В.В. Томилин, учебник «ОСНОВЫ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПИСЬМА», издательство «Медицина» Москва – 1974.
В зарубежной литературе встречаются указания на то, что почерки близнецов, особенно однояйцевых, нередко весьма сходны, причем иногда настолько, что практически отличить их друг от друга очень трудно, а в ряде случаев и невозможно (Saudek, 1933; Seaman, 1934; Legrun, 1936; Gedda, 1951, и др.). Так, например, Saudek (1933) исследовал почерк 121 пары близнецов и в 65% случаев нашел настолько сильное сходство, что даже эксперту-специалисту трудно было отличить почерк одного близнеца от другого.
Kramer, Lauterbach(1928) исследовали почерк 250 пар близнецов разного возраста (учитывалась ширина, высота букв и скорость письма) и установили значительное их сходство по этим признакам, причем наибольшее сходство отмечалось у более старших близнецов. Legrun (1932), исследуя почерки 15 пар близнецов в возрасте 7—12 лет, выявил между ними определенное сходство, не отметив какого-либо повышенного сходства в признаках почерка у более старших близнецов по сравнению с младшими.
Lottig (1931), исследуя ряд общих признаков (равномерность, форму букв и угол наклона штрихов) в почерке 19 пар близнецов, нашел существенное сходство почерка близнецов по этим признакам, причем наибольшие совпадения были отмечены у однояйцевых близнецов. Merke (1934) в почерке взрослых близнецов отметил совпадение таких общих признаков, как размер, форма, связность, угол наклона, которые, по его мнению, определяются наследственными факторами. Saudek, Seaman (1934) описывают случай поразительного сходства почерка двух близнецов по форме букв, манере и быстроте письма.
Saudek (1933) приводит также одно наблюдение, где почерк двух близнецов в возрасте 15 лет был очень схож, затем у одного из них наклон изменился на противоположный, а в возрасте 20 лет их почерки уже существенно различались по общим и частным признакам.
Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.
Bracken (1939) у 38 пар близнецов отметил большое сходство в темпе письма, который, по его мнению, определяется наследственностью. Newman, Freeman, Holziger (1937), исследуя почерк 283 пар близнецов (118 пар однояйцевых и 165 пар двуяйцевых близнецов), нашли большое сходство в характере нажима и скорости письма.
Вместе с тем многие исследователи, занимавшиеся вопросом сходства почерка близнецов, пришли к мнению, что их почерк не обладает каким-либо повышенным сходством. Имеющееся в ряде случаев сходство почерка па отдельным признакам можно объяснить, по их мнению, сходными условиями обучения письму (в одной школе, в одной семье, подражание другим членам семьи и др.) (Kockel, 1935; Hartman, 1935; Legrun, 1936, и др.). Такг Galton (1934), Lange (1933) считают, что лишь в редких случаях можно говорить о сходстве почерка близнецов. Kockel (1931) исследовал почерк 3 пар близнецов в возрасте 20—29 лет и пришел к выводу об их существенном различии. Hartman (1935) в процессе экспертизы провел сравнительное исследование почерка 5 пар близнецов как по общим, так и по частным признакам, при этом в 4 случаях он без труда отделил почерк одного близнеца от почерка другого. Legrun (1936) при исследовании почерка 4 пар близнецов не нашел между ними повышенного сходства. Hartge (1936) при исследовании 30 пар близнецов нашел сходство их почерка лишь во внешнем виде. Wenzl (1937) в работе «Графология как наука» отмечает, что сходство почерка близнецов обычно является несущественным и проявляется лишь в одном или нескольких общих признаках. На отсутствие сходства почерка близнецов указывает также и Ruml (1935).
Как следует из приведенного выше, относительно сходства почерка близнецов у различных авторов имеются весьма противоречивые мнения. Однако следует отметить, что большинство авторов делают свои выводы на основании сопоставления в почерке близнецов одних лишь общих признаков (выработанности, наклона, нажима, темпа письма и др.), нередко сходных и у людей, не связанных между собой никаким родством. Поэтому лишь только тщательный анализ всей совокупности признаков почерка (общих и частных), лежащих в основе идентификации личности по почерку, может позволить достоверно судить о степени сходства почерка близнецов.
