Секераж Т.Н. Об основных терминах судебной психологической экспертизы информационных материалов // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Т. 17. № 3. С. 40–50. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2022-3-40-50
Введение
Проблема языка судебного эксперта является одной из основных в судебной экспертологии, поскольку этот язык представляет собой систему общих и частных понятий и правил их использования, предназначенную для оптимального и эффективного проведения экспертного исследования, описания этого процесса и представления его результатов [1, с. 434]. Понятийный аппарат судебной экспертизы опирается на язык научных исследований, так как судебная экспертиза – это форма применения знаний преимущественно в области науки, и экспертные исследования должны проводиться на строгой научной основе. Описания результатов таких исследований «требуют однозначности и не допускают вольного толкования используемых терминов и понятий» [там же]. Вместе с тем заключение эксперта должно быть понятно участникам судопроизводства, главным образом правоприменителю, для правильного восприятия в первую очередь доказательственного значения установленных экспертом фактов.
К числу базовых категорий языка судебной экспертизы относятся общие термины и экспертные понятия [2, 3], унификация и стандартизация которых включены в процесс повышения достоверности и качества заключения эксперта. В настоящее время стандартизация судебно-экспертной деятельности – это один из основных трендов развития доказательных исследований. В качестве верхнего уровня системы стандартизации рассматривается уровень базовых стандартов, содержащих основополагающие принципы, термины и определения. Задачи национального уровня стандартизации решаются действующим на базе ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Техническим комитетом по стандартизации 134 «Судебная экспертиза» (ТК 134). Первоначальная цель комитета – содействие работам по унификации терминов и определений в области судебной экспертизы, в том числе ее конкретных родов и видов.
Введенный в действие в 2017 году ГОСТ Р «Судебно-психологическая экспертиза. Термины и определения» включает термины судебной психологической экспертизы, проводимой в отношении живых лиц, и посмертной экспертизы. В нем отсутствуют термины нового рода экспертизы – судебной психологической экспертизы информационных материалов (СПЭ ИМ), которая сформировалась в последние годы. Все это время направление активно развивалось, возникали новые экспертные задачи, формировались подходы к их решению на основе единой методологической базы и концепции [4]. Очередной актуальной задачей является разработка стандарта «Судебная психологическая экспертиза информационных материалов. Термины и определения». Цели проекта ГОСТ Р в этой части связаны с необходимостью обеспечения информационной совместимости, сопоставимости результатов судебно-экспертных исследований, унификации языка судебной психологической экспертизы. В статье предлагаются к обсуждению основные общие термины СПЭ ИМ и их определения.
Выполним психологическую экспертизу
Общие понятия
В систему основных понятий судебной психологической экспертизы информационных материалов входят: предмет, объект и задачи, а также экспертные понятия, относящиеся к конкретным видам данного рода судебной экспертизы.
Понятие предмета рода (вида) как одного из ключевых в судебной экспертологии слагается из понятий: а) объекта экспертизы как фактических обстоятельств, познаваемых средствами экспертизы, в также материальных носителей информации о них; б) экспертных задач (целей) или вопросов, подлежащих разрешению; в) методов (методик) экспертного исследования, а также иных условий и обстоятельств [5, с. 70].
Объект, задачи и методы образуют сложный комплекс понятий, связанных между собой. «В теоретическом плане правильное понимание предмета экспертизы важно для классификации судебных экспертиз, их сведения в классы, роды, виды; для отграничения понятия предмета от тесно связанных с ним категорий – объекта, задач судебной экспертизы, компетенции эксперта. В практическом плане – чтобы правильно и четко определить основания, по которым назначается и проводится экспертиза конкретного рода (вида) ...» [6, с. 432]. Большинство ученых поддерживает такую позицию, при этом признается определенная условность классификаций родов (видов) судебных экспертиз и преобладание их научной ценности над практической.
Рассмотрим сначала категорию объекта СПЭ ИМ. Объектами судебной экспертизы именуются материальные носители информации о фактах и событиях – фактических данных, связанных с расследуемым событием и содержанием экспертного исследования [1, с. 222; 7, с. 415; 8, с. 11–12]. Значимыми свойствами объекта являются его материальная природа и информационная роль, связь устанавливаемых при исследовании объекта фактов с расследуемым событием [6, с. 434]. Помимо материальных объектов выделяют идеальные и виртуальные, однако любой из них предоставляется эксперту для исследования в материализованном виде, что связано с процессуальным значением объекта.
При определении объекта экспертизы наряду с процессуальными аспектами учитывается их гносеологическая составляющая, способность быть объектом познания. На этапах становления нового направления объект психологического и психолого-лингвистического исследования определялся как текст (традиционный объект судебной лингвистической экспертизы). Так, в первом методическом издании по психолого-лингвистической экспертизе текст рассматривался как продукт речевой и коммуникативной деятельности человека. Он понимался в широком значении, характерном для семиотики, как объединенная смыслом система знаков, и который мог быть представлен в устной и письменной форме и как отдельное высказывание, и как совокупность высказываний, а также характеризовался цельностью, связностью и завершенностью [9, с. 20].
С развитием цифровой социальной среды, появлением современных высокоскоростных коммуникационных технологий, быстрым нарастанием в экспертной практике количества новых видов объектов понятие текста перестало в полной мере отражать сущность объекта экспертизы. К числу таких новых объектов относятся: материалы, содержащие существенную невербальную составляющую (поликодовые тексты); объекты, не имеющие вербальной составляющей (изображения); сложные комбинированные объекты (с многоуровневыми связями между вербальными и невербальными компонентами); зафиксированные неречевые коммуникативные действия.
Помимо текстов – книг, статей, заметок, записок, заявлений, договоров, речей и др. – в круг объектов вошли и материалы интернет-коммуникации (медиатексты и тексты электронной коммуникации), в том числе аудиоролики и видеоролики в сочетании с сообщениями, комментариями пользователей, короткие видеоролики без комментариев (размещаемые в приложение Tik Tok и его аналогах) и прочие объекты, вариативно сочетающие в себе различные формы подачи информации.
Новые объекты судебной психологической экспертизы служат продуктами не только речевой, но и коммуникативной деятельности, применение к ним понятия «текст» стало не вполне корректным, даже при достаточно широкой его интерпретации. Сегодня объектами СПЭ ИМ являются как продукты речевой и коммуникативной (информационно-коммуникативной) деятельности человека, так и носители таких продуктов. Наиболее общим наименованием объекта психологической экспертизы в рассматриваемом контексте является «информационный материал».
Термин «информация» в различных сферах трактуется по-разному. В статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» он определен как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Конституция Российской Федерации наделяет граждан правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции России). Информация используется в правоотношениях между гражданами как публичного, так и частного характера. Словари русского языка толкуют информацию как «сообщения о состоянии дел где-либо, о каких-либо событиях, процессах и т. п.», «сведения о положении дел в окружающем мире, его свойствах, протекающих в нем процессах», при этом в первую очередь, информация – это сообщения о фактах, событиях, процессах, оформленные и передаваемые языковыми средствами [10, с. 397]. Язык же понимается не только как система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей [10, с. 1531], но и как система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.
Важным функциональным признаком информационного материала с точки зрения психологии и теории коммуникации принято считать его включенность в общение между людьми, в обмен информацией, в информационно-коммуникативную и социальную деятельность субъектов. Информационный материал является коммуникативной единицей, которая всегда представляет собой определенное послание. Объем послания, его смысл, глубина и направленность могут быть различны. Суть послания выявляется в процессе экспертного исследования [11].
К устной речи участников какого-либо коммуникативного события, диалога (приватного или публичного, в том числе к речи участников следственных действий, которые также входят в круг объектов СПЭ ИМ) понятие «информационный материал» может быть применено с определенной долей условности. Так, не являются информационными материалами как таковыми высказывания злоумышленников в переписке с малолетними лицами в целях совершения действий сексуального характера, а также высказывания участников блога в ходе беседы (как средства письменного по форме, но устного по сути общения). Понятие информационного материала является в контексте СПЭ ИМ собирательным, обобщенным.
Под информационным материалом мы предлагаем понимать любую коммуникацию или продукт коммуникации, зафиксированные на материальном носителе и представляемые на исследование, независимо от того, создан ли этот продукт его автором как участником коммуникации (например, паблик в какой-либо информационно-коммуникационной сети, видеообращение, видео-клип, видеоролик) либо нет (запись следственного действия, оперативные записи речи и поведения лиц, совершающих правонарушения, домашнее видео и т. п).
Информационный материал – это продукт коммуникативной деятельности и поведения человека, вербальный или невербальный по форме источник информации, содержащий какие-либо сведения о положении дел в окружающем мире, его свойствах, протекающих в нем процессах, а также об интенциональности участников коммуникации (автора/публикатора – адресата), их состояниях и установках. Информационные материалы создаются (производятся) и/или используются их авторами/ публикаторами (коммуникантами) в процессе коммуникативной деятельности либо отражают коммуникативные действия и события, имеющие юридическое значение. Содержание и направленность таких материалов приобретают значимость в определенном юридическом контексте.
Таким образом, объекты СПЭ ИМ – это информационные материалы и источники информации о коммуникативных действиях участников коммуникации и коммуникативной ситуации, которые содержат сведения об устанавливаемых обстоятельствах и подлежат психологическому исследованию с целью определения их значения и направленности. Основные их характеристики: форма, содержание и направленность.
В судебной экспертологии под предметом судебной экспертизы понимаются либо сами фактические данные (факты, обстоятельства), которые исследуются и устанавливаются на основе применения специальных познаний [12, с. 335; 13, с. 116], либо процесс их получения – разрешение экспертных задач с целью установления фактических данных на основе исследования объектов – материальных носителей информации о факте или событии, с помощью специальных методов и методик [14, с. 76-77].
В судебно-экспертной науке как прикладной отрасли предмет базовой науки (в нашем случае – психологии) трансформируется в соответствии с тем, какие факты по делу требуют установления [15, с. 113– 117]. Определению предмета разных видов судебной психологической экспертизы способствует экспертологический анализ правовых норм [16]. Такой анализ позволяет проникнуть в существо нормы, усмотреть в ней основания для применения специальных знаний с целью установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, определить тот психологический феномен, который подлежит установлению в процессе экспертизы и который составляет психологическое содержание правового понятия, описывающего поведение человека, его состояние и др.
Предметом традиционных исследований эксперта-психолога являются фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области психологии путем исследования представленных объектов.
Предмет нового направления СПЭ иной: установлению подлежат факты и обстоятельства, имеющие значение для правовой оценки действий лица по изготовлению, размещению (обнародованию), использованию информационного материала либо действия, зафиксированные в исследуемых объектах (вещественных доказательствах и иных документах). Ввиду того, что на правовую оценку таких действий влияют их содержание и направленность, в задачи эксперта входит установление существенных, имеющих юридическое значение, содержательных характеристик объекта и его направленности, а также иных психологических особенностей субъекта речевой деятельности, например, выраженных в его речи коммуникативных намерений и установок, а также психологических средств воздействия на адресата и иных участников коммуникации (в том числе массового адресата).
Одним из важных понятий СПЭ ИМ является направленность информационного материала или зафиксированных в нем коммуникативных действий участников коммуникации. Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», экспертиза назначается «для определения целевой направленности информационных материалов». Эксперт-психолог устанавливает не целевую направленность (что, по нашему мнению, входит в компетенцию суда, будучи связано с умыслом), а коммуникативную и социально-психологическую. Такая направленность косвенно связана с целью деятельности автора и имеет значение для установления не субъективной стороны состава преступления (в частности, умысла), а объективной, так как характеризует деяние.
Таким образом, предмет СПЭ ИМ – это фактические данные об особенностях информационного материала или зафиксированных в нем коммуникативных действий участников коммуникации, в том числе их психологической направленности, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области психологии путем исследования объектов экспертизы.
Основная цель СПЭ ИМ заключается в установлении психологической направленности объекта или зафиксированных в нем коммуникативных действий участников коммуникации. Виды такой направленности непосредственно связаны с правовыми нормами, а установленные экспертом данные позволяют правоприменителю осуществлять юридическую оценку речевых и коммуникативных действий.
Экспертные задачи подразделяются на общие и частные. Общая задача СПЭ ИМ – установление смысла и направленности информационного материала. По типу задачи СПЭ ИМ являются диагностическими, при их решении устанавливаются те особенности объектов, которые имеют юридическое значение:
-
содержание (особенности отраженного в материале конфликта);
-
коммуникативные намерения (интенции) участников коммуникации;
-
социальные установки автора (проявляемые в коммуникативных действиях, в том числе особенности групповой идентификации);
-
психологическая направленность (формируемые социальные представления, эмоционально-смысловое отношение, социальные установки и др.);
-
экспертно-психологическое содержание юридических понятий (например, «возбуждение вражды», «унижение достоинства человека»);
-
негативное психологическое воздействие (его стратегии и тактики).
Частные экспертные задачи относятся к конкретным объектам и обстоятельствам дела, то есть характеризуют искомый факт и условия его достижения (исходные данные, на основе которых проводится исследование) [5, с. 82].
Экспертные понятия
Другой важный блок понятий СПЭ составляют экспертные понятия как результат трансформации общепсихологических категорий, занимающие промежуточное положение между общепсихологическими представлениями и юридическими терминами. Экспертные понятия «не могут быть заимствованы в неизменном виде из теории психологии, поскольку связь судебнопсихологической экспертизы с общей психологией всегда опосредована: обще-психологические понятия не содержат никакой информации об их юридической значимости, о том, какие правовые последствия могут последовать из их диагностики» [17, с. 59–60].
На современном этапе развития СПЭ экспертные судебно-психологические понятия выработаны во всех традиционных предметных видах судебной психологической экспертизы и закреплены в ГОСТ Р 57344–2016 «Судебно-психологическая экспертиза. Термины и определения». Валидность судебно-экспертной оценки зависит от точности определения экспертного понятия и его соответствия правовому конструкту (юридическому понятию) [18; 20, с. 112–115]. Выработка экспертных понятий как промежуточных между общепсихологическими и правовыми осуществляется путем определенной трансформации общепсихологический теоретических представлений в зависимости от содержания правовой нормы [16]. При изменении правовой нормы процесс выработки экспертного понятия производится заново.
Первым этапом экспертологического анализа является уяснение содержания правового понятия, установление лежащих в его основе психологических феноменов и их соотношения. Правовая норма может представлять собой «юридические критерии, которые, как правило, сформулированы в психологических понятиях, раскрывающих наиболее интегративные, обобщенные особенности как отражения окружающего мира, так и регуляции поведения (“способность понимать значение своих действий или руководить ими” и др.), но могут быть сформулированы и на языке житейских понятий (например, “нравственные страдания”, “заблуждение”, “привязанность ребенка к родителю”)» [19].
В рамках психологического и психологолингвистического исследования информационных материалов первыми важными по нятиями были те, которые описывали экстремистскую деятельность. Это произошло уже после появления новых видов преступной деятельности и их конкретизации в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В процессе экспертологического анализа норм права, применяемых в целях противодействия экстремизму, при разработке методики [11] были выделены 7 типов экстремистских значений, лингвистические и психологические признаки (их совокупность) которых по сути описывают правовые понятия в лингвистических и психологических категориях, то есть представляют собой языковую и психологическую феноменологию тех явлений, которые правом именуются как «возбуждение вражды и ненависти», «оправдание терроризма» и др.
Основу экспертных понятий в СПЭ ИМ составляет коммуникативная и социально-психологическая направленность материала. Например, экспертным психологическим понятием, применяемым при исследовании материалов для квалификации статей 110.1 и 110.2 УК РФ, является психологическая направленность информационного материала или коммуникативной деятельности автора (адресанта) на побуждение адресата к совершению самоубийства. Такая направленность выражается в формировании у адресата позитивной психологической установки к самоубийству, компонентами которой являются: на когнитивном уровне – информированность о способах совершения самоубийства; на аффективном – позитивное эмоциональное отношение к самоубийству как приемлемому способу выхода из трудной жизненной ситуации; на поведенческом – готовность к лишению себя жизни, намерение это совершить.
Формирование интереса к самоубийству, позитивного эмоционально-смыслового отношения и готовности лишить себя жизни служат психологическими признаками того явления, которое в праве именуется как «побуждение к совершению самоубийства», «содействие совершению самоубийства» [20].
Как отмечалось ранее, понятие «направленность информационного материала» является одним из центральных в СПЭ ИМ. Специального определения понятия «направленность речи (текста)» исследователями не дается ввиду его очевидности.
Как психологическая категория направленность применяется в контексте направленности личности (по С.Л. Рубинштейну), под которой понимается устойчивая (трансситуативная) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций [21]. Коммуникативную направленность личности в общении, например, С.Л. Братченко понимает как «совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения», включающую представление о смысле общения, его целях, средствах, способах поведения в общении, и выделяет диалогическую, авторитарную, манипулятивную, альтероцентристскую, конформную и индифферентную направленности [22].
В лингвистических исследованиях встречается понятие интенциональной направленности как «субъектно-адресатной предназначенности речевого акта» (предназначенности коммуникативного намерения говорящего не любому и каждому, а адресату определенных [хотя, возможно, и чрезвычайно широких] социальных и/или психологических характеристик) [23, с. 347]. В психологии речи используется понятие ведущих интенциональных направленностей коммуникантов в контексте выявления интенциональной структуры дискурса [24, с. 39]. Авторы отмечают, что ведущие направленности коммуникантов образуют иерархию, для выявления которой необходимо установить глобальную или целевую интенцию дискурса (по Т. ван Дейку) и служащие ей соподчиненные интенциональные направленности.
Применительно к текстам, например массовой коммуникации, рассматривается направленность содержания [25], смысловая направленность [26, с. 189], социально-психологическая направленность [11, с. 16].
Под направленностью информационного материала (или направленностью коммуникативной деятельности участника коммуникации) мы понимаем его нацеленность на достижение определенных коммуникативных целей или в ряде случаев – целей коммуникации (которые могут быть промежуточными и конечными, тактическими и стратегическими). Коммуникативная направленность не сводится к коммуникативной цели, а является более общей характеристикой коммуникации. Она может включать несколько коммуникативных целей, интенций и намерений, и представлять собой реализацию «мысленного предвосхищения участником коммуникации желательного для него результата общения» [27, с. 147] посредством выбора определенных языковых, речевых, коммуникативных средств и способов.
Основные термины и определения СПЭ ИМ
В завершение систематизируем основные термины и определения судебной психологической экспертизы информационных материалов – понятия предмета, объектов, задач и иные общие понятия:
1. Судебно-психологическая экспертиза информационных материалов; СПЭ ИМ: одна из основных форм применения специальных знаний в судопроизводстве, род судебно-психологической экспертизы как раздела юридической психологии. Это процессуальное действие, назначаемое в порядке, определенном законодательством, и проводимое специалистами в области психологии, которые дают заключение о коммуникативной либо социальнопсихологической направленности материала или коммуникативных действий автора, а также иных особенностях объекта, имеющих правовое значение.
2. Объекты СПЭ ИМ: информационные материалы и источники информации о коммуникативных действиях участников коммуникации и коммуникативной ситуации, которые содержат сведения об устанавливаемых обстоятельствах и поступают к эксперту для производства психологической экспертизы с целью определения их значения и направленности.
Примечание. Исследуемые объекты могут быть как вербальными (словесными), так и невербальными либо представлять собой сочетание речевых (языковых) и неречевых (неязыковых) элементов – элементов вербальной и невербальной коммуникации. Информационные материалы могут предъявляться реципиенту по различным каналам восприятия (аудиальному, визуальному и др.).
3. Предмет СПЭ ИМ: фактические данные об особенностях информационного материала или коммуникативных действий участников коммуникации, в том числе их психологической направленности, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области психологии путем исследования представленных на исследование объектов.
4. Специальные знания, необходимые для проведения СПЭ ИМ: система психологических, теоретических и методологических знаний о закономерностях и особенностях коммуникативной деятельности человека, имеющих юридическое значение, формируемая в процессе его профессиональной подготовки и деятельности, а также система умений и практических навыков соблюдения принципов методологии и применения методик экспертного исследования для установления обстоятельств, имеющих значение при решении вопросов, возникающих в процессе судопроизводства.
