Почерковедческая экспертиза: идентификационные признаки подписи

Второй параграф шестой главы «ГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДПИСЕЙ» учебника «ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ И ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» под редакцией В. В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2007.

Поскольку подпись является одним из видов почерковых объектов, для ее исследования применима система идентификационных признаков, разработанная для почерка. Однако надо отметить, что эти признаки изучаются, принимая во внимание специфичность их выражение в подписи.

Кроме того, в подписи представлен ряд новых признаков, отражающих особенности ее формирования и некоторые свойства как удостоверительного знака.

Идентификационные признаки подписи делят на общие и частные.

Общие признаки включают в себя четыре группы:

I. Характеризующие построение подписи.

II. Характеризующие степень и характер сформированности письменно- двигательного навыка.

III. Отражающие структуру движений по их траектории.

IV. Отражающие пространственную ориентацию подписи и движений, которыми она выполняется.

Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.

Подробнее о почерковедческой экспертизе

Общие признаки, характеризующие построение подписи

Первая группа общих признаков подписи отражает особенности ее формирования и своеобразные навыки выполнения. Группа включает в себя три признака: транскрипцию, общий вид, четкость.

Под транскрипцией понимают общее построение графического изображения подписи, включающее в себя ее качественный и количественный состав с учетом последовательности выполнения. Качественный состав подписи определяется наличием монограммы, инициалов, строчных и заглавных букв, безбуквенных штрихов, росчерка и дополнительных штрихов.

Транскрипция подписи может быть:

  • буквенной, состоящей из заглавных и строчных букв, включая монограмму (для определения буквенной транскрипции росчерк и дополнительные штрихи не учитываются);

  • безбуквенной (или штриховой), состоящей только из безбуквенных нечитаемых штрихов;

  • смешанной, состоящей из букв и безбуквенных штрихов.


Рис. 1. Подписи: а — буквенной; б — безбуквенной; в — смешанной транскрипции

В заключении эксперта, кроме определения вида транскрипции, необходимо указывать конкретный состав подписи в последовательности исполнения букв и штрихов. Безбуквенные элементы в штриховых и смешанных подписях описываются с учетом их положения относительно строки и, если есть необходимость, геометрической формы.


Рис. 2. Транскрипция подписи от имени Дононова В. С. смешанная, состоит из прописных букв «В», «С», одного надстрочного, одного подстрочного нечитаемых штрихов, строчных букв «о», «н», «о» и росчерка

Общий вид подписи образуется путем соединения условной линией наиболее выступающих частей подписи, включая росчерк и дополнительные штрихи. Данный признак отражает взаиморазмещение и взаимопротяженность наиболее выступающих элементов подписи. Общий вид определяется в соответствии с контурами простейших геометрических фигур и может представлять собой треугольник, ромб, окружность, трапецию, различные неправильные многоугольники и др.


Рис. 3. Общий вид подписи — неправильный пятиугольник

Четкость подписи означает возможность определения направления движений и последовательности выполнения всех ее элементов с точки начала и до точки окончания. Подписи могут быть четкими, где последовательность их выполнения легко определяется визуально и не требует специальных технических средств, и нечеткими, в которых точки начала, окончания и направление движений определить затруднительно. Данный признак может проявляться неравномерно в отдельных частях подписи, например, нечеткая монограмма сопровождается четкой строчной частью и росчерком.


Рис. 4. Подпись: а — четкая; б — нечеткая

Не следует отождествлять четкость с «читаемостью» подписи. Подпись может быть нечитаемой, т. е. безбуквенной, но четкой.

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Состав признаков группы остается традиционным и включает в себя два основных признака: степень выработанности и конструктивную сложность подписи. Однако такие показатели степени выработанности, как темп и координация движений, при исследовании подписи приобретают существенное значение и изучаются самостоятельно.

Степень выработанности отражает способность пишущего выполнять подпись максимально координированными движениями в привычном для исполнителя темпе. Показателями степени выработанности, кроме темпа и координации движений, являются устойчивость признаков подписи во времени и к действию сбивающих факторов, а также наличие вариационности подписного почерка как средства приспособления к различным условиям письма. Выделяют три основных и две промежуточных группы подписей по степени выработанности: высокую, средней, малую, выше средне и ниже средней.

Высокой степени выработанности соответствует выполнение подписи в быстром темпе высококоординированными (или близкими к ним) стереотипными движениями. Для высоковыработанных подписей характерна относительная устойчивость к действию как естественных, так и умышленных сбивающих факторов, а наряду со стереотипностью в них наблюдается устойчивая вариационность. Строение букв и безбуквенных штрихов самое разнообразное: от упрощенного до усложненного.