С целью проверки имеющихся в литературе указаний на возможность повышенного сходства почерка близнецов нами были подобраны и изучены образцы письма 14 пар близнецов: 12 пар одного пола (из них 5 пар мужского и 7 пар женского пола) и 2 пары смешанные. Большинство близнецов (7 пар) были школьниками, 1 пара — студенты; 4 пары в возрасте 31—40 лет; из них 2 пары имели законченное высшее образование (одна пара — оба инженеры, вторая пара — врач и учитель) и 1 пара имела семилетнее образование и различную письменную практику (домохозяйка и химик-лаборант).
Для каждого близнеца подбирались образцы свободного письма, достаточные для суждения о признаках его почерка (в объеме нескольких тетрадей). С цельюисопоставления в почерках близнецов написания одних и тех же букв, буквосочетаний, слов и целых предложений у каждого из них отбирался под диктовку специальный текст, идентичный по своему содержанию, в объеме 1—2 страниц. Для каждого близнеца проводилась детальная разработка общих и частных признаков почерка. Результаты разработок фиксировались и затем сопоставлялись между собой внутри каждой пары близнецов. Ниже приводятся полученные результаты.
Общие признаки почерка
Полное сходство всех общих признаков почерка имело место только в почерках одной пары близнецов — учениц 3 класса. Почерки их были одинаково маловыработанные (ученические), простые, отрывистые (связывание букв путем примыкания друг к другу), правонаклонные, с одинаковым углом наклона, четкие, средние по размеру, разгону, темпу письма, равномерные по размеру, разгону и наклону букв; строки в образцах письма устойчиво располагались на линии графления бумаги.
Степень сходства общих признаков почерка в других 13 парах близнецов существенно различалась.
Наибольшее сходство имело место у Анны и Сары П. (возраст 30 лет, образование 7 классов, незначительная письменная практика у одной и средняя — у другой) (рис. 1). Их почерки были сходны между собой по степени и характеру выработанности, связности, размеру, степени равномерности размера, наклона и разгона. Различались же они лишь по темпу письма, по степени упрощения движений, разгону (незначительно) и по расположению строк относительно линии графления бумаги. Почерк Сары П. характеризовался как маловыработанный, простой, с элементами упрощения, неустойчивый по наклону (от лево- до правонаклонного); по размеру, разгону и связности — средний, темп письма средний, резко неравномерный по размеру, разгону и наклону; строки располагались на линии графления бумаги. Почерк Анны П. — маловыработанный, простой, несколько размашистый средний по размеру, неустойчивый по наклону, резко неравномерный по размеру, разгону, наклону, темп письма средний, строки располагались выше линии графления бумаги.
Рис. 1. Образцы почерка Анны и Сары П. (а, б).
В почерке других пар близнецов общие признаки различались более существенно, причем существенное различие обнаруживалось уже с первых классов школы. Так, например, из 7 пар близнецов, обучающихся соответственно в 1, 3, 4 (две пары), 5 (две пары) и 6-м классах, почерки различались по следующим признакам: по общей системе движений (угловатый или округлый почерк), степени нажима, степени равномерности размера, разгона и наклона (1 пара — Владимир и Николай С., 4-й класс) (рис. 2).
Рис. 2. Образцы почерка Владимира и Николая С. (а, б).
По разгону и равномерности общих признаков (1 пара — Анна и Валентина П., 3-й класс); по характеру выработанности, разгону, размеру, наклону, равномерности наклона, размера, разгона (1 пара — Юрий и Александр К., 6-й класс); по общей системе направлений движений (округлый или угловатый почерк), четкости, связности, степени нажима, равномерности размера, разгона и наклона (1 пара — Рикка и Лазарь М., 5-й класс); по общей системе направления движений, характеру выработанности, степени наклона, размеру, месту примыкания соединительных штрихов, степени равномерности разгона (1 пара — Вера и Надежда К., 4-й класс); по степени наклона и его равномерности (1 пара — (а, б). Олег и Сергей И., 1-й класс); по темпу письма, разгону, степени равномерности размера и разгона (1 пара — Борис и Евгений Г., 5-й класс). Сходными же у 7 пар близнецов школьников оказались лишь отдельные из общих признаков почерка. Наибольшее число сходных признаков (степень и характер выработанности, размер, разгон и связность) встретилось в почерках 3 пар близнецов (Владимир и Николай С., 4-й класс; Олег и Сергей И., 1-й класс; Борис и Евгений Г., 5-й класс). У 2 пар близнецов сходным оказалась лишь одна степень выработанности (Анна и Валентина А., 3-й класс; Юрий и Александр К., 6-й класс). У других 2 пар сходными оказались лишь размер и разгон почерка (Рикка и Лазарь М., 5-й класс) или же разгон и связность (Вера и Надежда К., 4-й класс). Примерно аналогичные результаты получены и при составлении между собой общих признаков почерка 5 пар взрослых близнецов.
Наиболее существенные различия в общих признаках почерка были установлены у 3 пар (Борис и Людмила У., 5-й курс медицинского института; Ирина и Татьяна С., 10-й класс; Ирина и Елена Д., 40 лет, образование 9 классов). Почерки этих пар различались между собой по степени и характеру выработанности. Кроме этого, их почерки различались также по наклону, размеру, разгону и степени равномерности (Ирина и Елена Д.), по степени равномерности (Ирина и Татьяна С.), по нажиму, разгону, углу наклона, четкости, связности и равномерности размера (Борис и Людмила У.).
У двух пар взрослых близнецов различия касались менее существенных признаков почерка: характера выработанности, угла наклона, связности, равномерности (Анна и Александр П., 32 лет) или же темпа письма, разгона и степени равномерности (Михаил и Леонид К., 39 лет).
Наиболее существенное сходство общих признаков почерка наблюдалось у Михаила и Леонида К. Их почерки были сходны по степени и характеру выработанности, размеру, разгону, связности. У четырех других пар сходными оказывались отдельные, менее существенные, признаки почерка: связность и размер (Ирина и Татьяна П.), размер (Борис и Людмила У.), степень связности (Ирина: и Елена Д.).
Таким образом, сопоставление почерка 14 пар близнецов по общим признакам только в одном случае выявило сходство всей совокупности признаков. В других 13 парах почерки близнецов различались между собой по целому ряду общих признаков, причем в 8 парах эти различия касались и таких важных для целей идентификации признаков, как степень и характер выработанности почерка и общая система направления движений в почерке (округлый или угловатый почерк). И только в двух парах взрослых близнецов имело место сходство многих общих признаков почерка, в том числе степени и характера выработанности. Следовательно, полученные нами данные свидетельствуют о том, что почерк близнецов по общим признакам может быть как сходным, так и различным. Вместе с тем мы не можем утверждать наличие / повышенного сходства между общими признаками почерка близнецов, причем это относится как к близнецам — школьникам, так и к взрослым.
Частные признаки почерка
Частные признаки почерка существенно различались у всех 14 пар близнецов, причем такое различие наблюдалось уже с первых классов школы, когда письмо школьников обычно мало чем отличается от типового написания букв. Какого-либо повышенного сходства или же сходства каких-то особенных (ярко индивидуальных) признаков в исследуемом материале не наблюдалось.
У 8 пар близнецов школьников (1—6-е классы) совпадающие между собой признаки в своем большинстве не являлись редкими особенностями и относились к буквам, выполненным приближенно к типовым прописям. Различались же у них, наоборот, в основном признаки, связанные с отклонением письменных знаков от их типовых форм, причем на протяжении 1—6-го классов, по мере уменьшения в письме букв, выполненных с подражанием типовой прописи, число совпадающих признаков также соответственно уменьшалось и, наоборот, увеличивалось число различающихся признаков. Так, например, наиболее часто совпадали в почерке близнецов конфигурация и направление движения при выполнении букв, которые в письме взрослого человека часто выполняются без существенных отклонений от типовых прописей и поэтому нередко не содержат в себе признаков, которые могут быть использованы для идентификации личности по почерку (а, б, я, г, е, з, а, л, я, н, х, ы и др.). Реже совпадения касались признаков, обязанных своим рождением существенным отклонениям буквы от типовой прописи, например особенностей направления движения при выполнении и связывании элементов в буквах А, Г, й, ф, р и др., способа начала и окончания движения в буквах В, Н, Г и др. (с точки, с завитка и т.д.).
Различия в признаках касались соотношения размера строчных, надстрочных и подстрочных элементов букв а, д, з, ц, щ, р и др.; особенности способа начала букв л, м, К, Н, П и др. (с завитка, с точки, простым движением), особенности направления движения при выполнении и связывании элементов в буквах м, к, т, ж, р, я, к, Л, У, Ж, Н и др.; положения точки начала или окончания движения при выполнении отдельных элементов букв я, т, ж, а, о, к, д, ю, б, Ж и др.; особенностей соотношения углов наклона элементов в буквах к, н, д и др.; особенностей формы подстрочных частей в буквах д, у, з и др.
Среди 6 пар взрослых близнецов с уже сформировавшимся устойчивым индивидуальным почерком частные признаки также существенно различались. Эти различия во всех парах без особого труда позволяли отличать почерк одного близнеца от почерка другого. По сравнению с близнецами школьниками, различия здесь уже, как правило, касались целой системы признаков, тесно связанных и нередко взаимообусловленных. Это указывает на наличие у каждого близнеца своей, специфической системы движений при письме. Так, например, различались положения точек начала движения при выполнении всех овальных элементов букв (а, д, о, б, ф и др.), направления движений при выполнении и связывания прямолинейных элементов в буквах (и, ш, н, т, у и др.), конфигурация и размеры подстрочных элементов в буквах у, д, з, упрощенное выполнение определенных букв (я) при связывании с предыдущими буквами (буква я выполняется без фиксированной точки начала движений), способ начала движений при выполнении однородных по форме элементов в заглавных буквах П, К, Н, У и др., причем различия касались также и вариантов этих признаков.
Совпадающие признаки по своему характеру в большинстве случаев носили не системный характер (направление движения при выполнении некоторых букв, положение точек начала движения и способ начала движения при выполнении отдельных элементов в буквах и др.), причем количество совпадающих признаков значительно различалось у отдельных пар близнецов. Так, у 4 пар близнецов различающиеся признаки существенно преобладали над совпадающими (соотношение их было примерно 10:2). У двух пар близнецов, у которых наблюдалось также и наибольшее сходство общих признаков почерка (Леонид и Михаил К., Анна и Сара П.), совпадающие и различающиеся признаки находились примерно в соотношении 1:2, причем в почерках обеих пар усматривалось совпадение известной системы признаков, нередко взаимно связанных и взаимообусловленных. Так, у близнецов К. наряду с другими признаками совпадали направление движения при связывании однородных прямолинейных элементов в письменных знаках в буквах л, ш, м, и, п и др. (петлеобразное связывание элементов), особенности способа связывания ряда букв с последующими).
То же самое имело место и в почерке близнецов П. В их почерках совпадали положения точек начала движения при выполнении овальных элементов букв я, о, д, Ю, б, особенности конфигурации подстрочных элементов в буквах д, з, у, способ окончания движения при выполнении ряда букв в случае их нахождения в конце слов, относительный размер ряда письменных знаков (иХа аЯ), привычная ретушь при выполнении определенных букв. Следовательно, только относительно этих пар близнецов можно в какой-то степени утверждать, что по сравнению с другими 12 парами частные признаки их почерков имеют повышенное сходство. Однако экспертная практика позволяет видеть такую же, а нередко и значительно большую, степень сходства частных признаков в почерке нескольких лиц, не связанных между собой никаким родством.
Следовательно, проведенный анализ общих и частных признаков почерка 14 пар близнецов позволяет прийти к выводу о том, что почерки близнецов не обладают по сравнению с почерками других лиц каким-то повышенным сходством. Обычно они существенно различаются по целой совокупности общих и частных признаков, вполне достаточной для идентификации. Отмеченное же в отдельных случаях существенное сходство почерка близнецов по значительному числу общих и частных признаков не выходит за рамки наблюдаемого нередко в экспертной практике сходства почерка лиц, не находящихся между собой ни в каких родственных отношениях.