В.В. Томилин, учебник «ОСНОВЫ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПИСЬМА», издательство «Медицина» Москва – 1974.
Письмо является дополнительным средством общения людей, осуществляющимся при помощи различного рода графических знаков, отражающих в определенной форме звуковую речь и служащих для передачи этой речи на расстояние и закрепления ее во времени. Следовательно, письмо возникает на основе существующего звукового языка и, фиксируя его, расширяет границы его применения в качестве средства общения.
Возникновение и развитие письма охватывают период в несколько тысяч лет. За это время менялись орудия письма, материал, на котором писали, и, что гораздо важнее, менялись сами способы передачи звукового языка путем начертательных знаков, пока, наконец, не сложились те типы письма, которые имеются у современных народов.
Наиболее древний способ письма — рисуночное письмо, пиктография (от латинского слова «pictus» — нарисованный и греческого «grapho» — пишу) — наглядно изображал при помощи сочетания рисунков предметы и действия, причем смысл пиктограммы расшифровывался независимо от передачи его звуковым языком. Такие пиктографические знаки были понятны людям, говорившим на различных языках.
Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.
Несмотря на общедоступность, пиктография являлась примитивным видом письма, поскольку индивидуальность пиктограмм затрудняла передачу обобщенных и отвлеченных понятий, а нестабильность изображения допускала различное их толкование. По мере развития общества, с переходом от родового строя к рабовладельческому, когда появилась потребность в упорядоченной и сложной переписке, первоначальные случайные пиктограммы все более стабилизировались как по своему назначению, так и по своему графическому изображению.
Под влиянием дальнейших запросов материальной жизни, в связи с развитием мышления возникает все большая потребность выразить отвлеченные понятия в языке, а следовательно, и в письме. Это приводит к постепенному превращению рисунка в символ, в условный знак, и пиктографическое письмо начинает преобразовываться в символическое, идеографическое (от греческих слов «idea» — понятие, символ и «grapho» — пишу). Этот переход совершался постепенно, причем первоначально развившиеся из пиктограмм идеограммы были очень близки к пиктографическому письму.
Для идеографического письма характерны определенные значения для каждого знака, причем последние обозначали отдельное слово или его знаменательную часть. Примером идеографического письма может служить современное китайское письмо, где каждый письменный знак соответствует одному слову звукового языка.
По мере дальнейшего развития общества идеографическое письмо становилось менее удобным и постепенно сменялось звуковым, в котором идеограмма обозначала звуковую сторону определенного слова.
Переход от идеографического письма к звуковому совершался в несколько стадий. Вначале это было письмо «целыми словами», когда графический знак обозначал целое слово и применялся для всех однозвучных слов и созвучных частей слова. На смену письму «целыми словами» пришло слоговое, так называемое силлабическое (sillabe — слог) письмо, при котором определенные графические знаки обозначали отдельные слоги. Слоговое письмо в свою очередь заменилось современным буквенным письмом, в котором графические знаки обозначают определенные звуки, составляющие основной звуковой фонд языка.
Буквенное письмо создавало возможность передавать любую по сложности речь путем сравнительно ограниченного количества знаков, соответствующих основному составу звуков языка. Это значительно упрощало процесс овладения письмом, делала его более доступным для широкого круга людей.
Первым буквенным алфавитом был финикийский, относящийся к XIII веку до нашей эры. По мнению ряда ученых, финикийское письмо легло в основу большинства существующих ныне алфавитов.
Создание алфавита у славянских народов относится к IX веку. Известны два славянских алфавита — кириллица и глаголица. В обоих алфавитах, один и тот же порядок букв, их название и значение, хотя имеются отличия в их начертании. До XII века оба алфавита существовали параллельно, впоследствии кириллица вытеснила глаголицу. В процессе становления кирилловский алфавит значительно изменялся. Древнейшее кирилловское письмо называется уставом. В нем буквы крупные, с преобладанием прямых линий, выписаны отчетливо и раздельно» одна от другой, знаки препинания в нем не обозначаются.
