А.Ю. Александров, Е.А. Чебышева
Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка. Сборник материалов III международной научно-практической конференции // Под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой Калуга, 16–19 мая 2019 г. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. – 210 с.
В современной России значительное место в регулировании гражданского оборота занимают гражданско-правовые сделки. Но рост гражданского оборота порождает и рост числа споров, рассматриваемых как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами, где важнейшими доказательствами становятся документы, юридически закрепляющие права и обязанности сторон, а также заключения экспертов по итогам научного анализа документа, в том числе и судебного почерковедения.
Наиболее часто судебно-почерковедческие экспертизы назначаются в связи с рассмотрением следующей категории гражданско-правовых споров: признание гражданско-правового договора недействительным, признание недействительным завещания, о взыскании задолженности по договору займа, признание недействительным решения общего собрания и т.д.
Основанием для назначения почерковедческого исследования в ходе рассмотрения дела служит сомнение в подлинности документа, представленного в качестве доказательства. Это может быть подделка подписи, изготовление рукописного текста иным лицом, чем то, что указано в качестве автора, изготовление текста под по-роком воли (насилие, угроза) и т.д.
Иными словами, с целью удовлетворения материальных интересов в рамках гражданского судопроизводства лицо, участвующее в деле, предъявляет в суде в качестве доказательства подложный (поддельный) документ. Фактически речь идет о преступлении, на которое нельзя не реагировать (Ст. 327 УК РФ).
Деятельность по своевременному и эффективному реагированию на преступность невозможна без использования диагностических исследований, которые позволяют получить всесторонние данные о злоумышленнике. Одним из таких направлений являются диагностические почерковедческие исследования, а именно, установление пола исполнителя рукописи по признакам почерка.
Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.
Информация о лице, полученная в ходе судебно-диагностического исследования пола исполнителя рукописи по признакам почерка, может быть использована как для розыска, так и для сужения круга подозреваемых, а также более оперативной проверки лиц, причастных к совершению преступлений, а применительно к рассматриваемому вопросу даёт суду право исключить документ из числа доказательств в силу его подложности.
Однако изучение нами научной литературы показало, что современных исследований, связанных с особенностями дифференциации почерка на мужской и женский, в последнее время не проводилось. Так, по данным Л.А. Сысоевой, последние фундаментальные исследования в области почерка относятся в 60-70-м годам прошлого века. В этот период были разработаны базовые экспертные почерковедческие методики, которыми до сих пор пользуются эксперты и которые практически не претерпели изменений. По мнению Л.А. Сысоевой, данные методики не отражают реалии современности, так как могут применяться лишь к лицам старше 46-ти лет, т.е. к лицам, формирование почерка которых происходило практически в том же временном промежутке и условиях, что и разработка методик (Сысоева, 2003).
Как отмечает В.Ф. Орлова, существующие методики устарели по двум основным причинам: изменения условий обучения письму (прописи и методики) и перемене условий общественной жизни в нашей стране в последние 20 лет, что могло повлиять на формирование свойств личности у молодого поколения, а следовательно, и на признаки почерка, дифференцирующие пол (Жижина, 2010).
В последнее время, правда, стали появляться новые методики исследования почерка, отвечающие всем научным и правовым требованиям (Cernov, 2018), но они пока еще не получили широкого распространения.
По нашему мнению, на формирование почерка современного молодого человека существенное влияние оказывают отсутствие предмета чистописания в школе, отсутствие навязанного шаблона почерка.
В связи с появлением компьютерной техники и электронных гаджетов уменьшается потребность писать от руки, что приводит к снижению степени выработанности почерка. Почерк одиннадцатиклассника мало чем отличается от почерка пятиклассника, а при необходимости выполнения записей от руки они значительно упрощаются из-за стремления сократить время на их исполнение.
Значительное влияние на формирование почерка в настоящее время оказывают пишущие приборы. Выполнение письма шариковой либо гелевой речкой «расшатывает» почерк, то есть делает его вариабельным, в отличие от перьевой ручки.
Также, по нашим наблюдениям, знание иностранных языков может оказать влияние на изменение почерка в связи с частой необходимостью выполнять рукописные тексты на данном языке. Все это, несомненно, оказывает влияние на формирование почерка современного человека.
Единственным научным исследованием в данной области, известным нам, является работа В.Ф. Орловой, которая предлагает авторскую методику экспертного исследования рукописей с целью установления пола исполнителя рукописного текста. Однако данная методика является лишь начальным этапом исследований и направлена на анализ только общих признаков почерка, значимость которых в современных условиях значительно снижается, в том числе по причине малой информативности большинства объектов почерковедческих исследований. Также данная методика не включает исследование цифр и других знаков. Таким образом, вне пределов экспертных возможностей остаётся большой объём значимой в исследовательском плане графической информации, существенной для проведения экспертизы.
Исследование проводилось в соответствии с методикой 1967 года, разработанной П.Г. Калугиным и А.И. Колонутовой Согласно данной методике, возможна дифференциация текстов на мужские и женские с учетом обнаруженных в тексте признаков почерка.
Например, исследование такого признака, как неустойчивое расположение точки начала движения при выполнении букв «а», «д», считающегося условно женским. Этот признак учитывается, когда в одной или в обеих буквах точка начала размещается и слева, и справа.
Далее – неустойчивый размер первого элемента буквы «р». Учитывается, когда в рукописи есть два варианта букв: с наличествующей и отсутствующей надстрочной частью первого элемента буквы. Данный элемент также считается условно женским.
Или такой условно мужской признак, как наличие буквы «д» с надстрочным элементом. Признак учитывается, когда в рукописи встречается даже один раз вариант такой буквы.
Ещё неустойчивая конфигурация надстрочного элемента буквы «й». Учитывается, когда в рукописи встречаются две или более разные формы краткости. Этот элемент считается также условно мужским.
Дифференциация данных признаков на мужские и женские может быть только условной, т.к. в почерках лиц различного пола не содержится отдельных признаков, которые бы встречались только в рукописях, выполненных женщинами, или в рукописях, выполненных мужчинами. Все дело заключается лишь в количественном различии встречающихся вариантов признаков почерка в рукописях женщин и мужчин, т. е. в различной частоте их встречаемости.
Например, если рассматривать вышеописанные мною признаки, то:
-
неустойчивое расположение точки начала движения при выполнении букв «а», «д» характерно для 67% женщин;
-
неустойчивый размер первого элемента буквы «р» у 63% женщин;
-
наличие буквы «д» с надстрочным элементом присуще большинству мужчин;
-
неустойчивая конфигурация надстрочного элемента буквы «й» встречается – у 68% мужчин.
В этой связи нами была предпринята попытка самостоятельного исследования данных признаков письма у лиц, моложе 30 лет, в целях их дифференциации на мужские и женские. Были отобраны образцы рукописного текста у двадцати пяти женщин в возрасте 20-30 лет разных профессий. Добровольцам был представлен фрагмент текста из произведения Л.Н. Толстого «Анна Каренина», который им необходимо было переписать в спокойной обстановке на нелинованном белом листе формата А4.
Все исследуемые образцы удовлетворяли следующим признакам:
-
объем изучаемого материала не менее одной страницы листа формата А-4 или тысячи письменных знаков;
-
текст выполнен неизменённым почерком;
-
степень выработанности почерка в рукописи не ниже средней;
-
рукопись выполнена на русском языке.
В текстах исследовался 21 частный признак, 10 из которых характерны для условно мужского письма и 11 – условно женского.
Исходя из полученных подсчётов, из 25 текстов только 9 (36%) являются условно женскими, остальным 16 больше присущи мужские признаки. Таким образом, если бы в настоящее время данные почерки были направлены на экспертизу и исследовались по общепринятой методике, то только 9 из них были бы установлены как условно женские, а 16 – мужскими.
Так, типичные мужские признаки: неравномерный размер надстрочных элементов, расположение точек начала движения при исполнении букв А и Д слева, неустойчивая конфигурация подстрочных элементов букв Д и У, правоокружное направление движения при выполнении буквы Р и др. – встречаются у современных женщин наравне с мужскими.
Таким образом, результаты проведённого нами исследования подтверждают наши предположения о том, что почерк современных людей имеет значительные отличия от почерков лиц, формирование почерков которых происходило в других условиях, и, следовательно, существует необходимость разработки новой актуальной для сегодняшнего дня методики дифференциации почерка на мужской и женский.
Список литературы:
1. Давтян А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. М.: Спарк, 1995. 83 c.
2. Жижина, М. В. Установление пола по почерку в современных условиях: проблемы и перспективы // Теория и практика судебной экспертизы: науч.-практ. журнал. 2010. № 3 (19). С.13.
3. Майлис Н.П. Теория и практика судебной экспертизы в доказывании. Спецкурс [Электронный ресурс]: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 264 с. URL: https://rucont.ru/efd/359087
4. Судебная экспертиза: Курс общей теории / Т.В. Аверьянова. М.: НОРМА, 2009. 480 с.
5. Сысоева Л.А. Теория и практика судебно-почерковедческой экспертизы на рубеже XXI века : дис. … канд. юрид. наук / Л. А. Сысоева. – Санкт-Петербург, 2003. 83 с.
6. Треушников М.К. Судебные доказательства. 5-е изд., доп. М.: Издательский Дом «Городец», 2016. 304 с.
7. Chernov Y., Engalychev V. Formal handwriting analysis as an instrument for forensic and criminal psychology // Armenian journal of mental health: Current issues of forensic psychology. 2018 (9). № 1, pp. 140-143.