М. С. Гукасян
Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка. Сборник материалов III международной научно-практической конференции // Под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой Калуга, 16–19 мая 2019 г. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. – 210 с.
Еще в античные времена великий древнегреческий философ Платон говорил, что почерк – это зеркало души человека. Но в научной среде до сих пор ведутся жаркие споры о том, является ли графология наукой. Графология системна, основана на исследованиях, наблюдениях и изучении закономерностей, а также на специальных экспериментах, что, несомненно, говорит в пользу ее научности. В настоящее время анализ почерка продолжается достаточно широко использоваться HR-специалистами и фирмами по рекрутингу в странах Европы и Латинской Америки.
В Северной Америке эта практика распространена меньше. По оценкам специалистов, например, в Швейцарии 16% предприятий используют заключения графологов (Чернов, 2012). Графологический анализ в Израиле также применяется в спецслужбах, полиции, армии, судах (судебная графология), а Министерство юстиции Франции официально признает графологический анализ в судебной практике.
Первой печатной работой о графологии считается изданный в 1622 г. трактат итальянца Бальдо «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего» (ориг. «Trattato come da una lettera missiva si conoscano la natura e qualita dello scrittore»), а само слово «графология» впервые встречается в 1871 г. в сочинениях аббата Мишона. Он был первым, кто поставил графологию на рельсы научных и систематизированных исследований (Гольдберг, 2008). Вначале Мишон открыл такое понятие, как «признакология», а затем и «графологию».
Исследуя почерки своих знакомых на протяжении 30 лет и обобщив свои наблюдения, Жан-Ипполит Мишон вывел основополагающие закономерности графологии, которым и посвятил свою книгу «Система графологии». Он предполагал, что каждый признак в почерке имеет единственное значение, а отсутствие признака означает отсутствие черты характера. Понимание того, что найденные признаки нужно обосновать общим сочетанием признаков, то есть общей картиной, а не отдельными элементами в почерке, появилось позже. Как справедливо замечает И. Моргенштерн, в древности, когда письмена высекались на камне или вырезались на металле и служили для украшения памятников, характер письмен, всецело зависящий от искусства каменотеса или гравера, не имел индивидуальной особенности.
Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов
Впоследствии, когда люди начали писать на более мягком материале – полотне, папирусе, коже – характер букв уже мог носить некоторый отпечаток индивидуальности; но и тогда, собственно говоря, начертание букв входило в область рисования и могло отличаться только общим своим характером или стилем. Лишь в эпоху реформации письмо достигло большого распространения, сделалось доступно большинству, а стало быть, в нем смогли проявиться характерные особенности разных почерков (Моргенштерн, 1903).
Каждая страна имеет свою уникальную школу по изучению почерка. Рассмотрим наиболее известные из них.
Французская школа. Старейшее графологическое общество создано именно во Франции в 1871 году, а официальный статус графология получила в 1901 году. Отцами-основателями французской графологической школы являются Жан Ипполит Мишон и Крепье-Жамен.
Крепье-Жамен создал личную систему и внес критический анализ в графологию. И. Гольгберг пишет, что главный вклад Жамена в науку – открытие «закона результата»: поскольку есть качества личности, не выявляющиеся через отдельные графические признаки, можно прийти к ним через сочетания нескольких черт личности. Жамен выработал 7 главных параметров почерка: форма, скорость, нажим, размер, размещение, непрерывность, направление которые являются и поныне главными столбами графологии. Также он выделял еще два параметра: гармонию и дисгармонию в почерке. От них зависела интерпретация первых семи категорий. Одни и те же признаки интерпретировались либо в отрицательном, либо в положительном смысле в зависимости от гармоничности. Согласно Крепье-Жамену, гармоничный почерк принадлежал высшему духу, а дисгармоничный – низшему. Он отрицал положение Мишона, что отсутствие определенного знака в почерке соответствует отсутствию качества. Напротив, Крепье-Жамен утверждал, что отсутствие ничего не значит.
Германская школа. В Германии графология изучается в университетах с 40-х годов XX века. Учебные программы по философии, психологии, криминалистике и медицине включают разделы по графологии. Немецкие психологи одними из первых признали графологию как раздел психологии, называя её «психологией почерка». Начиная с 1988 года, в медицине появился раздел медицинской графологии. Немецкий графолог Вальтер Хегар установил особенности линии рукописной буквы, такие как прямота/кривизна, быстрота/медлительность, легкость/тяжесть, вязкость/гладкость. Он связывал характер линии непосредственно с темпераментом.
Итальянская школа. Итальянская школа основана графологом Джироламо Моретти, который разработал оригинальную систему знаков и уникальных психологически точных психодиагностических оценок. Отличительная черта школы Моретти в том, что графологические признаки почерка, имея обычные названия, как в других школах, состоят не из единичного признака, а из набора признаков. Знак по Моретти – это графологическая категория, а не отдельный признак. Метод Моретти позволил выявить существенные единицы, из которых состоит человеческая личность. Эти единицы рассматриваются как динамические тенденции, взаимодействующие друг с другом. Каждый графологический знак указывает на конкретный способ бытия, который интерпретируется с точки зрения мысли и чувства, и, следовательно, на конкретные тенденции реагирования определенным образом. В этом смысле изучение почерка позволяет предсказывать поведение, рассматривая это как склонность действовать в соответствии с тем, что воспринимается.
Испанская школа. В 1948 году Аугусто Велс создает институт характерологии по изучению почерка и основывает курс графологии в университете Барселоны. Он сотрудничает с профессором психиатрии Карлосом Муньос-Эспиналтом, который на основе 4-х графологических правил Крепье-Жамена, Пульвера, Хегара и Клагеса создал свою собственную систему. Она состоит в придании оценки каждому признаку и степени его отклонения от нормативного.
Швейцарская школа. Макс Пульвер ввел символизм пространства листа бумаги, учение о зонах букв. Лист бумаги символизирует жизнь. На листе есть зоны духовного (верх) и материального (низ). Зоны индивидуальности (левая сторона) и общительности (правая сторона). Если текст смещен в левую сторону, то чело-век более склонен к размышлениям, погружению в себя. Смещение вправо олицетворяет тяготение наружу, к обществу. Также он ввел понятие и о зонах букв, которые также символизируют доминирование личности к соответствующим сферам. Так появилось понятие о доминанте личности. Если в почерке одна из зон преувеличенно развита, то соответствующая сфера доминирует в личности.
Поговорим немного о судебной графологии и о судебно-почерковедческой экспертизе.
Криминалистическая экспертиза почерка называется судебно-почерковедческой экспертизой. Она опирается на физиологию высшей нервной деятельности, анатомию двигательного аппарата, биомеханику, а также на психологическую организацию письменно-двигательного навыка (Крылов, 1976, c. 205). Основными задачами судебно-экспертного исследования почерка являются уста-новление исполнителя либо установление свойств и состояний исполнителя (Россинская, Галяшина, 2010).
Основы судебной графологии с 1897 г. разрабатывал Ганс Буссе, основатель Ассоциации графологических исследований. Он считал, что судебная графология занимается установлением исполнителя рукописи и вносит свой вклад в получение данных о характере подсудимых, истцов и свидетелей (Ищенко, 2017).
Судебно-почерковедческая экспертиза позволяет получить уникальную психологическую информацию об изучаемой личности. Обычно судебно-почерковедческая экспертиза проводится в отношении самоубийц, оставивших записи, письма и т.д., также она очень часто назначается при рассмотрении дел в арбитражном суде. Поскольку анализ почерка охватывает многие аспекты личности, он может дополнить традиционные инструменты судебного психолога (Chernov, Engalychev, 2018).
Основная проблематика графологии, по сравнению с почерковедческой диагностикой, состоит в том, что до настоящего времени многие эксперты-почерковеды имеют сомнения в научности данного подхода, выступают с критикой графологических методик и подвергают сомнениям объективность такого вида исследований, указывая на сильнейшее субъективное влияние на результаты производства таких исследований, которое, в первую очередь, связано с личностью эксперта-графолога. С другой стороны, нельзя не отметить, что само судебно-почерковедческое исследование почерка почерпнуло многое из графологической теории, в частности, положительное влияние отмечено в области привлечения внимания криминалистов к зависимости почерка от свойств личности: анатомических, физиологических, психологических, графологами было описано множество общих признаков почерка, которые в дальней шем исследовались криминалистами, графологией осуществлялись попытки экспериментального выявления зависимостей между признаками почерка, биомеханическими характеристиками и отдельными свойствами личности (Орлова, 2006, с. 26; Черепенько, 2018).
Предмет судебно-почерковедческой экспертизы - это факты (обстоятельства), которые эксперт устанавливает на основе специальных знаний в области судебного почерковедения, применяя методики экспертного исследования. Путем почерковедческих исследований устанавливают конкретного исполнителя рукописи, подписи, цифровой записи; условия, при которых составлялись различного рода документы: физическое состояние пишущего, его положение при письме, намеренное искажение почерка, подражание почерку определенного лица при составлении документа от имени последнего и т.д. (Москвина, 2004).
К предмету судебно-почерковедческой экспертизы относится установление только тех фактов, которые входят в компетенцию эксперта-почерковеда. Пределы компетенции определяются кругом вопросов идентификационного и диагностического характера, которые могут быть поставлены перед экспертом на его разрешение (Москвина, 2004, с. 18–38).
Объекты судебно-почерковедческой экспертизы можно разделить на объекты в широком и узком смысле слова. В широком смысле к объектам судебно-почерковедческой экспертизы относятся материалы гражданского или уголовного дела, направляемые на судебно-почерковедческую экспертизу и относящиеся к ее предмету. Из материалов дела эксперт-почерковед получает исходные данные, необходимые для первоначального экспертного анализа. В число исходных данных включаются различные сведения о предполагаемом исполнителе, в том числе возраст, профессия, родной язык, возможные заболевания, а также обстоятельства дела. В узком смысле объектом судебно-почерковедческой экспертизы является рукописный текст, а также выраженная в нем система свойств почерка.
К объектам судебной почерковедческой экспертизы относятся:
-
рукописный текст – вид рукописи, содержательная сторона которой зафиксирована с помощью буквенных или цифровых значений;
-
подпись – вид рукописи, отражающий фамилию, нередко имя и отчество лица в виде букв или условных письменных знаков. Подпись имеет удостоверительное значение;
-
краткая запись – вид рукописи, содержательная сторона которой зафиксирована с помощью одного-трех слов или одного-семи цифровых обозначений;
-
выполненные в необычных условиях, связанных с намеренным изменением (Орлова, 2006).
Также судебно-почерковедческие задачи можно разделить на идентификационные и диагностические.
К идентификационным задачам относятся:
-
установление групповой принадлежности исполнителя исследуемой рукописи;
-
индивидуальная идентификация исполнителя исследуемой рукописи.
Идентификационные задачи, связанные с индивидуальной идентификацией исполнителя, подразделяются на задачи:
-
связанные с установлением (отождествлением) конкретного исполнителя;
-
связанные с отрицанием (исключением) тождества конкретного исполнителя при отсутствии естественного сходства сравниваемых почерков;
-
связанные с отрицанием (исключением) тождества конкретного исполнителя при наличии такого сходства.
Психологический анализ почерка, проводящийся на основе использования математических алгоритмов и реализуемый посредством специально разработанных аппаратно-программных средств снижает слабо контролируемое влияние эксперта на ее результаты и обеспечивает ее объективность (Чернов, Енгалычев, 2018).
Заключение. В настоящее время графологический анализ, используемый в судебно-почерковедческой экспертизе, является более чем актуальным и необходимым направлением судебной экспертизы. Мы считаем, что данный метод незаменим при проведении посмертной судебно-психологической экспертизы. Современные компьютерные технологии способны обеспечить высокий уровень надежности результатов анализа почерка.
Список литературы:
1. Гольдберг И. Психология почерка. Москва: АСТ, 2008. 237 с.с.
2. Ищенко Е.П. Поговорим о графологии. Почерк – зеркало души. М.: Проспект, 2017. 213 с.
3. Криминалистика. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Правоведение»: Под ред. проф. И.Ф. Крылова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. 591 с.
4. Моргенштерн И. Психографология. СПб.: Питер, 1994. 218 с.
5. Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика. М.: Юнитидана, Закон и право, 2006. 160 с.
6. Почерковедческая экспертиза под ред. Т.П. Москвиной. М.: Антидор, 2004.
7. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М.: Проспект, 2010. 464 с.
8. Черепенько Г.В. Современные тенденции в области диагностических исследований почерка в негосударственных экспертных учреждениях России // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и перспективы развития судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога» // Армянский журнал психического здоровья. 1/2018. Ереван. 2018. С. 144-146.
9. Чернов Ю. Анализ почерка в работе с кадрами. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. 282 с.
10. Чернов Ю., Щеголев И. Графология XXI века. СПб.: Питер, 2008. 256 с.
11. Chernov Y., Engalychev V. Formal handwriting analysis as an instrument for forensic and criminal psychology // Armenian journal of mental health: Current issues of forensic psychology. 2018 (9). № 1, pp. 140-143.