Предмет, задачи и возможности диагностических исследований почерка

Второй параграф девятой главы «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И СИТУАЦИОННЫЕ ИС-СЛЕДОВАНИЯ ПОЧЕРКА. УСТАНОВЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ РУКОПИСНОГО ТЕКСТА» учебника «ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ И ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» под редакцией В. В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2007.

Диагностика является особой формой познавательной деятельности человека. Некоторые виды диагностики направлены на распознавание сущности и состояния объектов и явлений материального мира, и возможности их практического исследования.

Криминалистическая диагностика, как процесс распознавания объектов, своим исследованием предметов, явлений и лиц по определению их существенных свойств, качеств, состояний позволяет относить объекты криминалистического исследования к различным группам, классам родам.

Диагноз, диагностика как процесс, осуществляющий познание явления, предмета, складывается на основе изучения всех признаков последних и их обычного узнавания. Как конечный результат диагностического процесса выступает диагноз, являющийся по своей сути общим выводом о сущности данного явления, предмета, характеризующего свойство, качество, состояние объекта и о принадлежности его к определенному, установленному наукой классу, виду, роду, на основании исследования (анализа и синтеза) и логического обоснования совокупности существенных признаков данного явления, предмета.

Диагностика есть научно-познавательный процесс, но он отличается от процесса познавания вообще своими целями, задачами, объектами. Постановка диагноза о предмете, явлении — это не научное (поисковое) исследование, где исследователь устанавливает новые законы развития природы и общества. Отдельный факт, случай не составляет еще науки. Науку интересует в человеке, предметах и явлениях общее, устойчивое, повторяющееся, существенное.

Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.

Подробнее о почерковедческой экспертизе

Объектом диагностического криминалистического исследования является конкретный объект (человек, предмет, вещество, явление). Встречаясь с конкретным анонимным рукописным текстом, устанавливая определенные свойства личности по почерку, исследователь встречается с общими (пол, возраст), и теми, которые существуют только через единичное (конкретный рукописный документ). Любое общее свойство не может охватывать единичное, так как любое единичное содержит в себе не только общее, но и что-то индивидуальное. Объектом судебного почерковедения, как науки, является почерк — это общее. Каждый конкретный рукописный текст является единичным, который служит для исследования и обобщения общего. Ученый-исследователь изучает, исследует, обобщает и вырабатывает новое знание, а эксперт использует это знание в своей практической деятельности. В силу этого в процессе диагностирования мы не получаем каких-то новых знаний об объекте, а устанавливаем, узнаем, распознаем уже известное. Следовательно, это не научное познание в широком смысле слова, в процессе которого осуществляется переход «вещи в себе» в «вещь для нас», т. е. когда происходит перерастание незнания в неполное (частичное) знание и далее в более и более полное.

В ходе экспертизы эксперт не открывает чего-либо нового в природе и обществе, а только устанавливает определенные свойства, качества, состояния личности по почерку в рукописи по разработанным учеными-почерковедами методикам. Например, устанавливает по почерку пол, возраст исполнителя рукописи, его состояние в момент создания рукописи.

Если не существует разработанной достоверной методики по определению каких-либо свойств объекта, то установить данные свойства невозможно. Следовательно, только тогда можно диагностировать свойства, состояния объекта, когда имеются уже определенная совокупность признаков, позволяющих сказать что-либо об объекте. Например, графологи утверждают, что по почерку можно определить черты характера человека (ненависть, правдивость, злобность, доброту, скупость и прочие). Но все эти утверждения не обоснованы научно, так как нет достоверных методик и соответствующих этим методикам совокупностей признаков почерка, по которым можно было бы определить характер неизвестного человека по его почерку.

Диагностирование есть диалектический процесс, результатом которого является вывод (диагноз) о сущности объектов распознавания. Диагностика является процессом отражения материальной действительности, которая определяется объектами своего исследования. Это частный вид, особая форма познавательного процесса, и каждая разновидность диагностики имеет свою специфику, но обязательно учитывает общее в любом диагностическом процессе.

Методика криминалистического диагностического и ситуационного исследования объектов представляет собой единый сложный процесс и имеет общие для всех видов криминалистического исследования положения по последовательности изучения вещественных доказательств. Эксперт соблюдает определенную последовательность действий, которые можно подразделить условно на отдельные последовательно осуществляемые этапы (стадии), взаимосвязанные и взаимозависимые.

В диагностическом и ситуационном исследовании выделяют следующие три стадии:

1. Предварительное исследование.

2. Детальное исследование.

3. Оценка результатов проведенного исследования, формирование и формули-рование вывода.

На стадии предварительного исследования необходимо определить задачи исследования, ознакомиться с материалами, поступившими на исследование, произвести их осмотр, установить все достоверные данные об объекте исследования, которые могут повлиять на отображение следов и достоверность их определения в процессе исследования признаков. Например, при диагностировании по почерку каких-либо свойств личности необходимо знать все имеющиеся достоверные данные об исполнителе анонимной рукописи, об условиях, в которых выполнялась данная рукопись. Это позволит эксперту объективно оценить отобразившиеся признаки почерка и определить достоверность их отображения в данной рукописи.

На стадии детального исследования выделяют все имеющиеся признаки объекта, которые позволяют решить поставленные перед экспертом вопросы. Здесь при-меняются самые различные методы исследования. Например, в документоведении объект исследуют по материалу письма, пишущему прибору, смысловой и содержательной стороне записей, изучают функции письменной речи, с целью получения сведений об авторе-исполнителе рукописи, изучают признаки почерка с целью опре-деления выработанности письменно-двигательного навыка исполнителя, факт умышленного или естественного изменения почерка и прочее. Далее анализируют и оцениваются признаки почерка в соответствии с определенной диагностической или ситуационной методикой (по распознаванию пола, возраста, состояния исполнителя, условий выполнения рукописи и пр.).

Диагностирование обычно используют, когда материалы дела наряду с другими физическими данными о вещественном доказательстве (материалы письма и пишущий прибор, смысловая сторона документа и т. д.) не дают необходимых достаточ-ных и достоверных сведений об исполнителе, а идентификационное исследование провести невозможно, так как нет сравнительного материала. На этой стадии осуществляют анализ, синтез и оценкау признаков исследуемого объекта. Кроме того, может быть проведено и дифференциальное исследование признаков объекта сравнением выявленных определенных признаков объекта со справочными данны-ми.

На стадии оценки результатов проведенного исследования оценивают признаки, выявленные в своих совокупностях (симптомокомплексы) по соответствующим экс-пертным методикам определения свойств и качеств объектов исследования, с учетом фактических данных, полученных на первых двух стадиях исследования.

Оценка результатов проведенного диагностического исследования — это не только сведение выявленных признаков в определенные совокупности. Эксперт оценивает все данные, полученные на каждой стадии исследования, но на третьей стадии, без которой невозможно построить правильного умозаключения об объекте исследования, осуществляется окончательная оценка результатов исследования, что возможно только после полного изучения представленного объекта, позволяющего распознать определенные свойства, качества и состояния. Это мыслительный процесс, который строится с использованием методов и законов логического мышления.

На основе оценки результатов проведенного исследования и своего внутреннего убеждения эксперт формирует вывод о выявляемых свойствах, качествах, состояниях объекта.

Убеждение эксперта может строиться только на достоверных фактических данных исследования, которые должны отвечать законам логики:

1) не должны противоречить друг другу, а если имеются противоречия, то они должны быть объективно объяснены результатами проведенного исследования;

2) выявленные признаки должны быть относительно устойчивыми и индивидуальными;

3) признаки должны быть взаимосвязаны, взаимозависимы и достаточны для обоснования вывода.

На основе сформировавшегося у эксперта вывода он формулирует краткое, чет-кое, конкретное его выражение. В выводе указывают сведения о свойстве, качестве, состоянии объекта исследования, выявленном по соответствующей методике, или об отнесении объекта к определенному классу, виду, роду объектов.

Исходя из логической схемы диагностического процесса и задач стадии крими-налистического диагностического исследования, предлагается следующая схема осуществления процесса диагностического почерковедческого исследования (табл. 1).


Таблица 1. Сравнение процесса идентификационных и диагностических исследований

В отличие от идентификационных исследований, диагностические проводят не методом установления тождества, где исследуют взаимосвязь между отражающими и отображаемыми объектами, а методом выявления свойств самостоятельных объектов и последующей их дифференциацией относительно других подобных объектов. Следовательно, на основе распознавания существенных сторон объекта возможно отличие (отграничение) его от других разнородных и однородных объектов и включение в соответствующую группу (род, вид, разновидность) объектов.

Исходя из изложенного, криминалистическую экспертную диагностику можно определить как учение о закономерностях изучения и распознавания свойств, качеств и состояний объектов и явлений материального мира по материально-фиксированным отображениям и дифференциации их по соответствующим разновидным группам с последующим отнесением к определенному классу, роду, виду, разновидности.

Криминалистические диагностические исследования по своим целям и задачам в отдельных случаях являются законченными исследованиями в силу решения поставленной основной задачи; в других случаях — законченными исследованиями в силу невозможности проведения дальнейшего исследования, направленного на установление тождества объектов; иногда они являются предварительными исследованиями для определения возможности проведения последующего идентификационного исследования.

К задачам диагностических исследований почерка относится определение:

1) общефизических свойств личности исполнителя, а именно — пола, возраста, роста, типа телосложения, состояния зрительно-двигательного аппарата письма и пр.;

2) индивидуальных качеств личности — типа высшей нервной деятельности, особенностей характера (аккуратность, точность, энергичность, настойчивость, неряшливость, смелость, трусость и т. п.), типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический), характеристик нервных процессов (возбудимость, устойчивость, сдержанность и пр.); деловых особенностей (отношение к делу, умение комбинировать, стиль работы, постоянство в отношениях и т. п.);

3) психофизиологических и патологических состояний личности в момент исполнения рукописи — физиологических состояний (сильного душевного волнения, возбуждения, утомленности, физической усталости, алкогольного и наркотического опьянения, физического охлаждения при низкой температуре), патологических состояний, которые в отличие от физических состояний носят относительно долговременный или постоянный характер (психические, нервные, инфекционные заболевания, умственная отсталость, дефекты моторики, нарушение работы зрительного и слухового анализаторов, нарушения двигательного аппарата письма и т. д.);

4) социально-демографических данных о личности — национальности, района проживания, уровня образования и т. д.;

5) различных навыков писавшего — профессиональных, стенографических, чертежных и т. д.

Все перечисленные задачи диагностических исследований, направлены на сужение круга лиц-предполагаемых исполнителей, т. е. на установление групповой при-надлежности исполнителя рукописи. Они дают некоторые сведения о писавшем и с каждой новой характеристикой позволяют уменьшать число предполагаемых ис-полнителей.

С учетом определения понятий диагностических и ситуационных исследований почерка и систематизации задач исследования почерковых объектов можно выделить три уровня почерковедческого исследования объектов, которые по их значимости соответствуют трем последовательно расположенным этапам исследования.

Высшим, наиболее значимым для расследования, является идентификационное исследование (первый уровень), которое будет третьим (последним) этапом исследования почерка. В процессе его устанавливают тождество объекта. В почерковедческом идентификационном исследовании отождествляется конкретное лицо, исполнившее рукопись.

Вторым по значению являются диагностическое исследование, в результате которого устанавливают определенные свойства, качества, состояния личности и другие данные об исполнителе рукописи. В результате диагностирования определяют групповую принадлежность объектов. При этом, чем больше диагностируется данных о личности, тем меньше группа предполагаемых исполнителей. И с каждым новым диагностируемым сведением о личности сужается круг лиц-предполагаемых исполнителей. Это второй этап исследования, так как в результате получения данных определяется круг лиц, у которых необходимо отобрать образцы почерка для проведения идентификационного (третьего) этапа исследования.

На третьем уровне проводятся ситуационные исследования, в процессе которых устанавливают данные о фактических действиях или об обстоятельствах действий объектов, т. е. определяют ту ситуацию, в которой происходило действие, а в почерковедческой ситуации — как, в каких условиях и т. д. исполнялась спорная рукопись. Эти исследования можно условно назвать экспертизой факта. Ситуационные исследования являются первым этапом исследования, так как установление определенных условий исполнения рукописи позволяет эксперту объяснить многие признаки, не свойственные почерку лица-исполнителя, но появившиеся в нем в результате определенных условий исполнения рукописи. А некоторые ситуационные исследования необходимо проводить в первую очередь в обязательном порядке, например, исследования по установлению факта различных видов умышленного искажения почерка (перемена пишущей руки, маскировки с подражанием почерку другого лица «на глаз» и «по памяти», скорописной маскировки почерка и т. д.), так как без проведения подобных ситуационных исследований и учета в дальнейшем выводов по ним, невозможно проводить достоверные и обоснованные диагностические и идентификационные исследования.

Разграничение задач диагностических и ситуационных исследований в почерковедении и других криминалистических отраслях имеет важное значение, так как это позволяет определить направленность и достоверность каждого вида исследований, границы каждой криминалистической экспертизы, наметить комплекс методов и методик для проведения исследований.


Список литературы:

1. Большая Советская энциклопедия. Т. 8., М. 1972.

2. Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология (общетеоритические и методические проблемы судебных экспертиз). Волгоград, 1979.

3. Грановский Г. А. Криминалистическая ситуационная экспертиза места происшествия // труды ВНИИСЭ. Вып. 16. М., 1977.

4. Каюнов О. Н., Сахарова Н. Г., Смирнов А. В. Модифицированный метод определения пола испытателя рукописи по средневыработанному почерку. Экспертная практика и новые методы исследования. М., 1982. № 9.

5. Кеворкова И. И., Моисеев А. П. Использование рукописных текстов для розыска и установления их исполнителей (библиотека эксперта). М., 1972.

6. Корухов Ю. Г. Трасологическая диагностика: метод пособие для экспертов. М., 1983.

7. Кулагин П. Г., Колонутова А. И. Экспертная методика дифференциации рукописей на мужские и женские. М., 1970.

8. Кучеров И. Д. Теоретическое объяснение экспертизы факта в криминалистике // Судебная экспертиза. Минск, 1964.

9. Левицкий А. Б., Бажакин Г. А., Серегин В. В. и др. Методика определения пола исполнителя кратких рукописных текстов: учеб. пособие. М., 1990.

10. Левицкий А. Б., Молоков Э. П., Серегин В. В. и др. Методика определения возраста исполнителя рукописных текстов: учеб. пособие. М., 1995.

11. Неидентификационные исследования в почерковедческой экспертизе / отв. ред. Л. Е. Ароцкер. Харьков, 1972.

12. Орлова В. Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации // труды ВНИИСЭ. Вып. М., 1973.

13. Серегин В. В. Некоторые вопросы диагностических и ситуационных исследований // Научно-технический процесс и возможности криминалистики. Волгоград, 1991.

14. Серегин В. В. О возможности диагностирования профессиональной принадлежности исполнителей рукописей // Теория и практика собирания доказательственной информации техническими средствами на предварительном следствии. Киев, 1980.

15. Серегин В. В. Некоторые вопросы использования методики дифференциации рукописей по полу исполнителя // Современные вопросы криминалистической экспертизы. Волгоград, 1981.

16. Судебно-почерковедческая экспертиза. Ч. II. Пособие для экспертов-почерковедов и судебно-следственных работников. М., 1971.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены