«Судебная экспертиза по делам об экстремизме: справочник для судей, следователей, прокуроров, дознавателей, оперуполномоченных, адвокатов, правозащитников» авторы-составители О.Н. Матвеева, Н.В. Вязигина, М.М. Градусова, А.А. Королев, Р.Ю. Ракитин, И.В. Хухра, Я.Ю. Шашкова / под общей редакцией к.ф.н. О.Н. Матвеевой. – Барнаул: Новый формат, 2016. – 79 с. ISBN 978-5-9907029-2-9.
Объектами лингвистической экспертизы по делам об экстремизме являются.
1. Устные тексты:
a) фонограммы, полученные в результате ОРМ (наружного наблюдения, прослушивания телефонных переговоров и др.), а также сделанные гражданами с помощью диктофонов, телефонов и т.п.;
б) аудиозаписи различных мероприятий (митингов, дискуссий, собраний и пр.);
в) иные фонограммы различного происхождения, в том числе радио-, телепередач, песни и т.п.
2. Письменные тексты:
a) любая печатная или опубликованная в сети интернет продукция, в частности книги, журналы, листовки;
б) документы: жалобы, обращения, протоколы, петиции, программы партий и др.;
в) тексты электронной коммуникации: личные и публичные страницы в социальных сетях, блоги, комментарии, сообщения электронной почты, SMS-сообщения, переписка в ICQ, Skype, WhatsApp, MRA и т.п.;
г) тексты иной публичной коммуникации (слоганы, граффитиит.п.).
3. Смешанные (креолизованные) тексты:
a) тексты с иллюстрациями;
б) статические изображения, сопровождаемые кратким высказыванием (карикатура, мем, демотиватор и др.);
в) динамические изображения (фильмы, видеоролики, сопровождаемые аудиорядом и/или титрами).
Данный перечень является примерным и не исчерпывает всего возможного многообразия объектов лингвистического исследования по делам о преступлениях экстремистской направленности.
Вместе с тем существует ряд объектов, которые не могут быть объектами лингвистических экспертных исследований по делам рассматриваемой категории и в отношении которых действуют особые нормы законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности.
Не могут быть объектами лингвистической экспертизы:
1. Религиозные тексты – Библия, Коран, Танах и Ганждур.В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
2. Труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии (Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини).
В силу закона, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии уже признаны экстремистскими материалами, в связи с чем исследование такого рода материалов нецелесообразно.
3. Материалы, внесенные в федеральный список экстремистских материалов.
Будучи признанными экстремистскими и внесенными в федеральный список экстремистских материалов, такого рода объекты, по общему правилу, не должны подвергаться экспертным исследованиям.
Подобные материалы могут быть объектами экспертного исследования в следующих случаях:
1. если материал, признанный экстремистским, распространяется под другим названием либо одна книга, уже признанная экстремистской, публикуется разными частями, с изменением начальных и конечных границ текста и т. п. варианты. В этом случае нет необходимости проводить исследование по вопросам, которые ставятся для признания материала экстремистским, т.е. проводить анализ содержания текста. Поскольку спорный текст уже признан экстремистским, то в таких ситуациях необходимо осуществить отождествление спорного материала с объектом, уже внесенным в федеральный список экстремистских материалов, ответив на следующий типовой вопрос, который ставится в таких случаях:
«Является ли текст А (название) тождественным тексту Б (название), включенному в федеральный список экстремистских материалов под № по решению (указать, какого) суда?».
Для производства исследования в данном случае необходимо предоставление спорных образцов, т.е. текста Б, признанного экстремистским материалом и включенным в соответствующий список.
2. если имеются сомнения в правомерности признания материала экстремистским, т.е. если какой-либо объект включен в федеральный список экстремистских материалов ошибочно (например, при исследовании многообъектных материалов выводы делались относительно всего массива представленных на исследование материалов и вместе с действительно экстремистскими материалами в список были включены объекты, не имеющие отношения к экстремизму). В такой ситуации проводится полноценное содержательное исследование по соответствующим вопросам. Во всех иных случаях экспертное исследование материалов, внесенных в список экстремистских материалов, нецелесообразно.