Рис. 5. Высоковыработанные подписи

Средневыработанные подписи представляют собой не вполне сформировавшиеся подписи, отличающиеся некоторыми нарушениями координации движений (в основном, 2-й группы), относительно малой стереотипностью и средним темпом исполнения. Буквы по строению близки к нормам прописи. Такие подписи менее устойчивы к различным сбивающим факторам. При письме в необычных условиях в них могут произойти существенные изменения, выражающиеся в многовариантности признаков, что затрудняет проведение идентификации.


Рис. 6. Средневыработанные подписи.

Маловыработанные подписи соответствуют начальной стадии освоения подписного почерка. Для них характерны медленный темп исполнения, низкая координация движений 1-й и 2-й групп, отсутствие вариационности. Строение букв простое, близкое к нормам прописи. Такие подписи малоустойчивы к воздействию даже незначительных сбивающих факторов.


Рис. 7. Маловыработанная подпись.

Среди маловыработанных различают школьные, практические маловыработанные и старческие, атаксические подписи.

Координация движений в подписи определяется так же, как и в почерке, и оценивается с точки зрения степени точности и согласованности движений при письме.

Показателями координации являются:

  • устойчивость и правильность геометрической формы однотипных элементов букв и нечитаемых штрихов;

  • устойчивость протяженности движений по вертикали и горизонтали;

  • устойчивость направления при выполнении сгибательных движений;

  • устойчивость размещения движений по вертикали и горизонтали.

В координации движений выделяют две степени точности.

К первой группе (первой степени точности) относят соблюдение параметров мелких движений в пределах элементов букв и штрихов. Снижение координации движений первой степени проявляется в извилистости, угловатости, изломах элементов, неправильности овалов и полуовалов, ретуши, неустойчивости в размещении точек начала и окончания движений.


Рис. 8. Подпись с признаками снижения координации движений 1-й группы

Координация движений второй степени связана с соблюдением параметров более крупных движений при выполнении букв и безбуквенных штрихов, их взаиморазмещением и взаимопротяженностью. К снижению координации движений второй группы относятся неравномерность размера, разгона, наклона букв и нечитаемых штрихов, неустойчивость их размещения по вертикали и горизонтали.


Рис. 9. Подпись с признаками снижения координации движений 2-й группы

С учетом вышеуказанного, координацию движений можно определить как:

  • высокую (обладающую устойчивостью всех перечисленных параметров);

  • среднюю (с некоторыми нарушениями точности и согласованности движений при письме);

  • низкую (характеризующуюся неустойчивостью большинства показателей).

Как уже отмечалось, при исследовании подписей пользуются более дробной градацией характеристик признаков, выделяя две дополнительные промежуточные группы: выше и ниже средней.

Снижение координации движений может явиться следствием недостаточно сформированного письменно-двигательного навыка или результатом воздействия различных сбивающих факторов.

Темп движений отражает скорость выполнения подписи. Различают привычный и непривычный темп.

Привычный темп может быть быстрым, средним и медленным. Критерии его определения не отличаются от установленных в скорописи. Показателями темпа являются:

  • количество слитных и интервальных соединений;

  • конструктивная сложность букв и безбуквенных элементов;

  • вид начала и окончания движений в штрихах;

  • степень и характер нажима;

  • преобладающая форма движений в подписи;

  • размер букв и безбуквенных штрихов.

Привычный темп обладает определенным резервом вариативности, что проявляется в зависимости от установки пишущего в старательном (сохраняющем максимальную координацию движений) или более небрежном письме.

Непривычный темп может быть замедленным, ускоренным и неравномерным.

Для замедленного темпа характерны необоснованные остановки пишущего прибора, замена слитных соединений примыканием, сильный недифференцированный или неравномерный нажим, возвращение к привычному темпу в отдельных частях. Замедленный темп обычно сопровождается снижением координации движений первой группы.

Не следует путать замедленный темп исполнения подписи и старательное письмо, выполняемое в привычном, в пределах собственной вариационности темпе.

Ускоренный темп связан с непривычной установкой пишущего на максимально быстрое письмо. Признаки ускоренного темпа: сокращение буквенного состава подписи, замена части строчных букв безбуквенными штрихами, упрощение движений, утрата отдельных элементов, увеличение разгона букв и штрихов, увеличение протяженности движений по горизонтали при выполнении заключительных элементов. Как правило, ускоренный темп сочетается со снижением координации второй группы.

Неравномерный темп характеризуется неодинаковой скоростью выполнения различных фрагментов подписи. При этом темп может быть более медленным в начальной части подписи (что свойственно и подлинным подписям, поскольку происходят некоторые приспособления к конкретным условиям письма), либо замедляться в средней и заключительной части (что наиболее присуще подписям, выполненным с подражанием).