Киррилловский алфавит лег в основу русского письма. Древнеславянское письмо появилось на Руси в X—XI веках. До XIV века в России было распространено уставное письмо. С XIV века появляется полуустав: буквы в нем мельче, линии округлые, изобилуют знаки препинания и диактрические знаки. К концу XV века складывается письмо скорописью. Тонко вычерченные замысловатые буквенные знаки скорописи снабжены многочисленными дополнительными значками. В это же время появляется и связная скоропись, или вязь, в которой буквы соединяются, связываются между собой. Уже грамота Дмитрия Донского (1374) выполнена беглым полууставом, переходящим в скоропись.
До конца XII века печатный шрифт в России был основан на полууставе. В 1708 г. Петр I провел реформу печатного кирилловского полуустава, выразившуюся в замене церковнославянского шрифта гражданским, в изменении алфавитного состава (из алфавита был исключен ряд устаревших букв). Введенный Петром I гражданский шрифт является основой современного русского шрифта.
Последняя реформа русского письма была проведена после победы Великой Октябрьской социалистической революции. 23 декабря 1917 г. Народным комиссариатом просвещения был издан декрет о введении нового правописания, согласно которому были изъяты из алфавита ряд устаревших букв и уточнены правила правописания. Установленные этим декретом нормы правописания в основном действуют и по сегодняшний день.
В настоящее время у нас существует единая система письма — скоропись, в основе которой лежат общепринятые образцы, так называемые типовые прописи, по которым производится обучение письму на русском языке в школах. По сравнению со скорописью XVII—XVIII века современная скоропись характеризуется большой приспособленностью букв к связному и быстрому воспроизведению, что достигается небольшим размером букв, их наклоном, упрощением формы и выносом элементов ряда букв над и под строку (букву б, в, д, з, р, ф и др.).
Изучение документов с целью установления исполнителя содержащихся в них записей — текста, цифр, подписи — составляет предмет судебно-медицинской экспертизы письма (графической или почерковедческой).
Экспертиза письма относится к одному из наиболее распространенных видов судебной экспертизы. Документы, направляемые на графическую экспертизу в качестве вещественных доказательств по уголовным и гражданским делам, могут быть разделены на три основных вида (А.И. Винберг, 1950).
Документ как средство совершения преступления. К этому виду относятся всевозможные поддельные документы, используемые с целью расхищения социалистической собственности, анонимные письма угрожающего или клеветнического характера и другие рукописные материалы.
Документ как средство сокрытия совершенного преступления. К таким документам относятся, например, умышленно оставляемые на месте преступления письма и записки, имеющие целью направить следствие по ложному пути, а также фальсифицированные предсмертные записки, написанные от имени убитых, ложные сообщения об отъезде из данной местности, написанные преступниками от имени своих жертв и т.п.
Документ как средство, способствующее установлению (опознанию) личности.К этому виду относятся документы, которые сопутствовали преступлению и вследствие этого могут дать указание на личность преступника или пострадавшего или же указать на их окружение (например, обнаруженные на месте преступления пыжи, сделанные из рукописных документов, случайно оставленные преступником на месте происшествия письма и записки, а также записки и письма, обнаруженные в одежде неопознанного трупа, и т.п.).
При производстве графической экспертизы устанавливается исполнитель той или иной записи в документе (текста, цифр, подписи), но не устанавливается «тождество» почерка в сравниваемых документах. Идентифицируемым объектом при графической экспертизе является исполнитель исследуемой записи в документе, а не его письмо. Признаки же письма являются идентификационными признаками, принадлежащими субъекту, тождество которого с предполагаемым лицом необходимо установить. Совпадение признаков письма в сравниваемых документах дает основание утверждать, что они выполнены одним и тем же лицом.
Исследование документов при графической экспертизе производится на основе данных судебного почерковедения, разрабатывающего вопросы отождествления личности по признакам письма.
