Первый параграф первой главы учебника: Судебно-почерковедческая экспертиза. Общая часть: теоретические и методические основы / [под науч. ред. В. Ф. Орловой]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Наука, 2006. – 543.
Судебное почерковедение является самостоятельной отраслью (разделом) криминалистики и науки о судебной экспертизе. Оно представляет собой систему знаний о закономерностях почерка как феномена функционально-человеческой природы, а также о закономерностях его судебно-экспертного исследования. Предмет судебного почерковедения предполагает: изучение закономерностей формирования, функционирования и изменения письменно-двигательного функционально-динамического комплекса (далее: ПД ФДК или ФДК) навыков, лежащего в основе почерка; изучение закономерностей экспертного исследования почерка и создание на основе выявленных закономерностей методов и методик решения задач судебно-почерковедческой экспертизы в целях установления фактов, имеющих доказательственное значение по уголовным, гражданским и административным делам, либо профилактический характер. Знания об указанных выше закономерностях составляют научные основы судебно-почерковедческой экспертизы.
Компоненты общего учения о почерке как объекте криминалистического исследования следующие: понятие почерка и лежащего в его основе письменно-двигательного ФДК, механизм процесса письма; основы формирования ФДК и почерка; основные свойства (качества) почерка - индивидуальность, динамическая устойчивость, вариационность, избирательная изменчивость; понятие признака почерка, его природа и основы систематизации признаков почерка, используемых для решения идентификационных и диагностических задач судебно-почерковедческой экспертизы.
Чтобы изучать почерк по результатам письма-рукописи, нужно знать, как происходит процесс письма: какие звенья письменно-двигательного аппарата участвуют в этом процессе, как и по каким законам осуществляется управление ими, какие факторы влияют на процесс письма.
Исследование механизма письменно-двигательного процесса письма и его закономерностей, в свою очередь, предполагает изучение анатомии письменно-двигательного аппарата, биомеханики процесса письма, особенностей функционирования письменно-двигательного ФДК и его узловых механизмов - зрительной и двигательной систем, обеспечивающих процесс письма в обычных и необычных условиях; построения движений в процессе формирования письменно-двигательного навыка и при его реализации.
Изучение письменно-двигательного аппарата, особенностей общего ФДК, обеспечивающего процесс письма в различных условиях, выявление специфических механизмов этого комплекса - афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, программы исполнительских действий и др. - и их индивидуальных характеристик, внутренней архитектоники этого комплекса, особенностей функционирования его узловых механизмов - двигательной и зрительной систем - позволяют понять природу основных свойств (качеств) почерка. Анализ механизма письма и особенностей его функционирования дает возможность обосновать индивидуальность и типологию, динамическую устойчивость, вариационность и избирательную изменчивость почерка. Лишь изучив механизм письма и закономерности его функционирования, можно понять природу признаков почерка, их зависимости от различных факторов, пределы устойчивости и изменяемости. Изучение формирования навыка письма необходимо для выявления закономерностей, которые лежат в основе типологических свойств, индивидуальности, динамической устойчивости, структуры вариационности почерка на различных этапах формирования навыка, трансформации признаков при выполнении рукописи в необычных условиях как связанных, так и не связанных с намеренным изменением.
Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.
Исследование закономерностей формирования почерка и механизма процесса письма служит основой для выявления признаков почерка и их научной классификации; раскрытие особенностей механизма письма в различных условиях является основой выявления обычных и трансформированных свойств и признаков.
Другая группа закономерностей имеет отношение к процессу экспертного исследования. Знания почерковых закономерностей и специальное изучение процесса экспертного исследования является базой для создания учения о структуре решения экспертных судебно-почерковедческих задач, которое представляет собой основу методики судебно-почерковедческой экспертизы. Это учение предполагает раскрытие элементов структуры - уровней, этапов, стадий, представление их в единой и строгой последовательности.
Группа закономерностей, относящихся к почерку, является первичной, вторая группа закономерностей имеет опосредованный или производный характер.
В познании закономерностей, существенных для судебного почерковедения, важное значение имеют данные целого ряда наук: анатомии двигательного аппарата, биомеханики, физиологии, психофизиологии, психологии, математики, кибернетики. Использование данных указанных наук имеет многоступенчатый характер, каждая ступень отражает степень проникновения знаний в изучаемые закономерности. При этом выделено три основных этапа трансформации данных наук естественного профиля в судебном почерковедении.
Первый этап предполагает использование в качестве исходных научных данных общих положений о закономерностях, которые изучаются в основном естественными науками и психологией и распространяются на закономерности формирования и функционирования почерка. К таким знаниям относятся учения И.П. Павлова о динамическом стереотипе [12], Н.А. Бернштейна об уровневом принципе построения движений, о кольцевом управлении, сенсорных коррекциях [4]; П.К. Анохина о роли обратной афферентации, о функциональной системе как основе поведенческого акта, об акцепторе результатов действия [1]; В.А. Ганзена, В.Д. Глезера и других авторов об уровневом принципе переработки зрительной информации, о восприятии и опознании зрительных образов [5-7] и др.
На втором этапе в результате трансформации полученных знаний и их творческого приспособления к специальным задачам и целям судебного почерковедения формируются знания о закономерностях более частного характера. В судебном почерковедении к знаниям о них относятся данные об анатомии письменно-двигательного аппарата, о формировании письменно-двигательного ФДК и почерка, управлении процессом письма со стороны нервной системы, механизме письма в различных условиях, об уровневом принципе решения экспертных задач и т.д. Такие «пограничные» закономерности служат базой для изучения непосредственно почерковых закономерностей, а следовательно, и закономерностей исследования почерка и составляют основу предмета судебного почерковедения. Эти закономерности изучаются на третьем этапе использования знаний наук естественного профиля.
Наиболее важными и существенными для изучения почерка являются закономерности, которые объясняют его природу и основные свойства - индивидуальность и типологию, устойчивость, вариационность, избирательную изменчивость, а также свойства, которые лежат в основе разработки идентификационных и диагностических признаков. Для изучения процесса исследования почерка существенным является уровневый принцип решения экспертных судебно-почерковедческих задач.
Судебно-почерковедческая экспертиза, как любая судебная экспертиза, представляет собой процессуальное действие, реализуемое на определенных правовых основаниях и условиях, а заключение эксперта является средством доказывания по делу. В этой связи в рамках судебного почерковедения разрабатываются методические положения, связанные с назначением и проведением экспертиз, оценкой и использованием заключений экспертов-почерковедов субъектами доказывания: судьями, следователями, дознавателями, прокурорами. К их числу должны быть отнесены: заявление ходатайств экспертом о получении дополнительных материалов и сведений, необходимых для экспертного исследования и дачи заключения, участие эксперта в отборе экспериментальных образцов почерка предполагаемого исполнителя, возможности и пределы экспертной инициативы, тактика поведения эксперта в судебном заседании и др.
Предмет судебного почерковедения охватывает также разработку научных, методических и организационных основ профилактической деятельности эксперта-почерковеда.
Список литературы:
1. Анохин U.K. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. М., 1978.
2. Архипов Г.Ф., Коневникова Г.П., Клышко Г.Н., Кучеров И.Д. Некоторые результаты исследования динамических характеристик нажима // Современные методы исследования вещественных доказательств: Мат. науч.-практич. семинара. Рига, 1979.
3. Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание. М., 1969.
4. Бернштейн НА. О построении движений. М., 1947.
5. Ганзен В А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.
6. Глезер В.Д., Цуккерман И.И. Информация и зрение. М.; Л., 1961.
7. Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; Л., 1966.
8. Дутова Н.В., Погибко Ю.Н., Стрибулъ Т.И. Решение отдельных типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы. М., 1985.
9. Кучеров И.Д. Эмпиризм и проблема сжатия знаний в криминалистике // Совершенствование уголовно-правовой борьбы с преступностью: Тез. докл. на респ. науч. конф. Вильнюс, 1983.
10. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971.
11. Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации // Труды ВНИИСЭ. М., 1973. Вып. 6.
12. Павлов И.П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. III.
13. Подкорытов В.А. Соотношение диалектического метода с частнонаучными методами // Вопросы философии. 1962. № 6.
14. Теория и практика математического моделирования в судебно-почерковедческой экспертизе. М., 1980.
15. Штофф В А. Моделирование и философия. М.; Л., 1966.