Кузнецов В.О. Методологические аспекты лингвистического экспертного исследования переписок на сексуальные темы с несовершеннолетними // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Т. 17. № 1. С. 107–114. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2022-1-107-114
Введение
Ужесточение наказания за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности находится в фокусе внимания органов власти Российской Федерации. В начале 2022 года в силу вступил закон о пожизненном заключении лиц, склонных к педофилии, подписанный президентом В.В. Путиным. 06 марта 2022 г. им подписан закон об усилении наказания за педофилию и ее укрывательство. Такое ужесточение уголовной ответственности обусловлено значительным ростом подобных правонарушений за последние пять лет. Об этом свидетельствует практика производства судебных лингвистических, судебных психологических и комплексных психолого-лингвистических экспертиз по делам, связанным с преступлениями против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Объектами таких экспертиз являются переписки сексуального характера в мессенджерах и социальных сетях с несовершеннолетними. Им посвящено значительное количество публикаций российских и зарубежных ученых, изучивших это явление с разных сторон, в том числе в аспекте судебной экспертизы [1–15]. При этом лишь некоторые из них затрагивают методические аспекты судебно-экспертного исследования подобных объектов, в основном исследователи заостряют внимание на названии переписок («секстинг», «изосекстинг», «селфисекстинг», «груминг», «онлайн-груминг», «порноместь», «цифросексуализм»), их жанровых особенностях, коммуникативных тактиках и стратегиях коммуникантов.
Цель статьи – рассмотрение методологического аспекта переписок на сексуальные темы с несовершеннолетними с позиции современной судебной экспертологии. В настоящее время наблюдается становление нового вида судебной лингвистической экспертизы – экспертизы по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Поскольку по предмету исследования данный вид экспертизы отличается от других видов судебной лингвистической, а также комплексной психолого-лингвистической экспертиз.
Для определения предмета экспертизы обратимся к теории экспертных понятий, разработанной Ф.С. Сафуановым применительно к судебной психологической экспертизе [17]. Согласно его теории, в каждом конкретном виде судебной психологической экспертизы необходимыми этапами являются правовой, экспертологический и психологический анализ. В случае судебной лингвистической экспертизы в качестве последнего этапа будет выступать лингвистический анализ.
Правовой анализ
На первом этапе разработки предметного вида экспертизы проводится анализ с целью определения юридического значения вывода данной экспертизы, что предполагает установление правовых последствий экспертного заключения [17]. В связи с этим необходимо рассмотреть диспозиции соответствующих правовых норм.
Уголовно-правовые нормы, охватывающие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, содержатся в гл. 18 УК РФ (ст. 131–135). Чаще всего судебные лингвистические и комплексные психолого-лингвистические экспертизы назначают при расследовании преступлений, предусмотренных ст. ст. 132 и 135.
Особым объектом посягательства является лицо, не достигшее 12-летнего возраста и являющееся в связи с этим беспомощным по закону.
Для целей судебной экспертизы важным является правовое понимание развратных действий (ст. 135 УК РФ) и иных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ).
П. 1 ст. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера»: мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей).
П. 1 ст. 135 УК РФ «Развратные действия»: совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста.
П. 2 ст. 135 УК РФ: то же деяние, совершенное в отношении лица, достигшего двенадцатилетнего возраста, но не достигшего четырнадцатилетнего возраста.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» к развратным действиям в ст. 135 УК РФ относятся любые действия, кроме полового сношения, мужеложства и лесбиянства, совершенные в отношении лиц, достигших двенадцатилетнего возраста, но не достигших шестнадцатилетнего, которые были направлены на удовлетворение сексуального влечения виновного или на вызывание сексуального возбуждения у потерпевшего лица, или на пробуждение у него интереса к сексуальным отношениям; развратными могут признаваться и такие действия, при которых непосредственный физический контакт с телом потерпевшего лица отсутствовал, включая действия, совершенные с использованием сети Интернет, иных информационно-телекоммуникационных сетей.
Развратные действия могут быть как физическими, так и интеллектуальными. Типичными физическими развратными действиями являются обнажение половых органов виновного или потерпевшего лица, прикосновения к ним, ощупывание, принятие непристойных форм, совершение непристойных жестов, полового акта, иных действий сексуального характера в присутствии несовершеннолетнего, склонение к занятию онанизмом, мастурбацией и т. п.
Типичными развратными действиями интеллектуального характера являются демонстрация порнографических материалов, предметов, аудио-, киноили видеозаписей, изображений порнографического характера, чтение порнографической литературы, ведение бесед, разговоров, рассказов на сексуальные темы циничного характера и т. д. [18].
Под «иными действиями сексуального характера» в уголовно-правовой науке понимаются «собственно действия сексуального характера, развратные действия в отношении лиц в возрасте до двенадцати лет и насильственные развратные действия» [19]. То есть в отношении лиц до двенадцати лет понимание этого термина и развратных действий совпадает.
В случае с сексуальными переписками имеет место совершение развратных действий интеллектуального характера, при которых непосредственный физический контакт с телом потерпевшего лица отсутствует, но происходит склонение несовершеннолетнего к показу половых органов, занятию мастурбацией, демонстрация порнографических материалов, ведение бесед на сексуальные темы и т. п.
Экспертные заключения по судебной лингвистической или комплексной психолого-лингвистической экспертизе и выводы по их результатам могут использоваться для квалификации преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ и ст. 135 УК РФ, в случае установления аспектов объективной стороны данных преступлений, а именно определения, идет ли речь о сексуальных действиях, побуждении (в различных формах) одним коммуникантом другого коммуниканта к совершению таких действий.
Экспертологический анализ
Экспертологический анализ, следующий за правовым, предполагает выработку экспертного понятия [17], для чего требуется рассмотреть правовое и лингвистическое понятие.
Как указывалось выше, правовые понятия – это «развратные действия» и «иные действия сексуального характера», которые являются бесконтактными сексуально окрашенными действиями, связанными с удовлетворением сексуального влечения инициатора сексуального общения, а также вызыванием сексуального возбуждения у несовершеннолетнего или пробуждением у него интереса к сексуальным отношениям.
С лингвистической точки зрения такие действия обозначаются лексикой, входящей в семантические поля «секс», «сексуальные отношения»: слова и выражения литературного языка, жаргонные, вульгарные, обсценные.
Представляется, что экспертное (занимающее промежуточное положение между правовым и лингвистическим) понятие в данном случае – это понятие «сексуальные действия».
Его наполнением являются следующие действия: демонстрация порнографических материалов, ведение разговоров на сексуальные темы, демонстрирование коммуникантами половых органов, а также произведение манипуляций с ними, реальный половой акт, в котором инициатор сексуального общения побуждает или принуждает несовершеннолетнего. При этом несовершеннолетнее лицо часто побуждается к фотои видеосъемке половых органов и манипуляций с ними.
Различные виды съемки к действиям сексуального характера не относятся, к таким действиям относится демонстрирование половых органов и манипуляции с ними посредством фотои видеосъемки.
Помимо понятия «сексуальные действия» целесообразна выработка экспертного понятия, связанного с «техническим» осуществлением сексуальных действий. Общение между лицом, совершающим такие действия, и несовершеннолетним осуществляется в диалогической форме, предполагающей коммуникативное взаимодействие. В этом случае экспертными понятиями будут, связанные с волеизъявлением в различных формах (просьбой, предложением, требованием, понуждением, принуждением, склонением, убеждением, угрозой и др.), направленные на совершение несовершеннолетним сексуальных действий.
К таким экспертным понятиям относятся «побуждение к действиям» (например, к демонстрации половых органов, манипуляции с ними, к половому сношению), «угроза» (например, совершением насильственных действий в отношении несовершеннолетнего, распространением негативных сведений о нем).
Исходя из выработанных понятий экспертные лингвистические задачи можно сформулировать и разделить на два блока:
1) связанные с установлением предметно-тематического содержания переписок: установление тематики переписки; установление наличия/отсутствия сексуальных тем в переписке; установление наличия/отсутствия предмета речи «сексуальные действия»;
2) связанные с установлением коммуникативных характеристик переписки: установление наличия/отсутствия побуждения к совершению сексуальных действий; установление наличия/отсутствия угроз.
Лингвистический анализ
На данном этапе необходимо соотнести экспертные понятия со всей суммой научных лингвистических знаний.
Как показано выше, понятие «сексуальные действия» соотносится с семантическими полями «секс», «сексуальные отношения». Соответственно, для его установления необходимы знания прежде всего в сфере лингвистической семантики, лексикологии, лексикографии, методологии проведения семантических исследований.
Согласно методическому подходу, принятому в судебно-экспертных учреждениях Минюста России [20], установление экспертного понятия «сексуальные действия» предполагает решение задачи по выявлению наличия/отсутствия в объекте информации определенного содержания. Для этого на аналитическом этапе экспертного исследования целесообразно применение методов лингвистической семантики (например, дефиниционного и контекстуального анализа, синонимического перифразирования, семантической декомпозиции), а также предметно-тематического анализа, направленного на выявление основных семантических составляющих сообщения.
Установленные лингвистические признаки сообщенного сравнивают с искомым типом информации. Эксперт должен иметь представление о языковых средствах, используемых носителями языка для номинации предмета речи «сексуальные действия». В этом случае следует задействовать идеографические лексикографические издания с описанием семантических полей этого предмета речи, а также словари субстандартной лексики. На этапе сравнительного исследования эксперт сопоставляет установленные на аналитическом этапе лингвистические признаки сообщенного с семантическим полем искомого типа информации [20, с. 106–107].
При определении предмета речи эксперт должен учитывать общий контекст переписки, относить обсуждение таких действий именно к сексуальной, а не иной тематике (например, к медицинской или к теме полового воспитания).
Для выявления побуждения к действиям и угрозы эксперту необходимы знания прежде всего в области лингвистической семантики, лингвистической прагматики, теорий речевых актов и речевых жанров, методологии проведения семантических исследований.
Согласно [20, 21], установление экспертного понятия «побуждение к совершению действия» и угрозы предполагает решение экспертной задачи по выявлению значения и отнесения его к определенному классу. На аналитическом этапе исследования требуется применение методов лингвистической семантики (например, синонимического перифразирования, семантической декомпозиции, семантико-прагматического анализа речевого акта), а также триады специальных методов экспертного исследования: предметно-тематического, оценочно-экспрессивного, целевого анализа, направленного на выявление семантической структуры сообщения.
На сравнительном этапе исследования установленные на аналитическом этапе лингвистические признаки сообщенного сопоставляются с диагностическими комплексами «побуждение к совершению действия» (табл. 1) и «угроза» (табл. 2).
Таблица 1. Диагностический комплекс «побуждение к совершению действия».
Таблица 2. Диагностический комплекс «угроза».
Как показывает экспертная практика, побуждением в сексуальной переписке выступает речевая (коммуникативная) стратегия, реализуемая за счет совокупности практических ходов – речевых тактик, одной из которых является угроза (шантаж): при отказе несовершеннолетнего лица продолжать совершать сексуальные действия другой коммуникант начинает угрожать распространением присланных ему ранее несовершеннолетним фотои видеоизображений, в результате чего несовершеннолетнее лицо продолжает совершать требуемые сексуальные действия.
В данном случае реализация побуждения как речевой (коммуникативной) стратегии предполагает применение не только лингвистических, но и психологических знаний. Это позволяет провести полное и всестороннее исследование, поскольку тогда возможно «выявление психологических механизмов и инструментов воздействия на основе научных принципов исследования коммуникативного и дискурсивного взаимодействия» [22] (см. подробнее [23]).
Заключение
Проведенный правовой, экспертологический и лингвистический анализ свидетельствует о формировании нового вида судебной лингвистической и комплексной психолого-лингвистической экспертизы – экспертизы по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, имеющей свой предмет (соотносимый с экспертными понятиями «сексуальные действия», «побуждение к совершению действий», «угроза»), объект (диалогический текст – сексуальная переписка) и экспертные задачи (установление предметного содержания и коммуникативных характеристик сексуальной переписки). Эти задачи могут быть решены путем применения существующих методических подходов к лингвистическому экспертному исследованию продуктов речевой деятельности [20, 21].
Список литературы:
1. Бельская Н.С. Речевой жанр секстинга в судебной лингвистической экспертизе интернет-коммуникации при расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2. № 1 (61). С. 170–176.
2. Шеремет О.А., Шипшин С.С. Комплексное исследование интернет-переписки при расследовании уголовных дел о сексуальных преступлениях в отношении несовершеннолетних / Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии (Москва, 24–27 мая 2017 г.). М.: МГППУ, 2017. С. 165–169.
3. Волохова Л.А. Опыт психологического исследования по делам, связанным с совершением развратных действий посредством сети Интернет (переписка на сексуальную тему) / Сборник тезисов участников всероссийского научно-практического семинара с международным участием «Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению» (Москва, 9 ноября 2017 г.). М.: МГППУ, 2017. С. 80–82.
4. Антонов О.Ю. Особенности использования специальных знаний в области лингвистики при изучении электронной переписки в ходе расследования половых преступлений в отношении несовершеннолетних // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 7. С. 43–52.
5. Зайцева О.В., Зобнина Н.В. Коммуникативные тактики сексуального онлайн-взаимодействия (на материале секстинга и порномести) / Сборник докладов международной научной конференции «Международные и национальные тенденции и перспективы развития судебной экспертизы» (Н. Новгород, 16–17 мая 2019 г.). Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2019. С. 154–159.
6. Дозорцева Е.Г., Медведева А.С. Сексуальный онлайн груминг как объект психологического исследования // Психология и право. 2019 (9). № 2. С. 250–263. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090217
7. Туркулец В.А. Секстинг в отношении несовершеннолетних: уголовно-правовой и виктимологический аспекты // Юридические исследования. 2020. № 5. С. 1–11. https://doi.org/10.25136/2409-7136.2020.5.33125
8. Зайцева О.В. Секстинг: правовой статус, экспертная практика и особенности нарратива / Социальные сети: комплексный лингвистический анализ. В 2 томах. Т. 1 / Под науч. ред. Н.Д. Голева, отв. ред. Л.Г. Ким. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 170–191.
9. Изместьева И.А. Лингвистическая экспертиза текстов, отнесенных к жанру подросткового секстинга / Гуманитарные чтения в Политехническом университете. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 1. СПб.: Политехпресс, 2021. С. 114–120.
10. Corbett D. Let’s Talk about Sext: The Challenge of Funding the Right Legal Response to the Teenage Practice of “Sexting” // Journal of Internet Law. 2009. Vol. 13. No. 6. P. 3–8.
11. Day T. The New Digital Dating Behavior – Sexting: Teens’ Explicit Love Letters: Criminal Justice or Civil Liability // Hastings Communications and Entertainment Law Journal. 2010. Vol. 33. No. 1. P. 69–78.
12. Karaian L. Lolita Speaks: “Sexting”, Teenage Girls and the Law // Crime Media Culture. 2012. Vol. 8. No. 1. P. 57–73. https://doi.org/10.1177/1741659011429868
13. Crofts Th., Lee M., McGovern A., Milivojevic S. Sexting and Young People. London: Palgrave Macmillan, 2015. 263 p. https://doi.org/10.1057/9781137392817
14. Black P.J., Wollis M., Woodworth M., Hancock J.T. A Linguistic Analysis of Grooming Strategies of Online Child Sex Offenders: Implications for Understanding of Predatory Sexual Behavior in an Increasingly Computer-Mediated World // Child Abuse & Neglect. 2015. Vol. 44. P. 140–149. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2014.12.004
15. Chris L. The Crime of Sexting: A Deconstructive Approach // Information & Communications Technology Law. 2018. Vol. 27. No. 1. P. 55–85. https://doi.org/10.1080/13600834.2017.1393933
16. Секераж Т.Н. О терминах и понятиях, отражающих явления интернет-коммуникации по делам о нарушении половой неприкосновенности несовершеннолетних // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Т. 17. № 1. С. 130–136. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2022-1-130-136
17. Сафуанов Ф.С. Как построить предметный вид судебно-психологической экспертизы / Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 220–239. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070118
18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4-х тт. Особенная часть. Разделы VII–VIII (постатейный). Т. 2. / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2017. 371 c.
19. Гусарова М.В. Насильственные действия сексуального характера: содержание нормы, проблемы квалификации // Российский следователь. 2019. № 8. С. 34–37.
20. Плотникова А.М., Кузнецов В.О., Саженин И.И. и др. Семантические исследования в судебной лингвистической экспертизе. Методическое пособие. М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018. 136 с.
21. Судебная лингвистическая экспертиза диалогической речи. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.А. Смирновой, В.О. Кузнецова, А.М. Плотниковой. М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2020. 120 с. https://doi.org/10.30764/978-5-91133-215-02020-10
22. Секераж Т.Н. Судебно-психологические аспекты понятия «провокация» в уголовном процессе // Теория и практика судебной экспертизы. 2020. Т. 15. № 3. С. 19–33. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2020-3-19-33
23. Секераж Т.Н. Психологическое исследование информационных материалов по делам о нарушении половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершаемом с помощью информационно-телекоммуникационных сетей // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Т. 17. № 1. С. 96–106. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2022-1-96-106