5. Задачи СПЭ ИМ: установление особенностей информационного материала или коммуникативных действий участников коммуникации, имеющих юридическое значение: содержания, коммуникативных намерений (интенций) и установок автора/ коммуниканта, направленности (формируемых социальных представлений, эмоционально-смыслового отношения, социальных установок и др.).
6. Методы СПЭ ИМ: система всеобщих, общенаучных, частных (психологических) и специальных (экспертно-психологических) методов и приемов получения данных для установления особенностей информационного материала (в том числе его психологической направленности, приемов речевого и психологического воздействия на адресата) [28].
Примечание. К общим методам относятся наблюдение, описание, моделирование, мысленный эксперимент, контентанализ; к числу основных частных методов относятся интенциональный анализ речи (интент-анализ), дискурс-анализ, коммуникативный анализ, мотивационно-целевой анализ, к числу специальных методов – критериально ориентированный мотивационно-целевой анализ.
7. Методика СПЭ ИМ: методика психологического исследования информационного материала и коммуникативной деятельности человека, характеризующаяся валидностью и надежностью, рекомендованная и внедренная в практику судебной экспертизы.
8. Информационный материал: продукт речевой и коммуникативной деятельности и поведения человека (во всем многообразии форм, обобщенно – вербально-невербальный) или источник информации, содержащий какие-либо сведения о положении дел в окружающем мире, его свойствах, протекающих в нем процессах, а также об интенциональности его автора (публикатора), его состояниях и установках.
Примечание.Информационный материал создается (производится) и/или используется его автором/публикатором (коммуникантом) в процессе речевой или коммуникативной деятельности или поведения либо отражает коммуникативные действия и события, имеющие юридическое значение. Важным функциональным признаком информационного материала является его включенность в общение между людьми, в обмен информацией, в коммуникативную и социальную деятельность субъектов. Основные характеристики информационных материалов: форма, содержание и направленность. По форме, содержанию и направленности информационные материалы многообразны. Содержание и направленность информационного материала приобретают значимость в определенном юридическом контексте.
9. Направленность информационного материала (коммуникативной деятельности участника коммуникации): нацеленность на достижение определенных коммуникативных целей или целей коммуникации (промежуточных, конечных, тактических, стратегических).
Примечание.Коммуникативная направленность не сводится к коммуникативной цели, а является более общей характеристикой коммуникации, может включать несколько коммуникативных целей, интенций и намерений и представлять собой реализацию «мысленного предвосхищения участником коммуникации желательного для него результата общения» посредством выбора определенных языковых, речевых коммуникативных средств и способов.
10. Коммуникативная ситуация (в СПЭ ИМ): ситуация общения, имеющая свою структурную организацию (включая участников взаимодействия, их отношения, социальные и коммуникативные роли, сферу, способы и средства общения, временные и пространственные характеристики взаимодействия и иные условия коммуникации), а также социально-психологический и социокультурный контекст.
12. Коммуникативная направленность: стратегический результат, на который направлена коммуникация в целом; не сводится к коммуникативной цели, а является более общей характеристикой коммуникации, может включать несколько коммуникативных целей, интенций и намерений и представлять собой реализацию «мысленного предвосхищения участником коммуникации желательного для него результата общения» посредством выбора определенных средств и способов, применения речевых и коммуникативных тактик и стратегий.
Заключение
При производстве судебной психологической экспертизы информационных материалов значимость задачи унификации языка судебного эксперта трудно переоценить. Язык заключения эксперта, с одной стороны, должен быть научным, а с другой – понятным участникам судопроизводства (главным образом правоприменителю для возможности правильного восприятия доказательственного значения установленных экспертом фактов).
К числу базовых категорий языка судебной экспертизы относятся общие термины и экспертные понятия, унификация и стандартизация которых включены в процесс повышения достоверности и качества заключения эксперта. Стандартизация судебно-экспертной деятельности сегодня представляет один из основных трендов развития доказательных исследований. Базовый уровень системы стандартизации составляют основополагающие принципы, термины и определения. Судебная психологическая экспертизы информационных материалов – это новое, но активно развивающееся направление с обоснованной единой методологической базой и концептуальными основами.
В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка государственного стандарта «Судебная психологическая экспертиза информационных материалов. Термины и определения», термины которого разработаны и предлагаются для обсуждения.