В каждом рукописном тексте различают письменную речь, выражающуюся в содержании написанного, стиле изложения, особенностях лексики и т.д., и почерк — систему привычных, своеобразных взаимозависимых и устойчивых движений, свойственных данному лицу для воспроизведения письменных знаков. Следовательно, при установлении личности по письму идентификационными признаками будут являться как признаки письменной речи, так и признаки почерка. Из этого следует, что графическая экспертиза является одновременно экспертизой письменной речи и почерка.
Письменная речь и почерк тесно связаны друг с другом, так, например, само содержание рукописи и ее целевое назначение могут определенным образом влиять на почерк. Поэтому письменную речь и почерк всегда необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Установить исполнителя той или иной записи возможно не во всех случаях, а лишь тогда, когда в ней в достаточной степени отображаются особенности его письма, являющиеся в своей совокупности индивидуальными. Вследствие этого отдельные штрихи и цифры, не отражающие совокупности признаков письма, как правило, не позволяют установить выполнившее их лицо. Так, например, обычно не представляется возможным установить, кем переправлена буква или цифра, кем дописана та или иная буква или цифра и т.п.
При назначении графической экспертизы органами следствия в экспертное учреждение должны представляться следующие материалы: постановление о назначении экспертизы, спорные рукописи и образцы почерка подозреваемых лиц.
В постановлении должны быть изложены обстоятельства дела, перечислены поставленные для разрешения при экспертизе вопросы и подробно перечислены спорные рукописи, а также рукописи, направляемые в качестве образцов почерка подозреваемых лиц.
В сообщаемых эксперту обстоятельствах дела необходимо наиболее подробно осветить те условия, которые могли повлиять на передачу признаков в исследуемых рукописях, а именно: условия, при которых были выполнены рукописи (во время допроса, в состоянии алкогольного опьянения, во время тяжелого заболевания, движения поезда и т.д.); целевое назначение и время выполнения исследуемых рукописей; круг возможных исполнителей спорной рукописи и каким путем следствие остановилось именно на том лице, образцы почерка которого представляются: путем ли предварительного сравнения почерка, которым выполнена спорная рукопись, с почерком большого числа лиц, как это обычно бывает при поиске исполнителя анонимной рукописи, или круг подозреваемых был весьма ограничен — всего несколько человек (сообщать эксперту такие сведения необходимо потому, что в первом случае, как правило, следует ожидать повышенного сходства сравниваемых почерков; незнание этого обстоятельства может привести, как показывает практика, к ошибочному установлению исполнителя спорной рукописи, так как большое сходство сравниваемых почерков иногда принимается экспертом за их полное совпадение); страдал ли подозреваемый в период выполнения спорной рукописи или образцов письма какими-либо заболеваниями, которые могли отразиться на его письменной речи и почерке; не было ли у подозреваемого после выполнения спорных рукописей каких-либо изменений в служебном положении, повлекших за собой резкое увеличение письменной практики и необходимость пользоваться при работе специальными стандартными шрифтами и т.д., а также возможность выполнения: спорной рукописи умышленно измененным почерком.
Другие обстоятельства, не относящиеся непосредственно к исследуемым рукописям, могут быть изложены довольно кратко, а некоторые обстоятельства, по нашему мнению, вообще не следует доводить до сведения эксперта. Так, например, не следует сообщать о том, сознался или нет подозреваемый в выполнении спорной рукописи, так как иногда это оказывается решающим для категорического вывода эксперта. Следовательно, сообщение такого рода обстоятельств может в ряде случаев, особенно при недостаточной опытности эксперта, повлиять на объективность его выводов. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что такое указание может быть и ошибочным вследствие самооговора, т.е. желания какого-либо лица взять на себя вину другого. Как показывает практика, такое обстоятельство встречается нередко. Вследствие этого, если эксперт поверит показаниям подозреваемого лица о выполнении им спорной рукописи, то большое сходство сравниваемых почерков при незначительной по своему объему спорной рукописи может привести к ошибочному выводу об исполнителе ее.
В постановлении должно быть точно указано, какие рукописи присылаются в качестве спорных, а какие — в качестве образцов почерка подозреваемых лиц, и кратко описаны их отличительные особенности. При этом перечисление образцов почерка должно быть отдельным для каждого подозреваемого лица.
В распоряжение эксперта спорные рукописи должны направляться в подлинниках. В отдельных случаях вследствие выполнения исследуемого текста на каких-либо< громоздких объектах, например на бочке, цистерне, стене и т.д., допускается присылка фотоснимков этих надписей, сделанных обязательно в масштабе. При этом надо помнить о том, что на таких фотоснимках, особенно в случаях их плохого качества, выявление признаков почерка обычно значительно затруднено. Поэтому присылаемые фотоснимки должны быть обязательно хорошо выполнены и отпечатаны не на слишком контрастной фотобумаге, так как на ней могут не пропечататься некоторые мелкие детали почерка. Ни в коем случае не разрешается делать на спорных рукописях каких-либо пометок, вроде обведения цветным карандашом некоторых из наиболее бросающихся в глаза особенностей почерка, производить подчеркивание отдельных слов и предложений и т.п., так как такие пометки, во-первых, иногда ошибочно оцениваются экспертом как присущие исполнителю спорной рукописи признаки письма и почерка, во-вторых, они часто затрудняют последующее исследование рукописи, так как могут маскировать некоторые из мелких особенностей почерка.
Образцы почерка подразделяются на две группы: на свободные и специальные (экспериментальные). Свободные образцы почерка (или подписи) — это рукописи (и подписи), выполненные подозреваемым лицом вне всякой связи с проводимой экспертизой. Обычно это различного рода служебные документы — заявления о приеме на работу или о предоставлении отпуска, автобиографии, анкеты и др., а также различные рукописи, не связанные со служебной деятельностью, записи лекций, личные дневники и т.д. Свободными такие образцы называются потому, что их исполнитель во время их выполнения не подозревал о том, что они когда-либо могут быть использованы в качестве сравнительного материала при производстве графической экспертизы и вследствие этого выполнял их привычными для него свободными движениями. Свободные образцы почерка, как правило, являются лучшим материалом для сравнительного исследования. По ним удается наиболее полно выявить присущую почерку и письменной речи исполнителя совокупность идентифицирующих признаков.
Рукописи, присылаемые в качестве свободных образцов почерка, должны удовлетворять следующим требованиям. Время выполнения таких рукописей должно быть как можно ближе ко времени выполнения спорной рукописи. При этом желательно, чтобы среди рукописей, присланных в качестве свободных образцов почерка, находились рукописи, выполненные как до, так и после выполнения спорной. Это особенно важно в тех случаях, когда имеются основания предполагать резкое изменение признаков почерка данного лица вследствие перенесения им какого-либо нервного или психического заболевания, связанного с изменением письменной речи и почерка. Рукописи, присылаемые в качестве образцов свободного почерка, по своему содержанию и целевому назначению должны быть возможно ближе к содержанию и целевому назначению спорной рукописи.
Желательно, чтобы образцы почерка были выполнены такими же орудиями письма (пером, карандашом) и на такой же бумаге (по качеству, размерам, характеру линовки и т.д.), что и спорная рукопись. По возможности образцы почерка должны быть выполнены в условиях, приближающихся к условиям выполнения спорной рукописи. Однако следует отметить, что это требование не всегда удается соблюсти, так как условия выполнения спорной рукописи часто установить не представляется возможным. Наряду с рукописями, приближающимися по условиям своего выполнения к спорной, образцы почерка должны также содержать в себе разнообразные по условиям выполнения и целевому назначению рукописи, так как в таких рукописях, выполненных с различной степенью тщательности, удается наиболее полно выявить все многообразие вариантов признаков, присущих почерку их исполнителя.
Свободные образцы почерка должны быть достоверными, т.е. выполненными именно теми лицами, в качестве образцов почерка которых они присылаются. Достоверность их должна быть заверена следователем путем соответствующей заверительной надписи непосредственно на самих образцах. В тех случаях, когда в качестве образцов предлагается использовать какие-либо подшитые в дело рукописи, выполнение заверительных надписей на них не является обязательным. В таких случаях в постановлении о назначении экспертизы необходимо точно указать наименование этих рукописей и номера страниц дела, где они подшиты.
Специальные (экспериментальные) образцы почерка — это рукописи, написанные тем или иным лицом по просьбе органов расследования для целей экспертизы в присутствии лица, ведущего расследование. Подозреваемого при этом предупреждают, что эти рукописи будут использованы в качестве сравнительного материала при производстве графической экспертизы. Вследствие этого в некоторых случаях при отборе образцов следует ожидать умышленного изменения пишущим признаков своего почерка.
Специальные образцы почерка могут быть отобраны следующими способами: под диктовку, путем списывания подозреваемым какого-либо текста — автобиографии, объяснения и т.д. Однако необходимо отметить, что лучшим материалом для сравнения являются все-таки образцы, написанные под диктовку. При этом при диктовке нужного для сравнительного исследования текста меняют скорость диктовки, не давая пишущему возможности умышленно изменять признаки своего почерка. Самым худшим материалом для сравнения являются образцы, выполненные путем списывания пишущим какого-либо текста, так как он при этом имеет возможность умышленно изменить свой почерк. Самостоятельное выполнение подозреваемым того или иного текста, например объяснения по делу, автобиографии и т.д., также является хорошим материалом для сравнения. Пишущий при этом все свое внимание обычно сосредоточивает на содержании того, что он пишет, и лишается вследствие этого возможности вносить умышленные изменения в признаки своего почерка, как и при написании образцов под диктовку.
При отборе специальных образцов почерка под диктовку желательно диктовать текст, аналогичный по своему содержанию спорному. При этом представляется возможность сравнивать одинаковые слова и буквосочетания, что в ряде случаев может помочь более удачно провести сравнительное исследование в силу того, что нередко способ выполнения письменных знаков и их связывания зависит от их положения в слове и от соседства определенных письменных знаков. Если позволяет объем спорной рукописи, то текст ее следует диктовать полностью, если объем очень велик, то диктуют какую-либо часть рукописи. Если спорная рукопись состоит всего лишь из нескольких строк или слов, ее диктуют полностью несколько раз. Если по каким-либо соображениям спорный текст диктовать нельзя, то необходимо составить произвольный текст с введением в него нужных письменных знаков, буквосочетаний и отдельных слов, и предложений. В отборе таких букв и предложений следствию должен оказать помощь эксперт. Составленный таким путем текст должен быть связным и представлять по своему содержанию одно целое, а не быть просто набором отдельных слов и фраз.
Перед диктовкой пишущему необходимо разъяснить, чтобы он писал своим обычным почерком. Если замечено, что пишущий старается изменить свой почерк, то необходимо либо ускорить темп диктовки, либо заставить его писать побольше. Иногда для отвлечения пишущего от попыток изменения своего почерка применяется диктовка интересного по своему содержанию текста. При диктовке ни в коем случае нельзя выделять слова, написание которых отличается от их произношения, а также указывать знаки пунктуации. С целью проверки умышленного изменения пишущим признаков своего почерка необходимо продиктовать несколько раз один и тот же текст, причем желательно диктовать его с некоторым разрывом во времени (через несколько часов, дней).
