Опыт использования графологических признаков почерка в целях оценки психологических особенностей аттестуемых

В.И. Седин, В.Ф. Енгалычев, И.С. Седенкова, А.А. Авдейчик

Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка. Сборник материалов III международной научно-практической конференции // Под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой Калуга, 16–19 мая 2019 г. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. – 210 с.

В связи с необходимостью снижения количества ошибок при принятии кадровых решений возникает потребность в получении более объективной информации о человеке, его профессиональных возможностях, особенностях социализации.

При этом несомненным условием является наличие качественной психодиагностической информации. Особенно это касается таких психологических обследований, результаты которых могут намеренно или неосознанно искажаться респондентами, что имеет место при проведении психологического обследования в це-лях получения характеристик, например, при приеме кандидатов на должность или подозреваемых, находящихся под следствием. Проблема повышения достоверности результатов психодиагностики за счет снижения вероятности мотивационных искажений рассматривается в публикациях Колючкина С.Н., Конюхова Н.И., Седина В.И. и др.

Так, Н.И Конюхов отмечает, что с помощью психодиагностических методов более точно мы можем диагностировать и прогнозировать лишь устойчивые функции личности, которые чаще всего являются производными нервной системы. При диагностике социально-психологических и психологических особенностей личности возникают сложности в учете влияния различных факторов на их неравномерное развитие (Конюхов, 1994).

Обучение графологии онлайн в Институте графоанализа Инессы Гольдберг.

Узнать подробнее о курсе

Возможность изменения результатов под влиянием различных факторов, в том числе и трудно учитываемых, подтверждают и другие авторы. Например, Л.Н. Собчик отмечает, что «в сложной иерархии психодиагностических методов интерперсональная диагностика занимает место между анкетными методами, результаты которых базируются на прямом содержательном анализе ответов испытуемых, и такими многофакторными опросниками, как 16-факторный анализ личности Кеттелла, методика Айзенка, которые не застрахованы от мотивационных искажений и сильно подвержены влиянию установки испытуемого на процедуру обследования» (Собчик, 1987).

В связи с этим все большее количество исследователей обращают внимание на использование методик психодиагностики, основывающихся на изучении таких устойчивых характеристик личности, в основе которых лежат особенности личности, обусловленные типом нервной системы и свойствами высшей нервной деятельности.

Одним из наиболее перспективных методов по оценке психологических качеств, в котором, по мнению многих исследователей, отражаются психобиологические особенности личности (Eysenck, 1948; Лурия, 1950; Гурьянов, 1952; Погибко, 1993; Фейгенберг, 2004; Чернов, 2012; Негодина, 2014; Петрова, 2016;Качесова, 2017), является метод изучения почерка человека.

По мнению Г.И. Борягина, тип высшей нервной деятельности и внешние условия формирования письменно-двигательного комплекса навыков являются основными факторами, определяющими индивидуальность почерка (Борягин, 1957).

Профессор университета в Йене Вильгельм Прайер (1841–1897), автор «Психологии письма» (ZurPsychologiedesSchreibens), вышедшей в свет в 1895 году, интерпретирует письмо как результат импульсов, поступающих из головного мозга. Он исследует, в частности, почерк людей, потерявших руки. При этом он пытается доказать, что основные признаки почерка сохраняются, даже если человек начинает писать левой рукой, ногой или даже ртом (Preyer, 1895).

Многие исследователи, еще со времен древних мыслителей, говорили о связи почерка и психологических свойств человека, о возможности применения графологии для диагностики психологических свойств личности (Baldi, 1664; Barbin, 1678; Michon, 1878; Глинина, 1907; Meyer, 1925; Fahrenberg, 1965; Lockowandt, 1966; Linster, 1969; Prystaw, 1969; Лисиченко, 1990).

И. Ф. Моргенштерн называл психографологию наукой об определении внутреннего мира человека по его почерку. Считая психографологию частью науки психологии, автор отводил ей важное место в системе социальных наук. Он писал: «Будем надеяться и верить, что придет время, когда психографология, открывающая нам человеческие недостатки и пороки, займет в ряду социальных наук почетное место, предоставленное ей добросовестным наблюдением и строгим анализом» (Моргенштерн, 2005). Этот метод стал активно развиваться с возникновением письменности.

В настоящее время, несмотря на имеющиеся данные, остаются нерешенными многие вопросы в изучении закономерностей почерка и их связи с психологическими качествами, которые представляют интерес как в практическом, так и в теоретическом плане. На наш взгляд, наиболее перспективными подходами, которые могут использоваться в качестве методологической основы исследований в оценке психологических качеств по почерку человека, являются те, которые описаны в работах Д. Зуева-Инсарова, И. Моргенштерна, Д. Сара, В.Ф. Енгалычева и Ю.Г. Чернова и других. Они подтверждают возможность получения данных о человеке по признакам почерка, позволяют судить о наличии зависимости между почерком и личностью, а также характером человека (Зуев-Инсаров, 1992; Моргенштерн, 2003; Чернов, 2011; Chernov, Engalychev, 2018).

При определении категории профессиональной пригодности и соответствия должностным требованиям по результатам психологического обследования требуется не столько информация о степени развития отдельных психологических качеств, сколько информация об их возможностях обеспечить ту или иную профессиональную деятельность, т.е. сформировать определенные профессиональные компетенции.

В доступных нам литературных и интернет-источниках по графологии мы не нашли четких, научно-обоснованных рекомендаций, подтвержденных серьезными исследованиями, по использованию анализа почерка при решении вопросов, например, профпригодности, как этого требует практика.

Более того, мы не встречали работ, в которых проводился бы отбор определенных личностных характеристик, которые, например, обеспечивали бы развитие и проявление в деятельности профессиональных компетенций.

В связи с этим целью нашего исследования стала разработка методологических подходов и методики, позволяющей «связать» графологические особенности почерка с уровнем развития определенных профессиональных компетенций, имеющих значение при психологическом обеспечении аттестации специалистов экстремального профиля деятельности, и оценить целесообразность ее применения в решении подобных вопросов.

В состав экспериментальной выборки вошли специалисты командного профиля деятельности в количестве 61 человека. Все испытуемые были мужского пола, имеющие опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях не менее трех лет. Обследование проводилось по группам. Первые две группы составили специалисты командного профиля деятельности, принадлежащие к старшему руководящему составу, в количестве 12 и 14 человек. Вторые две группы составили специалисты командного профиля деятельности, входящие в младший руководящий состав в количестве 18 и 17 человек.

Для отработки организации процедуры обследования и обработки данных мы провели пилотажное исследование. Выборку пилотажного исследования составили 13 специалистов командного профиля деятельности. В процессе пилотажного исследования нам удалось получить мнения экспертов друг о друге, а также собрать образцы почерков, необходимые для оценки степени развития ПВЛК специалистов командного профиля деятельности. В нашей работе данные пилотажного исследования мы использовали в качестве экспериментальной выборки.

Таким образом, всего было обследовано 74 человека (5 групп).

В качестве основных профессиональных компетенций (далее ПК) специалистов командного профиля деятельности мы использовали перечень, принятый при решении кадровых вопросов в ВМФ:

  • отношение к выполнению служебных обязанностей (ПК1);

  • способность устанавливать правильные служебные взаимоотношения (ПК2);

  • способность добиваться поставленных целей (ПК3);

  • способность действовать в сложных ситуациях (ПК4);

  • способность принимать своевременно и правильно решения (ПК5).

Этот перечень профессиональных компетенций специалистов был разработан специалистами ВМФ (Сединым В.И. совместно с Беловым В.В. и Рябовым В.А, 1987 г) (Седин, 2003).

В нашем исследовании была использована «батарея методов и методик», в которую вошли:

1. Графологическая методика.

2. Метод экспертных оценок. Экспертами выступали сами участники исследования, которые хорошо знали друг друга в профессиональной деятельности, протекающей в экстремальных условиях (на протяжении автономных походов подводных лодок) и в повседневной жизни (проживание в военных гарнизонах).

3. Методика Розенцвейга. Методика изучения фрустрационных реакций использовалась не только по назначению, но и для получения образцов почерка (испытуемым предлагалось писать свои ответы на чистом, нелинованном листе бумаги).

В качестве методологической основы исследования графологических признаков в целях оценки психологических особенностей аттестуемых использовалось положение о личностном подходе в изучении профессиональной пригодности человека, которое реализует представления об особенностях проявления внутренних факторов в деятельности и их роли в регуляции процессов формирования и реализации этого системного свойства. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что профессиональная пригодность человека обусловливается не только его профессиональными характеристиками, но также особенностями мотивационной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментальной и характерологической сферой личности (Седин, 2003; Бодров, 2003; Бодров, 2006).

На первом этапе исследования систематизировались данные разных авторов, изучавших связь характеристик почерка с психологическими особенностями личности. Результаты систематизации (таблица 1) использовались при анализе особенностей почерка, имеющих значение в оценке изучаемых профессиональных компетенций.

С помощью семибалльной шкалы оценок экспертами оценивалось соответствие различных графологических характеристик почерка каждой из пяти профессиональной компетенции (Булгакова, Колючкин, Седин, 2005):

-3 – специалист, имеющий характеристику почерка данного вида, не имеет способности к данной группе качеств абсолютно точно;

-2 – специалист, имеющий характеристику данного вида, не имеет способности к данной группе качеств;

-1 – специалист, имеющий характеристику почерка данного вида, скорее, не имеет способности к данной группе качеств, чем имеет;

0 – характеристика данного вида признака почерка в принципе не оценивает данное качество;

1 – специалист, имеющий характеристику почерка данного вида, скорее, имеет способности к данной группе качеств, чем не имеет;

2 – специалист, имеющий характеристику почерка данного вида, имеет способности к данной группе качеств;

3 – специалист, имеющий характеристику почерка данного вида, имеет способности к данной группе качеств абсолютно точно.

Таблица 1. Характеристика особенностей (признаков) почерка, имеющих значение в оценке изучаемых профессиональных компетенций (фрагмент)

Таблица 2. Вариант оценок ПК по характеристикам графологических признаков

Образцы почерка анализировались, и определенным его характеристикам присваивался балл, свидетельствующий о наличии определенных профессиональных компетенций.

С помощью методики парных сравнений эксперты оценивали выраженность профессиональных компетенций у специалистов экстремального профиля деятельности, участвующих в исследовании. В таблице 3 представлен фрагмент таблицы с результатами оценки экспертами профессиональных компетенций.

Таблица 3. Результаты экспертной оценки профессиональных компетенций (ПК)

После того, как полученные результаты были проранжированы, мы получили данные о развитии (сформированности) у участников исследования профессиональных компетенций (таблица 4).

Таблица 4. Результаты оценки ПК специалистов, представленные в виде рангов

Для доказательства того, что между результатами, полученными путем применения методики экспертных оценок и графологической методики (в пяти группах испытуемых) может существовать связь, мы использовали коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена (Леонова, 2017). Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5. Коэффициенты ранговой корреляции между экспертными оценками ПК и результатами графологического анализа почерка

Анализ содержания таблиц показывает, что между некоторыми оценками, полученными с помощью экспертов, и по почерку существует довольно тесная и достоверная связь.

Так, отмечается тесная связь между результатами графологической процедуры и результатами экспертной оценки по ПК: «Отношение к выполнению служебных обязанностей», «Способность устанавливать правильные служебные взаимоотношения», «Способность принимать своевременно и правильно решения» с вероятностью p≤0,01.

Менее значимая связь отмечается между результатами графологической процедуры и результатами методики экспертной оценки по ПК: «Способность добиваться поставленной цели», «Способность действовать в сложных условиях» (с вероятностью p≤0,05).

Таким образом, мы получили данные, подтверждающие наличие полезной информации о степени развития ПК специалистов командного профиля по почерку, используя разработанную нами графологическую процедуру.

Целесообразно использовать характеристики почерка для получения дополнительной психодиагностической информации о ПВЛК: «Отношение к выполнению служебных обязанностей», «Способность устанавливать правильные служебные взаимоотношения», «Способность принимать своевременно и правильно решения».

Список литературы:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. / В.А. Бодров, М: ПЕР СЭ, 2006. 511 c.

2. Борягин Г.И. О научных основах советской графической экспертизы // Сб. работ по криминалистике (Графические исследования): НИИ МВД СССР. 1957. № 3.

3. Булгакова Д.А., Колючкин С.Н., Седин В.И. Оценка выраженности профессионально важных качеств специалиста по графологическим особенностям почерка / Д.А. Булгакова, С.Н. Колючкин, В.И. Седин // Психологическая диагностика: Ежекварт. науч.-метод. и практ. журнал. 2005. №2. С. 91-105.

4. Глинина Ю.К. О графологии. М, 1907.

5. Гурьянов Е.В. Индивидуальные различия в графических навыках письма // Известия АПН РСФСР. 1952. № 42.

6. Зуев-Инсаров Д.. Почерк и личность. К.: Перлит продакшн, ЛТД, 1992. 96 c.

7. Качесова И.Н., Рябова Т.А., Демидова Л.И. Взаимосвязь почерка и характера человека // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. C. 61-65.

8. Конюхов Н.И. Акмеология и тестология. М: Российский салон, 1994. 267 c.

9. Леонова Е. В. Качественные и количественные методы исследования в психологии: Учебник. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2017. 411 с.

10. Лисиченко В.К., Липовский В.В. Исправленному не верить. Киев, 1990.

11. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: АМН СССР, 1950. 257 c.

12. Моргенштерн И.Ф. Психографология или наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. СПб, 2003.

13. Моргенштерн И.Ф. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. СПб: Питер, 2005. 350 c.

14. Негодина О.А. Механизм отражения личностных особенностей в движениях как основа формализации информации о личности в криминалистике // Вестник Томского Государственного университета. 2014. №388. C. 177-180.

15. Петрова С.И. Диагностика психологических свойств по почерку (криминалистический, физиологический и психологический аспекты) // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. C. 222-231.

16. Погибко Ю.Н., Герасимов А.Н. О зависимости психологических параметров личности исполнителя рукописного текста от половой принадлежности // Актуальные проблемы судебной экспертизы и криминалистики: Тез. науч.-практич. конф. Киев, 1993.

17. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2003. 768 c.

18. Седин В.И. Психологическая объективизации аттестационных характеристик и уровня должностного соответствия офицеров командного профиля деятельности (Монография). СПб: Тип. ВМИИ, 2003. 80 c.

19. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М: Наука, 1987.

20. Фейгенберг И.М. Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. М: Смысл, 2004. 239 c.

21. Чернов Ю.Г. Анализ почерка в работе с кадрами. СПб: БХВ-Петербург, 2012. 288 c.

22. Чернов Ю.Г. Психологический анализ почерка: системный подход и компьютерная реализация в психологии, криминологии и судебной экспертизе. М: Генезис, 2011. 464 c.

23. Baldi C., Petrus V. De Ratione Cognoscendi Mores & Qualitates Scribentis ex ipsius / C. Baldi, V. Petrus, Epistola Missiva Bolo-gna:, 1664.

24. Barbin C. Le Mercure Galant. Chez Claude Barbin, au Palais, sur le Second Perron de la Sainte Chapelle / C. Barbin, 1678. 120 p.

25. Chernov Y., Engalychev V. Formal handwriting analysis as an instrument for forensic and criminal psychology // Armenian journal of mental health: Current issues of forensic psychology. 2018 (9). № 1, pp. 140-143.

26. Eysenck J. Neuroticism and Handwriting // J. of Anormal and Social Psychol. 1948. C. 43.

27. Fahrenberg J., Conrad W. Eine explorative Faktorenanalyse graphometrischer und psychometrischer Daten // Zeitschrift exp. angew. Psychol. 1965. pp. 223-238.

28. Linster H.-W. Eine Validitätsuntersuchung graphometrischen Variablen / H.-W. Linster, Freiburg:, 1969.

29. Lockowandt О. Farktorenanalytische Validierung der Handschrift mit besonderer Berücksichtigung projektive Methoden. Freiburg / О. Lockowandt, 1966.

30. Meyer G. Diewissenschaftlichen Grundlagen der Graphologie / G. Meyer, Jena:, 1925.

31. Michon J.-H. Méthode pratique de graphologie. Bibliotheque Graphologique, 1878.

32. Preyer W.T. Zur Psychologie des Schreibens / W.T. Preyer, 1895. 230 c.

33. Prystaw G. Beitrag zur faktorenanalytischen Validierung der Handschrift. Freiburg / G. Prystaw, 1969.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены