на материале анализа спонтанной разговорной речи) // Первый междисциплинарный семинар «Ана- лиз разговорной русской речи» (АРЗ – 2007) (Санкт-Петербург, 29 августа 2007 года) / Сост.: А.Л. Ронжин, И.А. Кагиров. СПб.: Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук, 2007. С. 31–36.

13. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 255 с.

14. Гальперин И.Р. Грамматические категории текста (опыт обобщения) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1977. Т. 36. № 6. С. 522–532.

15. Гельгардт Р.Р. Рассуждение о диалогах и монологах. К общей теории высказывания // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Калинин: КГУ, 1971. Т. 2. № 1. С. 28–153.

16. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: ЛКИ, 2007. 176 с.

17. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. 2 изд., стер. М.: УРСС, 2003. 398 с.

18. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М.: УРСС, 2007. 317 с.

19. Андреева С.В. Речевые единицы устной русской речи: cистема, зоны употребления, функции / Под ред. О.Б. Сиротининой. Изд. 2-е, испр. М.: УРСС, 2006. 192 с.

20. Хитина М.В. Дифференциация спонтанной (неподготовленной) и подготовленной устной речи. Методическое письмо для экспертов. М.: РФЦСЭ, 2003. 52 с

21. Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения: Монография / Под ред. М.В. Горбаневского. М.: СТЭНСИ, 2003. 236 с.

22. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Русские речевые жанры. М.: Изд. дом ЯСК, 2022. 832 с.

23. Brian L. Cutler. Encyclopedia of Psychology and Law. Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc, 2007. 1008 p.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены