И.С. Бубнова, Е.Л. Шестеперова
Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка. Сборник материалов III международной научно-практической конференции // Под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой Калуга, 16–19 мая 2019 г. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. – 210 с.
Судебных психолого-почерковедческих экспертиз, связанных с выявлением связи между признаками почерка и психологическими свойствами личности его исполнителя, в настоящее время проводится недостаточно. Так, анализ литературы и экспертной практики свидетельствуют о том, что данные вопросы не проработаны в должной мере ни на научно-теоретическом, ни на методическом уровне.
Опираясь на исследования Ж.-И. Мишона, К. Жамен, И.Ф. Моргенштерн, декларирующими связь между отдельными признаками почерка и психологическими свойствами личности, отметим, что, несмотря на примитивизм данных концепций, в них показана возможность диагностики преступной направленности писавшего (Бобовкин, 2005, Моргенштерн, 1994). Аналогичного подхода придерживался и В. Маяцкий, который доказал, что некоторые особенности почерка (например, величина, ширина, нажим и др.) связаны с психологическими и физиологическими свойствами исполнителя рукописи (Маяцкий, 1990).
В своих трудах Л. Клагес также обосновал положение о том, что почерк неповторим, поскольку индивидуальны движения, обусловленные индивидуальностью характера писавшего. Таким образом, в графологии впервые была обоснована многозначность природы признаков почерка и письменной речи.
Дальнейшее развитие графологии уже в послевоенный период связано с качественным скачком в области психодиагностики. Так, полученные результаты психологических тестирований начинают использоваться в качестве объективного критерия, позволяющего проследить корреляции между признаками почерка и свойствами личности. Примером вышесказанного положения являются работы Д. Фаренберга и В. Конрада и др. (Fahrenberg, Conrad, 1965).
Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов
Говоря в целом о работах в области диагностики психологических свойств личности по почерку данного периода, можно отметить их возрастающую детализированность. Так, предметом исследований выступают парные и комплексные корреляционные зависимости признаков почерка и личностных свойств (Dietrich, 1937); факторный анализ структуры письма, валидизация анализа рукописей, факторный анализ нескольких письменных признаков, результаты экспериментальных исследований о переменных величинах рукописей и т.д.
В рамках советской криминалистики также проводилось изучение типологии почерка и ее связи с типологическими свойствами личности. Так, Г.И. Борягин, изучив типы высшей нервной деятельности человека с целью решения задач почерковедческой диагностики, пришел к выводу, что учение И.П. Павлова об общих типах высшей нервной деятельности имеет огромное значение, оно помогает понять индивидуальный характер человека, поскольку тип высшей нервной деятельности и внешние условия формирования письменно-двигательного комплекса навыков являются основными факторами, определяющими индивидуальность почерка (Борягин, 1957).
Ю.Н. Погибко была проведена работа над созданием комплекса методов криминалистической диагностики пола, возраста и психофизиологических характеристик исполнителя рукописи, которая получила завершение уже в постсоветский период. Позже данная методика была модифицирована А.Н. Герасимовым и Л.В. Сидельниковой (Герасимов, Сидельникова, 2005). Беря в основу психологическое тестирование, с одной стороны, и исследование статистических показателей зависимостей признаков почерка от свойств личности – с другой, авторы разработали поэтапную методику криминалистической диагностики психологических свойств личности по почерку, значение которой заключалось в установлении зависимости проявления признаков почерка от структурной организации свойств личности в целом.
Продолжая изучение данных зависимостей, было проведено исследование С.Ю. Алексовским и Я.В. Комиссаровой, которые в ходе корреляционно-статистического анализа выявили взаимосвязь некоторых признаков почерка испытуемых с их психологическими свойствами, предварительно выявленными рядом психодиагностических методик MMPI, 16 PF, опросником Шмишека (Алексовский С.Ю., Комиссарова Я.В., 2006).
Опираясь на общепсихологическую теорию деятельности, детально проработанную в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и других исследователей, и принимая положения теории о том, что действия и реакции человека являются активными, а не реактивными, в отличие от подходов, разработанных в рамках рефлексологии и бихевиоризма, где человек рассматривался как существо реагирующее, целиком зависимое от внешних стимулов. В соответствии с вышеназванной теорией любая деятельность реализуется посредством внутреннего импульса побуждения личности. А.Н. Леонтьев, развивая положения теории С.Л. Рубинштейна, отмечает, что сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. Согласно данной концепции, то же самое применительно не только к деятельности и действиям, но и к «операциям» - так в теории деятельности называют навыки и их комплексы. Следовательно, формирование функционально-динамического комплекса навыков письма также опосредовано сознанием, в том числе его ценностно-мотивационным (смысловым) компонентом, который, помимо прочего, определяет психологические свойства личности.
К основным свойствам почерка, существенным для криминалистического исследования, относятся индивидуальность, типологическое своеобразие, динамическая устойчивость и избирательная изменчивость.
Индивидуальность почерка – это его своеобразие, неповтори-мость у разных людей. Данное свойство обусловлено воздействием разнообразных субъективных и объективных факторов, взаимодействующих между собой в процессе формирования навыка и практики письма.
Уровневая структура определяется двигательной задачей. Н.А. Берштейн выделяет пять уровней построения движений, различающихся между собой анатомическими субстратами, ведущей афферентацией, функциями и главное – различной степенью осознаваемости выполняемых действий. Данные уровни Н.А. Берштейн условно обозначил латинскими буквами А В С D Е. Уровни А и В относятся к субкортикальным, уровни С В и E – к кортикальным (Петрова, 2017).
В процессе письма уровень «D» является ведущим. На нем программируется и реализуется «образная» смысловая схема письменных знаков и их сочетаний. «E» – группа уровней, лежащих выше уровней действий. На этой группе уровней осуществляется перевод фонетического образа речевого звука на язык азбучного начертания и перевод фонетического образа на язык грамматически верного буквенного подбора. Она относится к высшей письменно-речевой деятельности и другому ФДК (Петрова, 2017).
На более поздних этапах формирования ФДК процесс письма автоматизируется и в действия активно включаются непроизвольные компоненты субкортикальных уровней A и B, которые «ответственны» за проприоцептивную афферентацию и сенсорную коррекцию. Влияние большинства психологических свойств личности на формирование ФДК на данном этапе нивелируется, а преобладающий тип нервной системы обусловливает успешность овладения навыком письма, выработку вариационности и прочих особенностей почерка (Петрова, 2017).
Вышеизложенное приводит к утверждению, что психологические свойства личности влияют на формирование ФДК в большей степени на первоначальных этапах обучения человека письму и при содействии смысловых компонентов кортикальных уровней действий D и E. Указанные свойства обусловливают, в числе прочих факторов, индивидуальность почерка и находят отражение в его признаках.
Однако ни психологические свойства личности, ни воздействие других субъективных и объективных факторов не получают в почерке однозначного отображения, что говорит о доле случайности происхождения признаков почерка (Бобовкин, 2005).
Таким образом, для установления психологических свойств личности пригодны лишь тексты, в которых индивидуальность как свойство почерка в полном объеме получила наглядное подтверждение в виде совокупности его устойчивых признаков.
В исследовании Петровой С.И., направленном на установление статистически часто встречающихся признаков почерка в условиях выраженности тех или иных психологических свойств исполнителей рукописей, экспериментальная работа проводилась поэтапно. Так, ею на первом этапе была сформирована выборка испытуемых, затем получены образцы почерка ее представителей, далее проводилось психодиагностическое тестирование испытуемых по методике CPI с последующей обработкой результатов с помощью аппаратно-программного комплекса «Мультипсихометр», с последующим составлением личностных профилей каждого из испытуемых, отбором признаков почерка для проведения экспериментального исследования, сопоставлением их с валидными профилями и др. (Петрова, 2017).
Таким образом, на основе полученных статистических данных из совокупности Х были выделены признаки почерка, частота встречаемости которых в условиях высоких показателей шкал, соответствующих доминирующим психологическим свойствам, превышена по сравнению с установленной для данных признаков средней частотой встречаемости. Например, частные и общие признаки почерка, имеющие высокую частоту встречаемости при наличии такого выраженного психологического свойства у исполнителя рукописи как доминирование (Do): малый размер красных строк; размер интервалов между словами большой; сложность движений при выполнении строчной буквы «к» упрощена за счет выполнения ее по типу строчной буквы «п» или строчной буквы «и»; протяженность движений при выполнении подстрочных элементов строчных букв «д», «з», «р», «у» увеличена по вертикали; протяженность движения при выполнении надстрочной части первого элемента строчной буквы «р» увеличена по вертикали (Петрова, 2017).
Такому психологическому свойству как общительность (Sy) соответствуют следующие признаки почерка: размер интервалов между словами малый; сложность движений при выполнении строчной буквы «а» упрощена за счет выполнения ее по типу строчной буквы «я»; сложность движений при выполнении строчной буквы «у» усложнена за счет изменения направления, формы и увеличения протяженности по горизонтали второго элемента; дуговая форма соединения 1-го элемента со 2-ым при выполнении строчной буквы «к»; количество движений при выполнении строчных букв и др. (Петрова, 2017).
Обобщение литературы позволяет сформулировать вывод о том, что криминалистическая диагностика психологических свойств личности по почерку способствует конкретизации поисковых признаков неустановленного преступника; определению и сужению круга проверяемых по делу лиц; прогнозированию поведения преступника при задержании или освобождении заложников и др. Экспертиза играет огромную роль в составлении портрета исполнителя по почерку, что позволяет объективно оценить мотивы совершенного деяния, способностей виновного лица и др.
Психолого-почерковедческая экспертиза, комплексная психолого-почерковедческая экспертиза или психологическая экспертиза текста и подписи – это особый вид комплексных экспертиз, при производстве которых принимают участие два эксперта: эксперт-психолог и эксперт-почерковед – с целью установления психоэмоционального состояния человека на момент подписания документа или составления рукописного текста.
Проведение психолого-почерковедческой экспертизы так же, как проведение психологических и почерковедческих экспертиз, является одним из основных экспертных направлений деятельности АНО «БЦСЭ и Г». С целью проведения психолого-почерковедческих экспертиз в АНО «БЦСЭ и Г», помимо экспертов-почерковедов, имеется судебный эксперт-психолог, имеющий специальную подготовку по психологическому исследованию текста и рукописных записей (Бубнова, Шестеперова, 2018).
Судебная психолого-почерковедческая экспертиза нашла широкое применение при рассмотрении как гражданских, так и уголовных дел, как на этапах доследственной проверки и предварительного расследования, так и на всех этапах судебного следствия. Независимая психолого-почерковедческая экспертиза довольно часто применяется на этапе досудебного урегулирования конфликтов и при гражданско-правовых спорах.
Объектами психолого-почерковедческой экспертизы выступают подпись в документе, краткая рукописная запись (расшифровка ФИО), рукописный текст в документе, собственно лицо, исполнявшее текст или подпись.
Цели и задачи психолого-почерковедческой экспертизы: определение психологических особенностей человека по почерку; оценка психического состояния человека по рукописному тексту на конкретный временной промежуток; определение измененного состояния (опьянение, депрессия) человека при составлении текста; определение психического воздействия на человека в момент составления текста (завещание, расписка); определение (идентификация) исполнителя рукописного текста; определение автора рукописного текста (примечание: автор и исполнитель текста не всегда являются одним лицом); выявление суицидальных тенденций по рукописному тексту, в том числе и установление предрасположенности к самоубийству у умершего лица в период составления предсмертного текста (письмо, записка); оценка объективности и научной обоснованности ранее проведенных психолого-почерковедческих экспертиз; рецензирование психолого-почерковедческих экспертиз и исследований и др.
Судебные психолого-почерковедческие экспертизы нами широко применяются в делах при оспаривании завещаний, сделок, договоров, при совершении суицидальных действий, при собственноручном способе составления рукописных явок с повинной по уголовным делам. Комплексная психолого-почерковедческая экспертиза широко применяется в уголовных делах по экстремизму, терроризму и разжиганию межнациональной вражды и ненависти.
Психолого-почерковедческая экспертиза, помимо авторства, позволяет установить давность исполнения подписей и текстов; возраст и пол автора.
Таким образом, психолого-почерковедческая экспертиза, проведенная по всем правилам, позволяет определить, кто и когда что-то написал. Если есть образцы почерка для сравнения, можно точно установить и личность автора, если нет – то его общий «портрет» или наиболее вероятное количество соавторов одного текста.
Список литературы:
1. Алесковский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графологии. М.: Юрлитинформ, 2006. 216 с.
2. Бобовкин М.В. Теория и практика судебно-диагностической экспертизы письма лиц, находящихся в психопатологическом состоянии. Волгоград: ВА МВД России, 2005. 332 с.
3. Борягин Г.И. О научных основах советской графической экспертизы // Сб. работ по криминалистике (Графические исследования): НИИ МВД СССР. М., 1957. №3. С.33.
4. Бубнова И.С., Шестеперова Е.Л. К вопросу о диагностике индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних потерпевших по делам о половых преступлениях // Эксперт-криминалист (федеральный научно-практический журнал). 2018. №2. С. 11-15.
5. Герасимов А.Н., Сидельникова Л.В. Комплексная методика установления пола, возраста и психологических свойств исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности. Гос. учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. М., 2005. 46 с.
6. Маяцкий В. Графология. Репринтное воспроизведение издания М. 1907. М., 1990. 64с.
7. Моргенштерн И.Ф. Психографология: наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. Спб.: Питер, 1994. 350 с.
8. Петрова С.И. Теоретические и методические основы диагностирования психологических свойств исполнителя рукописи по почерку при расследовании преступлений: …автореф.канд.диссер. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2017. 208 с.
9. Fahrenberg J. und Conrad W. Eine explorative Faktorenanalyse graphometrischer und psychometrischer Daten. Zeitschrift exp. angew. Psychol., 1965. P. 223-238.
10. Dietrich W. Statisisce Untersuchungen uber den Zusammenhang von Schriftmerkmalen Psychologie des Schreibens und der Handschrihandschrift. Munchen, 1937.