Конструктивная сложность подписи определяется анализом строения входящих в нее заглавных и строчных букв, безбуквенных элементов, росчерка, дополнительных штрихов.

Конструктивно простые подписи включают в себя буквы, по строению близкие к нормам прописи, и безбуквенные штрихи относительно простой конфигурации, не содержащие пересечений, изменений формы и направления движения либо содержащие их незначительное количество.


Рис. 10. Конструктивная сложность подписи — простая

Для конструктивно упрощенных подписей характерны наличие упрощений при выполнении буквенной части подписи, увеличение цикличности буквенной и безбуквенной частей, в результате чего подпись может стать условно-читаемой.


Рис. 11. Конструктивная сложность подписи — упрощенная.

Конструктивно усложненные подписи отличаются сложными монограммами, усложненным строением букв, безбуквенными штрихами различной конфигурации, направления и протяженности, элементами украшательства.


Рис. 12. Конструктивная сложность подписей — усложненная.

Если эксперт затрудняется однозначно определить конструктивную сложность подписи в целом, рекомендуется изучать ее отдельные составные части.


Рис. 13. В подписи от имени Китаева Т. И. монограмма усложненная, строчная часть и росчерк — упрощенные.

Общие признаки подписи, характеризующие структуру движений по их траектории

Группа включает в себя семь признаков.

Преобладающую форму движений устанавливают анализом выполнения сгибательно-разгибательных и соединительных движений в подписи. Конкретная характеристика преобладающей формы чаще всего представлена сочетанием двух форм: прямолинейно-дугообразная, прямолинейно-угловатая, дугообразно-петлевая, угловато-петлевая, а также округлая, извилистая и другие.


Рис. 14. Преобладающая форма движений: а — дугообразно-петлевая; б) прямолинейно- угловатая; в) округлая

Преобладающее направление движений при выполнении дугообразных элементов традиционно рассматривают как левоокружное, правоокружное и смешанное.


Рис. 15. Преобладающее направление движений: а — смешанное; б — левоокружное

Преобладающее направление при выполнении продольных осей основных элементов (наклон подписи) может быть правым, левым, вертикальным. Однако в подписи, как в кратком почерковом объекте, следует учитывать не только вид, но и степень наклона, а также его равномерность. В соответствии с этим, наклон подписи определяют как незначительный правый, незначительный левый (отклонение от вертикали ± 5º), а также косой (угол наклона между линией письма и продольными осями букв менее 50º). При отсутствии устойчивого положения продольных осей букв и безбуквенных штрихов наклон определяют как смешанный (или неустойчивый), однако в конкретном выражении признака требуется его уточненная характеристика:

  • смешанный: от правого до вертикального, от вертикального до левого, от правого до левого;

  • неустойчивый левый, неустойчивый правый и др.

Преобладающую протяженность движений по вертикали (размер подписи) определяют по высоте строчных письменных знаков. Размер строчных букв и безбуквенных элементов подписи может быть большой (более 5 мм), средний (от 2 до 5 мм), малый (менее 2 мм) и смешанный. Конкретная характеристика смешанного размера должна содержать пределы колебаний признака (от малого до среднего, от среднего до большого, неустойчивый в пределах среднего, равномерно уменьшающийся в пределах среднего и пр.). При отсутствии строчной части в подписи (например, когда она состоит из монограммы либо только заглавных букв и росчерка) допустимо определять размер по прописным буквам, которые в соответствии с нормами прописи, должны быть вдвое больше строчных.

Преобладающая протяженность движений по горизонтали включает в себя два признака — разгон и расстановку.

В зависимости от соотношения высоты и ширины письменных знаков разгон может быть малым (сжатым), средним и большим (размашистым). Критерии определения не отличаются от принятых в скорописи. При неустойчивом разгоне указывают пределы колебаний.

В случае несоответствия ширины букв и расстояния между ними дополнительно изучается расстановка письменных знаков. Она характеризуется как узкая, если интервал между двухэлементными буквами меньше их ширины, и широкая (интервал между буквами превышает ширину букв).

Степень связности подписи отражает степень непрерывности движений при ее выполнении. Изучение данного признака имеет свою специфику, так для эксперта важно, выполняется ли подпись в виде единого блока или существуют определенные перерывы в движениях. Степень связности подписи определяют как сплошную, когда при ее выполнении нет ни одного отрыва пишущего прибора от бумаги, либо отрывистую, если отсутствует связность между всеми элементами подписи. В остальных случаях указывают конкретную связность с учетом всех перерывов в движениях. Признак обычно описывается вместе с транскрипцией подписи, где знаком «+» отмечают слитный вид соединения между элементами подписи, знаком «» — интервальный.


Рис. 16. Степень связности подписи: а — сплошная; б — интервальная; в — Д — А — К + о + в + а + л + ь — ч + у + росчерк

Нажим, как проявление динамических свойств письменно-двигательного навыка, отражает особенности распределения усилий при письме. При исследовании подписей данный признак имеет большое значение, так как плохо поддается зрительному анализу, и поэтому его воспроизведение практически недоступно для подражателя. При исследовании нажима учитывают степень, характер и локализацию нажимных усилий.

Степень нажима определяется традиционно как сильная, средняя и слабая по силе давления и соотношению ширины штрихов в сгибательных и разгибательных движениях, в основном, в подписях, выполненных перьевыми ручками.

Существуют экспериментально подтвержденные количественные показатели ширины штрихов в сгибательных и разгибательных движениях высоковыработанных подписей, присущих всем трем степеням нажима при письме на бумаге с подложкой [1]:

  • сильная: сгибательные — более 1,6 мм, разгибательные — от 1,3 до 1,6 мм;

  • средняя: сгибательные — от 1,3 до 1, 6 мм, разгибательные — от 1,1 до 1,3 мм;

  • слабая: сгибательные — от 1,0 до 1,3 мм, разгибательные — от 0,8 до 1,1 мм.

Однако не отмечено, применимы ли указанные данные к различным пишущим приборам, измерение ширины штрихов затруднительно при отсутствии специальной инструментальной базы, а спорные подписи далеко не всегда выполняются на подложке. Перечисленные обстоятельства несколько ограничивают возможности эксперта по определению данного признака. Следует помнить, что одним из показателей сильного нажима служит рельефность штрихов на оборотной стороне листа бумаги.

По характеру нажим может быть дифференцированным, имеющим отличие в ширине штриха и плотности красителя при выполнении сгибательных и разгибательных движений, и недифференцированным, не имеющим такого различия, характеризующимся одинаковой шириной штриха и плотностью красителя. По степени дифференцированности нажим, в свою очередь, бывает слабо, средне и сильно дифференцированным.


Рис. 17. Нажим: а — дифференцированный; б — недифференцированный.

С учетом локализации нажимных усилий одной из характеристик дифференцированного нажима является стандартность [2]. При стандартном нажиме бóльшая ширина штриха и плотность красителя наблюдаются в элементах, выполненных сгибательными движениями. Локализация бóльших нажимных усилий в разгибательных движениях характеризует нажим как нестандартный.


Рис. 18. Нажим: а — стандартный; б — нестандартный

Исследование общих признаков третьей группы целесообразно производить как по средним, так и по конкретизированным показателям с учетом проявления признаков в последовательно расположенных составных частях подписи [3].

Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию подписи и движений, которыми она выполняется

Группа характеризует навыки размещения подписи и некоторые топографические особенности ее выполнения.

Размещение подписи изучают относительно:

  • основного текста;

  • вертикальных и горизонтальных срезов листа бумаги;

  • других самостоятельных фрагментов (резолютивной или визирующей части, даты);

  • горизонтальной и вертикальной линовки (если в документе для подписи отведена специальная графа);

  • слов, определяющих место подписи или должность подписывающего;

  • слова, расшифровывающего фамилию лица, от имени которого значится подпись.

Направление линии подписи характеризуется как горизонтальное (параллельное бланковой строке и горизонтальным срезам листа бумаги), поднимающееся, опускающееся и определяется по линии соединения нижних окончаний букв без учета подстрочных элементов и росчерка.


Рис. 19. Направление линии подписи: а — поднимающееся; б — горизонтальное

Форму основания подписи изучают аналогично форме линии письма по нижним окончаниям букв без учета подстрочных элементов. Она может быть прямолинейной, извилистой, ступенчатой, дугообразно-выпуклой и дугообразно-вогнутой и др.


Рис. 20. Форма основания подписи: а — извилистая; б — ступенчатая; в — дугообразно-выпуклая


Частные признаки подписи

Для исследования подписей полностью применима традиционная система частных признаков почерка, однако их выявление и анализ имеют некоторые методические особенности, которые будут рассмотрены далее. Наряду с этим, в практику проведения графического исследования подписей вошли дополнительные признаки, отражающие метрические свойства подписного почерка: размер угловых и кривизна дуговых элементов подписи.

Размер углов определяется как малый, средний и большой, если изучаемый угол соответственно острый, прямой или тупой. В качестве относительной характеристики размер угла может быть больше либо меньше, чем в образцах.

Кривизну дуги изучают по проведенным к ней касательным. Если касательные образуют острый угол, кривизна дуги определяется как большая, прямой — как средняя, тупой угол характерен для дуги малой кривизны.


Список литературы:

1. Альбом общих признаков подписи (в помощь экспертам). М., 1989.

2. [1, с. 23]

3. [7, с. 46-49]

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены