Четвёртый параграф первой главы «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОГО ПОЧЕРКОВЕДЕНИЯ И СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» учебника «ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ И ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» под редакцией В. В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2007.
В качестве объекта криминалистического исследования почерк выступает благодаря следующим основным свойствам (качествам), существенным с точки зрения его криминалистического исследования и решения экспертных задач различных классов: индивидуальности, динамической устойчивости, вариационности, избирательной изменчивости.
Индивидуальность почерка — это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Проявление индивидуальности сопутствует формированию почерка. На первых порах обучения письму, когда еще отсутствует автоматизация движений, а ведущий образ полностью соответствует прописям, трудно говорить об индивидуальности почерка, который обретает отчетливо выраженные черты лишь к 3—4 классам средней школы.
Индивидуальность почерка предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК, которое, в свою очередь, зависит от следующих факторов:
Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.
1) индивидуальности личности в единстве ее анатомических, физиологических и психологических свойств. В отношении формирующегося ФДК индивидуальность личности выступает как единый «внутренний» (или субъективный) фактор;
2) условий формирования ФДК, которые по отношению к формирующемуся навыку образуют «внешний» (или объективный) фактор;
3) взаимодействия условий формирования навыков, с одной стороны, и индивидуальных свойств личности, с другой, т. е. системы объективных и субъективных факторов.
В начальный период обучения письму, характеризующийся активным участием сознательного компонента (кортикальные уровни Д, Е), большое влияние на формирование зрительно-двигательного образа выполняемых рукописей оказывают психологические свойства пишущего: стойкость и точность зрительного восприятия, внимание, память, сознательная заинтересованность, целеустремленность, воля и т. п. Однако, с автоматизацией процесса движений при письме активно включается непроизвольный компонент (субкортикальные уровни с присущей им проприоцептивной афферентацией и сенсорными коррекциями). В связи с этим активное воздействие на формирующийся зрительно-двигательный образ и двигательный состав начинают оказывать физиологические, биомеханические и анатомические факторы, такие как: основные свойства нервной системы, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, возникающие в процессе движений реактивные силы, размеры костных рычагов, масса мышечных групп двигательного аппарата и др.
В процессе письменных движений сенсорная сигнализация различных чувствительных систем: двигательной, зрительной, вестибулярной, осязательной в ЦНС обобщается и, складываясь в сложный сенсорный афферентный синтез, вступает во взаимодействие с начавшим сознательно формироваться зрительно-двигательным образом. Этот афферентный синтез естественно своеобразен у каждого пишущего.
У обучающегося вырабатываются траектории движений, наиболее адекватно отвечающие требованиям его афферентного синтеза, его акцептора действия, т. е. его индивидуальным свойствам. Причем многие из этих индивидуальных свойств находятся близко к природному началу человеческого организма и поэтому на формирование почерка оказывает влияние целый ряд индивидуальных врожденных факторов. Это влияние подвергается коррекции со стороны вышележащих корковых уровней, однако, учитывая, что письмо — это не копирование прописей, а средство коммуникации, которое должно быть удобным и быстрым, функции корковых уровней ограничиваются. Оказывается достаточным соответствие изображаемых схем удобной для них и отвечающей эстетическим требованиям пишущего программе. Таким образом, формирующийся и сформировавшийся почерк — «сплав» требуемого и действительного, программы и исполнения. В результате он несет на себе печать индивидуальности пишущего.
Условия, в которых протекает формирование почерка, как элемент «микросреды» обладают разнообразием, многокомпонентностью благодаря пространственной и временной изменчивости. В комплексе они неповторимы для каждого человека. Если такой сильный фактор как обучение письму оказывается более или менее общим (более для обучающихся в одном классе, у одного учителя и менее — во всех других случаях), то за пределами школьного обучения при выполнении домашних заданий и практике письма в дальнейшей учебе и работе индивид сталкивается с комплексом своеобразных условий, сопутствующих формированию и реализации лишь его ФДК. Например, поспешность при выполнении домашних заданий (связанная с ситуацией в семье), необходимость быстро записывать лекции в процессе дальнейшей учебы, неудобная обстановка оформления рабочих документов (накладных, расходных ордеров) и т. п. накладывают свой отпечаток на формирующийся навык.
В результате взаимодействия внутреннего, субъективного и внешнего, объективного факторов формируется неповторимый индивидуальный почерк.
Индивидуальность почерка как его существенное, фундаментальное свойство (качество) почерка обусловливает возможность криминалистического исследования последнего с целью решения класса идентификационных задач, связанных с установлением исполнителя конкретной рукописи и факта выполнения ряда рукописей одним лицом. Индивидуальность почерка проявляется в системе его частных свойств. Будучи изученными эти свойства образуют признаки, на исследовании которых строится криминалистическая идентификация.
Наиболее полное отображение упомянутая система свойств получает в больших по объему (во всяком случае, содержащих все буквы алфавита) документах.
Индивидуальность проявившейся в таких рукописях системы свойств доказана всей практикой судебно-почерковедческой экспертизы, а также специальными исследованиями, показавшими неидентичность сходных почерков, почерков близких родственников и даже близнецов.
Вместе с тем, чем меньше объем исследуемой рукописи, тем в меньшей мере проявляется в ней индивидуальная система почерковых свойств.
Проявившийся их объем относительно всей системы является лишь частью. Причем эта часть далеко не всегда может обладать свойствами целого, достаточными для его индивидуализации. Всегда есть граница, за которой системные свойства почерка не отображаются в почерковой реализации в необходимом и достаточном для идентификации объеме. Особым почерковым объектом является подпись, как вид рукописи, для выполнения которой в большинстве случаев вырабатывается специфический ФДК и подписной почерк. Подписной почерк формируется, как правило, на базе уже в какой-то мере (часто большой) освоенного письменно-двигательного навыка. Поэтому его формирование значительно облегчается наличием уже сложившихся на фоновых уровнях автоматизмов и коррекций.
В процессе выработки подписного ФДК у лица нет эталона. Поэтому сначала роль ведущего образа выполняет обозначение фамилии данного лица в изображении, освоенном в процессе формирования навыка письма. Далее в этот образ, расписывающийся сознательно (уровни Д, Е), вносит изменения с целью, с одной стороны, индивидуализации, учитывая, что подпись его личный удостоверительный знак: она может снабжаться монограммой, в буквы вносятся дополнительные украшающие штрихи и т. п.; с другой — приспособления ее к очень быстрому, непрерывному (целостному) выполнению, ибо подпись — удостоверительный знак, рассчитанный на легкую реализацию; отсюда обычно в средней ее части — отказ от букв и переход на безбуквенные элементы (циклические штрихи, завершенные росчерком).
В процессе формирования подписи образуется ее своеобразный зрительно-двигательный образ, который в большей или меньшей мере отличается от соответствующей письменно-двигательной программы того же лица. При этом, если в нем сохранены буквы, то для выполнения их сочетаний может использоваться соответствующий двигательный состав, взятый из сформировавшегося ФДК навыков письма. Для безбуквенной части могут заимствоваться фоновые почерковые компоненты (преобладающие форма и направление движений). Так, подписной почерк заключает в себе и общие компоненты и специфичные. Однако возможно формирование подписного почерка при полном отказе от выработанных ранее почерковых свойств, что бывает довольно редко.
Динамическая устойчивость почерка означает его определенную стандартность (стереотипность), стабильность во времени и относительно различного рода сбивающих факторов. Динамическая устойчивость почерка складывается с формированием письменно-двигательного ФДК. В начале обучения изображения букв и рукописи в целом неустойчивы, они постоянно корректируются и совершенствуются. Постепенно период относительной стабильности их возрастает. Обычно почерк стабилизируется к 25 годам и в дальнейшем не подвергается существенным изменениям до наступления пожилого (60 лет) и старческого (74 года) возраста, когда в силу возрастных изменений организма возникают явления деградации ФДК.
Динамически устойчивый характер почерка проявляется и в том, что его существенные свойства сохраняются при влиянии на процесс письма сбивающих факторов. Динамическая устойчивость функциональной системы состоит в том, что в случаях возмущающих воздействий она стремится возвратить рабочий орган на запрограммированную траекторию. Причем для этого могут быть мобилизованы другие компоненты двигательного состава. Двигательный аппарат человека располагает большими компенсаторными возможностями. Поэтому «пороги сбиваемости» сформировавшегося почерка довольно высокие и он оказывается стабильным относительно различного рода внешних и внутренних воздействий.
Динамическая устойчивость в качестве существенного свойства почерка может рассматриваться как своего рода форма проявления его индивидуальности. Поэтому информативность почерковых объектов предполагает выраженность не только своеобразия почерка, но и его устойчивости. С этой точки зрения, большие по объему рукописи избыточно или достаточно информативны потому, что в них не только проявились изображения всех или почти всех букв и рукописи в целом, но эти изображения повторяются, т. е. возможно проследить их устойчивость, за исключением тех случаев, когда объектом исследования является краткая запись или подпись. Здесь, как известно, определенной гарантией устойчивости проявившихся в них признаков будет естественность, т. е. привычная скорость выполнения. Именно она свидетельствует о том, что ФДК реализовал свою программу в динамически устойчивом для него состоянии.
Это особенно существенно для подписей, представляющих собой единичный образ, в котором может не быть повторяющихся компонентов. Однако, сформировавшийся подписной почерк в силу очень высокой автоматизации и быстрой реализации обладает и хорошо выраженной устойчивостью.
Однако динамический характер устойчивости почерка не означает абсолютной стереотипности его свойств.
Формами проявления динамического характера устойчивости почерка являются вариационность и разброс в пределах вариантов.
Вариационность почерка и его признаков обусловлена адаптационным, приспособительным характером формирования и функционирования писменно-двигательного ФДК. Под вариационностью почерка понимают устойчивое видоизменение почерка одного и того же лица, отображенное в его рукописях, являющееся средством приспособления к различным условиям их выполнения; под вариационностью признака — наличие в рукописях (почерковых реализациях) одного и того же лица разных признаков, отражающих одну характеристику почерка, как основание систематизации признаков.
В судебном почерковедении выделяются два вида вариационности: программная и коррекционная. Эти наименования условны, так как вариационность всегда программируется. Они лишь подчеркивают различную степень участия сознания в формировании вариационности.
В процессе формирования навыка письма пишущий постоянно приобретает способность таким образом корректировать свои движения, что, несмотря на обилие влияющих на процесс письма факторов, обеспечивается примерно одинаковый результат. Это достигается за счет незначительных перестроек механизма письма. Однако влияние этих факторов может оказаться настолько значительным, что небольшие перестройки не достигают цели. В этом случае осуществление движений идет по-новому иннервационному пути, более соответствующему изменившимся условиям. Так возникает программная вариационность. Ее происхождение носит сознательный характер, связано с установкой пишущего. Программная вариационность может затрагивать как общие, интегративные характеристики почерка, так и локальные. Например, у пишущего вырабатываются следующие варианты строения почерка: простой и упрощенный; усложненный и простой либо упрощенный. В итоге выработки варианта его реализация становится автоматизированной, хотя выбор остается всегда сознательным. Появление программной вариационности почерка в целом тесно связано с особенностями профессии пишущего, частой потребностью писать в различном темпе.
«Коррекционная» вариационность присуща любому выработанному почерку. Толчком к ее образованию в процессе формирования письменно-двигательного ФДК является быстрое и связное письмо, сопровождающееся автоматизацией движений пишущего. Однако коррекционная вариационность от программной отличается тем, что она обусловливает видоизменения движений в пределах определенных на уровне D программных схем буквенных и иных изображений.
В зависимости от того, где находится выполняемая буква, в какой части строки или слова, и в каком контексте, пишущий при сохранении ее общей схемы изыскивает наиболее подходящие к данному случаю направление, форму, ориентацию, протяженность движения.
От вариационности следует отличать другое проявление динамического характера устойчивости почерка — разброс в пределах вариантов. Разброс связан с обратной афферентацией, каналы связи которой доставляют в систему информацию о состоянии и, в частности, положении исполнительных органов — координатах и их производных, т. е. скоростях, ускорениях и т. д. Это информация, поступающая от нижележащих уровней к вышележащим, играет для последних, наряду с основным исходным сигналом, роль управляющих воздействий. Естественно, при изменении этих воздействий изменяется и реакция системы, что приводит к разбросу — неабсолютной адекватности реакции целевой установке.
В судебном почерковедении под разбросом признака почерка понимают видоизменение признака в рукописях, выполненных одним лицом, в пределах одного варианта. Стереотипность итоговых движений при письме относительна и не подобна штампу. Движения пишущего всегда имеют определенные допуски, в пределах которых колеблются, причем их отклонения от заданного направления не лишают реализующийся в рукописи образ его существенных свойств, необходимых для опознания. В этой связи о зрительно-двигательном образе представляется возможным говорить как об идеально усредненной картине, в которой жестко детерминированные компоненты пробивают себе путь сквозь вероятностностно-статистические. Параметры разброса имеют вероятностно-статистический характер и ограничены определенными пределами, характерными для пишущего лица.
Вариационность — свойство почерка, существенное с точки зрения проявления его индивидуальности, устойчивости и потому имеет большое значение в плане решения идентификационных задач. Она увеличивает индивидуализирующую конкретный почерк информацию, т. е. позволяет использовать признаки не только в однократно проявившихся буквенных изображениях, но и в их вариантах.
Закономерности изменения вариационности и разброса важны для разработки научных основ и методов решения диагностических задач. В этом случае вариационность и разброс сочетаются со следующим существенным свойством почерка — его избирательной изменчивостью.
Перестройка письменно-двигательного ФДК под влиянием сбивающих факторов осуществляется в пределах вариативных изменений и разброса, если влияние необычных условий не столь значительно. В случае сильного их воздействия наступает нарушение нормальной деятельности функциональной системы, и это получает свое отображение в почерке. Очень сильное или комплексное воздействие различных сбивающих факторов может привести к разрушению ФДК и полной неспособности писать (как, например, это имеет место при тяжелой степени алкогольного опьянения). В ином же случае в почерке наблюдаются частичные изменения, характер которых зависит от вида влиявших на процесс письма причин, степени их воздействия и индивидуальных особенностей ФДК конкретного пишущего. Эта изменчивость, наступающая под влиянием различных групп сбивающих факторов, носит избирательный характер, т. е. изменения (их объем, характер) жестко детерминированы или статистически зависят от воздействующих причин (избирательная изменчивость). Поэтому всякого рода избирательная изменчивость, включая характер вариационности и разброса, содержит в себе информацию об условиях, в которых протекала реализация ФДК.
Так, специфичны наступающие изменения признаков, проявляющиеся при письме непривычной левой рукой, информативен комплекс признаков, проявляющийся в рукописях, выполненных с намеренным изменением почерка скорописным способом; характерны изменения в почерке, наступающие при письме в затемненном помещении и т. п.