Во всех случаях, когда спорная рукопись выполнена с подражанием буквам печатного шрифта или левой рукой, необходимо отбирать соответственные «особые» образцы почерка. Отбирать такие «особые» образцы желательно под диктовку и в нескольких экземплярах. Такие «особые» образцы не заменяют, а лишь дополняют свободные образцы почерка и специальные образцы, выполненные обычной скорописью правой рукой. Поэтому в подобных случаях необходимо отбирать и направлять в качестве сравнительного материала как эти «особые» образцы почерка, так и обычные специальные образцы, выполненные скорописью правой рукой, и свободные образцы почерка.
Специальные образцы почерка наряду с некоторыми недостатками имеют преимущества перед свободными образцами. Преимущества заключаются в том, что при отборе специальных образцов можно диктовать текст нужного содержания, выбирать для их написания такие же орудия и материалы письма, которые применялись при выполнении спорной рукописи, отбирать образцы можно в любом количестве и т.д. Вследствие этого специальные образцы почерка являются хорошим, а в ряде случаев совершенно необходимым дополнением свободных образцов, например при выполнении спорной рукописи левой рукой или с подражанием буквам печатного шрифта.
Как правило, при проведении любой графической экспертизы необходимо требовать предоставления в распоряжение эксперта как свободных, так и специальных образцов почерка лиц, подозреваемых в выполнении спорной рукописи. Специальные образцы почерка при этом не только будут дополнять свободные образцы, но и позволят убедиться в том, что рукописи, присланные в качестве образцов свободного почерка тех или иных лиц, действительно выполнены этими лицами, а не другими.
Использование же только одних свободных образцов почерка в ряде случаев может привести к ошибочному установлению исполнителя спорной рукописи.
В нашей практике (В.В. Томилин, 1958) было несколько случаев, когда в качестве свободного образца почерка подозреваемого лица присылались рукописи, выполненные не им, а другим лицом. В качестве примера можно привести следующую экспертизу.
После самоубийства гр-на К. была обнаружена предсмертная записка, в которой указывалось, что причиной его самоубийства являются гр-не Б. и Л.
В связи с тем, что почерк, которым была выполнена предсмертная записка, и почерк К. резко различались по степени выработанности, следствием было предположено, что данная записка от имени К. могла быть выполнена гр-ном В., который имел личные счеты с гр-нами Б. и Л. В качестве образцов почерка гр-на В. было прислано выполненное от его имени заявление (свободный образец) и отобранный следователем специальный образец почерка, содержащий в себе текст предсмертной записки (рис. 1).
Предварительным исследованием образцов почерка гр-на В. было установлено, что они выполнены двумя разными лицами. Об этом было сообщено следователю, назначившему экспертизу, который при допросе гр-на В. уточнил, что заявление от его имени, присланное в качестве свободного образца его почерка, действительно выполнено не им, а по его просьбе другим лицом. При сравнительном же исследовании специального образца почерка гр-на В. и почерка, которым был выполнен текст предсмертной записки, было установлено, что предсмертная записка действительно выполнена гр-ном В.
Рис. 1. Пример представления в качестве образцов почерка одного лица рукописей, выполненных разными лицами. а — часть заявления от имени гражданина В., выполненного гражданином Г.; местожительстве и т.д.). б — образец почерка гражданина В.
Наличие специальных образцов почерка позволило в данном случае избежать ошибки в установлении исполнителя спорной рукописи. При отсутствии специальных образцов почерка и сопоставлении спорной рукописи только со свободными образцами почерка гр-н В. был бы в категорической форме исключен из числа возможных исполнителей данной рукописи.
В виде исключения специальные образцы почерка можно не отбирать. Это возможно лишь по каким-либо оперативным соображениям или вследствие каких-то объективных причин (например, смерти подозреваемого лица, отсутствия сведений о его местожительстве и т.д.). Однако в таких случаях эксперт должен быть поставлен в известность, по каким причинам специальные образцы почерка не могут быть присланы.
В случаях, когда в написании спорной рукописи подозреваются несколько человек, в распоряжение эксперта необходимо направлять образцы почерка всех этих лиц.