О факторах, влияющих на формирование почерка

Изображение сгенерировано нейросетью


Почерк – это основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков и получающая отображение в рукописях индивидуальная и динамически устойчивая программа их выполнения, содержащая зрительнодвигательный образ рукописей и приспособленную для его реализации систему движений. Данное определение, по мнению ученых-криминалистов, отражает психофизиологическую его природу и образует основное содержание представления о почерке как объекте криминалистического исследования [9, с. 222].

В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык, под которым психология понимает систему регуляторных процессов, сложившуюся в индивидуальном опыте человека и позволяющую устойчиво и стандартно выполнять определенные действия [3, с. 6].

Процесс формирования почерка, по данным ученых, является сложным и длительным и начинается значительно раньше того момента, когда учитель вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы [4, с. 189]. При этом единого мнения относительно возраста окончательного складывания письменно-двигательного функционально-динамического комплекса (ПД ФДК) навыков человека и основанного на нем почерка среди ученых нет.

Л. А. Винберг относит этот период к 25–30 годам [3, с. 13]. По данным Л. В. Сидельниковой, письменно-двигательный ФДК стабилизируется к 17–25 годам [13, с. 263-264]. По мнению М. В. Жижиной, стабилизация навыка происходит в возрасте 20–25 лет [5, с. 46]. Е. Н. Соколова относит период окончательного формирования навыка при условии постоянного занятия письмом приблизительно к 18–20 годам [12, с. 22].

Выполним исследование подписей и рукописных записей, в том числе по копиям документов

Подробнее о почерковедческой экспертизе

Следует отметить, что изучение закономерностей формирования и функционирования почерка, определяющих основные его свойства и признаки, необходимые для решения задач экспертизы, а также разработка на основе изученных закономерностей методических основ, схем, методик и методов экспертного исследования почерка, направленных на совершенствование экспертной практики, расширение возможности экспертизы (решение недоступных ранее задач), повышение надежности и обоснованности экспертных выводов, возрастание эффективности и улучшение организации работы эксперта являются одними из задач судебного почерковедения как отрасли криминалистики [10, с. 13–14].

Все обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, ученые-криминалисты разделили на два вида: субъективные, или внутренние, и объективные, или внешние [3, с. 13; 8, с. 142].

Субъективные обстоятельства обусловлены анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями обучающегося письму, и именно они же играют основную роль в формировании данного навыка при обучении письму, «так как в конечном счете благодаря им почерк каждого человека индивидуален» [3, с. 13; 8, с. 142].

Данные факторы Л. А. Винберг делит на анатомические особенности пишущего и психофизиологические особенности обучающегося письму [3, с. 13].

В качестве анатомических особенностей пишущего ученые указывают строение руки: длина костных рычагов, степень подвижности суставов и развитости мышц; строение глаз и особенности зрения: конвергенция (сведение осей глаз для улучшения восприятия объекта), аккомодация (способность глаз различать предметы, находящиеся от него на различных расстояниях), бинокулярность (особенность зрения, от которой зависит определение расстояния между наблюдаемыми объектами и их взаимного размещения) и др., а также различные недостатки зрения [3, с. 13–14; 8, с. 142–143; 15, с. 94].

К объективным, или внешним, факторам относятся посадка и условия письма, условия процесса обучения письму, а также методика обучения письму, которые также активно влияют на формирование почерка. Вместе с тем влияние вышеуказанных факторов на формирование почерка разных лиц, даже при одновременном обучении, редко бывает одинаковым в силу различного их восприятия пишущими исходя из психологических и физиологических качеств обучающегося письму [3, с. 15].

Изменения внешних условий или какого-либо их сегмента, как показывает анализ криминалистической литературы, происходили всегда. Так, в период с 1920 по 1940 г. можно было употреблять вместо «ъ» апостроф, букву «ё» заменять «е», менялись прописи и т. п. (анализ образцов почерка свидетельствует о том, что замены данных букв употребляются и в настоящее время) [6, с. 12; 14 с. 54, 61].

Следует отметить, однако, что, по данным Л. А. Сысоевой, за последние три десятилетия XX в. как субъективные, или внутренние, так и объективные, или внешние, факторы претерпели значительные изменения [14, с. 54]. «За последние десятилетия, с учетом социально-экономических изменений, произошедших в нашей стране, выросли как минимум два новых поколения людей, психофизические характеристики которых отличаются от характеристик лиц, чьи почерки анализировались при создании существующих методик судебно-почерковедческой экспертизы», – делает вывод ученый [14, с. 63].

Примечательно, что эти изменения, по мнению части ученых, привели к тому, что существующие в настоящее время методики в судебном почерковедении или «морально устарели», или не вполне удовлетворяют потребности экспертной практики, или имеют существенные ограничения для их применения [14, с. 83; 2, с. 96].

Так, как отмечает Л.А. Сысоева, осуществлен переход от относительно сложной техники письма перьевыми ручками и чернилами к более простым пишущим приборам – шариковым, гелевым и т.п. пишущим узлам, позволяющим писать без отрыва и в более высоком темпе [14, с. 58].

Но самым главным внешним фактором, претерпевшим изменения за последние 30 лет и который Л. А. Сысоева называет основополагающим, является появление в 1968 г. новых прописей. Для данных прописей, по мнению ученого, характерно кардинальное изменение рисунка письма [14, с. 59–60].

Прописи 1968 г., оставаясь едиными для всех школ, изменяли графику письма в сторону упрощения. Начальные извилистые движения элементов букв изменены на угловатые; интервальные элементы всех заглавных букв стали связанными за счет простого петлевого движения и т. п. Еще большее упрощение прописей произошло в образце прописей 1990 г. Рисунок букв по современным прописям, по мнению ученого, приблизился к печатному шрифту. В целом, отмечает Л. А. Сысоева, произошло серьезное изменение графического стереотипа письма [14, с. 61].

Это «серьезное изменение графического стереотипа письма» в настоящее время обусловлено включением (или исключением) в федеральный перечень многочисленных завершенных предметных линий учебников, входящих в состав учебно-методических комплексов (программ) для начальной школы: «Гармония», «Диалог», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Ритм», «Школа России» и др. Сам графический рисунок букв (элементов) в тетрадях по письму, разработанных в соответствии с данными концепциями (программами), требованиями образовательных стандартов и являющихся составными частями комплектов по обучению грамоте, может различаться и весьма существенно. В качестве примера можно привести написание строчной буквы «ы»:

«Гармония».

«Перспективная начальная школа», система Л. В. Занкова (в федеральный перечень не включена).

«Школа 2100» (в федеральный перечень не включена).

Данные особенности графического рисунка букв различных учебно-методических комплексов (программ) для начальной школы или прописи необходимо знать эксперту-почерковеду[2]. Это обусловлено тем, что признаки почерка, отображающиеся в рукописи и совокупность которых устанавливает эксперт, проявляются, прежде всего, в отклонениях от прописей [8, с. 190].

Однако отклонения от прописей нельзя считать единственной формой проявления признаков почерка. В процессе формирования почерка, как указывают ученые, некоторые отклонения от прописей оказываются общими для всех людей, например, как правило, пишущие переносят точку начала буквы «о» справа налево относительно условного центра; в букве «к» всегда упрощаются движения при выполнении второго и третьего элементов [8, с. 190–191]. Кроме того, исследование и анализ почерков различных лиц показали, что почти всегда вертикальная часть надстрочного элемента строчной буквы «б» пишется справа налево, а не по прописям – слева направо (рис. 1–3) и частота встречаемости отклонения от прописей значительно ниже, чем выполнение в соответствии с ними. Так, из 152 исследованных нами образцов почерка лишь в пяти случаях имело место написание данной буквы по прописям. При этом причины такого написания буквы однозначно объяснить в настоящее время не удается.


Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Также эксперту-почерковеду следует учитывать, что в рукописях могут проявиться признаки, которые, по данным ученых, вызваны подражанием обучающихся почерку учителя либо почерку друг друга (особенно в 4–5 классах, когда учащиеся подражают друг другу в выработке оригинального усложненного почерка) [13, с. 37]. При этом подражание может быть и какой-то одной букве вышеуказанных лиц. В качестве примера приведем отрывок свободного письменного изложения в образцах почерка лица женского пола в возрасте 43 лет (рис. 4).


Рис. 4.

Исходя из содержания текста в качестве подражания использовалась прописная буква «Б» в подписи учительницы при неоднократных, как пишет сам автор, попытках ее воспроизвести. Можно также предположить, что данная буква была «воспроизведена» не полностью, а с учетом, как уже было отмечено выше, психологических и физиологических качеств данного лица и его личной письменной практики.

В данном аспекте, как представляется, необходимо получение обширных, достаточно обоснованных обновленных статистических данных об идентификационной значимости большинства частных признаков почерка применительно к максимальному числу вариантов письменных знаков и использование этих данных экспертами-почерковедами при производстве исследований. Забегая вперед, отметим, что такие исследования необходимы и в отношении почерка природных левшей.

В настоящее время, по данным Л. А. Сысоевой, у экспертов появилась новая проблема – исследование привычного леворучного почерка природных левшей. Эта проблематика, отмечает ученый, обусловлена реформированием системы образования и демократизацией общества в последние десятилетия в школах при обучении письму. Так, детям-левшам стали разрешать освоение письма привычной левой рукой. Ранее, после реформы письма 30-х годов, дети-левши обучались письму только правой рукой, как и все остальные ученики. Соответственно программа обучения и прописи были построены для обучения письму правой рукой. Возможность же обучения детей-левшей привычному для них леворучному письму привела к тому, что уже в конце 80 – начале 90-х годов XX в. появилось достаточно большое количество молодых людей, пишущих привычно левой рукой. Все эти факторы, по мнению ученого, требуют создания новой специальной методики исследования рукописных текстов, выполненных природными левшами привычной левой рукой [14, с. 54].

Следует отметить, что, не считая возможным и целесообразным оспаривать необходимость создания новой специальной методики, полагаем, что проблема исследования рукописных текстов, выполненных природными левшами привычной левой рукой, актуальна и нуждается в дальнейшем ее рассмотрении. Это исходит из того, что при раскрытии и расследовании преступлений одной из задач следователей и оперативных работников является сбор фактических материалов, к последним относятся и рукописные тексты, каждый из которых может рассматриваться как источник информации о человеке, написавшем его [7, с. 5–6].

Можно предположить, что в таких рукописях могут отобразиться признаки почерка, свидетельствующие о выполнении их природными левшами привычной левой рукой (предположение основано на изучении рукописей, выполненных лицами как привычной правой, так и привычной левой рукой) (рис. 5–9 – фрагменты рукописи, выполненной левшой). Об этом, например, может говорить направление движения третьих элементов буквы «й» и цифры «7» – справа налево (рис. 5–6), правоокружное направление движения при выполнении первого элемента цифры «9» (рис. 7), «Нарушение последовательности движений при выполнении цифр „4” и „5”» (рис. 8–9) или размещение соединительного штриха второго и третьего элементов цифры «7» – справа от второго элемента (рис. 5):


Рис. 5.

Рис. 6.

Рис. 7.

Рис. 8.

Рис. 9.

Данная информация, полученная в результате исследования рукописных документов, как представляется, является весьма ценной на первоначальном этапе расследования преступления, когда необходимо знать направление поиска преступника или расследования в целом, и может быть использована как для розыска, так и для сужения круга подозреваемых, а также более оперативной проверки лиц, причастных к совершению преступлений.

Таким образом, полагаем, что условия современности, с одной стороны, требуют от экспертапочерковеда в его повседневной деятельности глубоких теоретических знаний и практических навыков, с другой – создания новых экспертных методик, позволяющих расширять объем реализуемых задач судебно-почерковедческой экспертизы, потому что некомпетентность эксперта может привести к неверному пути исследования при производстве конкретной экспертизы или исследования и соответственно к ошибочному выводу либо выводу о невозможности решения вопроса и ложному направлению расследования по уголовному делу.

Список литературы:

1. Агаркова, Н. Г. Азбука : Тетрадь по письму № 1. 1 класс [Текст] / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков : учебник. – 2-е изд. – М. : Академкнига, 2012. – 32 с. : ил.

2. Алесковский, А. Ю. Основы графологии [Текст] / А. Ю. Алесковский, Я. В. Комиссарова. – М. : Юрлитинформ, 2006. – 216 с.

3. Винберг, Л. А. Почерковедческая экспертиза [Текст] / Л. А. Винберг, М. В. Шванкова ; под ред. проф. Р.С. Белкина. – Волгоград : Высшая следственная школа МВД СССР, 1977. – 206 с.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец ; Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 3 : Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. – 1983. – 368 с.

5. Жижина, М. В. Судебно-почерковедческая экспертиза документов [Текст] / М. В. Жижина ; под ред. Е. П. Ищенко – М. : Юрлитинформ, 2006. – 176 с.

6. Кеворкова, И. И. Использование рукописных текстов для розыска и установления их исполнителей [Текст] / И. И. Кеворкова, А. П. Моисеев. – М. : ВНИИ МВД СССР, 1972. – 32 с.

7. Кузьменко, Н. С. Пропись 4 : Хочу хорошо писать : к букварю «Мой первый учебник» для 1 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова ; под ред. М. С. Соловейчик. – 4-е изд. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2011. – 64 с. : ил.

8. Манцветова, А. И. Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения [Текст] / А. И. Манцветова, В. Ф. Орлова, И. А. Славуцкая ; под ред. проф. А. Р. Шляхова; Гос. учреждение Рос. федер. центр судебной экспертизы при Минюсте России. – 2-е изд. – М. : Наука, 2006. – 443 с.

9. Орлова, В. Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации [Текст] / В. Ф. Орлова. – М. : ГУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2011. – 428 с.

10. Почерковедение и почерковедческая экспертиза [Текст] : учебник / под ред. В. В. Серегина. – 2-е изд., испр. и доп. – Волгоград : ВА МВД России, 2013. – 352 с. : ил.

11. Пронина, О. В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. Тетрадь № 2 [Текст] / О. В. Пронина ; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – 5-е изд., испр. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2010. – 32 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

12. Соколова, Е. Н. Формирование графических навыков письма [Текст] / Е. Н. Соколова // Некоторые вопросы теории и методики стенографии : сб. статей. – М., 1975.

13. Судебно-почерковедческая экспертиза : особенная часть : исследование рукописных текстов [Текст] / Гос. учреждение Рос. Федер. Центр судебной экспертизы при Минюсте России. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Наука, 2007. – 341 с. – (Библиотека судебного эксперта).

14. Сысоева, Л. А. Теория и практика судебнопочерковедческой экспертизы а рубеже XXI века [Текст] : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / Сысоева Людмила Алексеевна. – СПб., 2003. – 216 с.

15. Томилин, В. В. Основы судебно-медицинской экспертизы письма [Текст] / В. В. Томилин. – М. : Медицина, 1974. – 125 с.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены