Признаки необычного выполнения рукописей

Второй параграф пятой главы «ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕННОГО ПОЧЕРКА» учебника «ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ И ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» под редакцией В. В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2007.

Измененное или аномальное письмо — это письмо, которое претерпело изменения относительно каких-либо норм. При исследовании обычного, «родного» почерка нормой являются принятые повсеместно на территории нашей страны школьные прописи, при исследовании же измененных почерков нормой будут выступать «родные» неизмененные почерки исполнителей.


Особое внимание исследованию измененного почерка в нашей стране начали уделять в 60-е гг. Тогда перед учеными-криминалистами стояла задача: установить конкретные признаки, свидетельствующие о воздействии того или иного фактора. Предполагалось, например, что под действием фактора 1 должны возникнуть изменения а, б, в, а под действием фактора 2 — изменения — х, у, z. Тогда бы эксперт мог точно установить тот «сбивающий» фактор, от которого почерк претерпел изменения.

Но, к сожалению, такого достигнуть не удалось, так как эксперименты показали, что одни и те же изменения возникают под действием самых разнообразных факторов.

Поставленная задача оказалась неразрешимой, и исследования в этом направлении были почти прекращены. Однако, в 70—80 гг. начался новый цикл исследований измененных почерков и подписей, в процессе проведения которого удалось установить, что одна группа аномальных признаков возникает под действием одних факторов, а другая — под действием других.

Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.

Подробнее о почерковедческой экспертизе

В таком случае, обнаружив признаки а, б, в, можно установить, что они возникли под действием факторов 1, 2 и 3 (но не 4, 5 и 6).

Кроме того, было выявлено, что под действием одного и того же фактора в почерках разных лиц происходят разные изменения, поэтому для идентификации исполнителя измененных рукописей обязательно наличие образцов почерка, выполненных в условиях, приближенных к тем, в которых был исполнен исследуемый текст.

Таким образом, не существует конкретных «стопроцентных» признаков, свидетельствующих об изменении почерка под воздействием того или иного фактора. Но есть признаки, указывающие на сам факт необычности выполнения рукописи. Эти признаки можно назвать «классическими», так как они почти всегда присутствуют в измененных почерках. К ним, в первую очередь, относятся признаки снижения темпа и координации движений.

Признаки снижения темпа движений

1. Преобладание интервальных видов соединений как между буквами, так и между их элементами.

2. Увеличение размера почерка (большое и очень большое).

3. Преобладание усложненных вариантов букв.

4. Наличие тупых начал и окончаний движений.

5. Наличие необоснованных остановок пишущего прибора.

6. Наличие ретуши (дорисовок) и повторов движений в знаках.

7. Сильный, недифференцированный нажим.

8. Снижение координации движений.

Признаки снижения координации движений

1. Изломы и извилистость штрихов (чаще в овальных, полуовальных, петлевых и дугообразных элементах, а также в прямых элементах, выполненных разгибательными движениями).

2. Неравномерный размер букв в словах, элементов в буквах при общем увеличении размера почерка.

3. Неравномерный разгон и расстановка букв.

4. Неустойчивый наклон букв и элементов в буквах.

5. Извилистая или ступенчатая форма линия письма.

6. Неустойчивое направление линии письма.

7. Неравномерный размер интервалов между строками.

8. Неравномерное размещение связей в одноименных буквах и буквосочетаниях.

Обнаружение указанных признаков позволяет сделать вывод (только в вероятной форме) о необычности выполнения исследуемой рукописи. Вероятная форма вывода здесь обусловлена тем, что точно такие же признаки можно выявить и в маловыработанном практическом почерке, и в почерке лиц пожилого и старческого возраста, так как эти почерки внешне очень сходны между собой.

В категорической форме о факте необычности выполнения рукописи эксперт может сказать только после процесса сравнения с образцами почерка предполагаемого исполнителя, выполненными в обычных условиях и приближенных к условиям выполнения исследуемого текста и только в случае положительного решения вопроса о тождестве исполнителя.

Однако, на этапе установления факта необычности выполнения рукописи эксперт в той или иной степени может выявить, как указано выше, определенную группу факторов, один из которых, вероятнее всего, воздействовал на исследуемый почерк. Рассмотрим эти факторы и признаки, исходя из вышеприведенной классификации видоизменений почерка.

Естественные изменения почерка

Признаки снижения координации движений

Непривычная внешняя обстановка письма (необычная поза, материал письма, пишущий прибор, недостаточное освещение и т. п.) требует от пишущего усиления зрительного контроля за процессом письма и снижения при этом автоматизма его движений. Следует сказать, что при данных видах естественного изменения почерка наиболее ярко проявляются указанные выше «классические» признаки измененного почерка [1]:

В общих признаках:

1. Снижается темп движений.

2. Нарушение координации движений проявляется в неустойчивости наклона, протяженности по вертикали и горизонтали, реже — в извилистости и изломах элементов букв.

3. Структурная сложность движений имеет тенденцию к упрощению. Новых вариантов письменных знаков не встречается.

4. Форма и направление обычно движений остаются такими же. Изменения их происходят лишь в том случае, если значительно нарушается координация движений.

5. Наклон почерка, как правило, не изменяется.

6. Протяженность движений по вертикали и горизонтали в большинстве случаев увеличивается, но становится неустойчивой.

7. Связность также изменяется. Тенденция при этом наблюдается такая: при изменении позы и письме в темноте — связность увеличивается, при письме на необычном материале — уменьшается.

8. Признаки пространственной ориентации не претерпевают существенных изменений (в силу сохранения зрительного контроля). Однако, некоторые изменения признаков этой группы (размеров интервалов между строками, направления и формы линии письма) происходят в случае выполнения текстов при недостаточном освещении или в темноте.

Из частных признаков наибольшим изменениям подвергаются:

  • строение букв;

  • протяженность движений;

  • вид соединения;

  • количество движений.

Необычная внешняя обстановка при письме может быть самой разнообразной: от непривычного пишущего прибора до выполнения рукописи в условиях космического полета. Отсюда и признаки, указывающие на тот или иной «сбивающий» фактор, будут в определенной степени различны.

Так, в рукописях, выполненных в полной темноте, можно наблюдать [2] (рис. 1):

1) крайне неравномерный размер интервалов между строками и словами: от их отсутствия до интервалов почти в четверть листа;

2) сильно извилистую линию конфигурации левого поля. Правое и верхнее поля, как правило, отсутствуют, так как строки «срезаются» соответствующими краями листа бумаги;

3) среднюю или высокую степень связности почерка. Иногда слитно, без отрыва пишущего прибора, выполняются рядом стоящие слова;

4) наложение букв, слогов, слов и целых строк друг на друга. Причем, наложения по вертикали (нижерасположенных на вышерасположенные) встречается значительно чаще, чем по горизонтали (последующих на предыдущие);

5) повторение слов, слогов, букв, а также отдельных элементов в знаках. Последнее особенно часто наблюдается в буквах, выполненных однотипными движениями (и, ш, щ, м);

6) отсутствие элементов в буквах (особенно выполняемых однотипными движениями) и букв в словах;

7) упрощение сочетаний букв за счет их всевозможной синтезации;

8) значительную утрату знаков препинания.


Рис. 1. Фрагменты рукописей, выполненных в условиях полной темноты

К диагностическим признакам, указывающим на факт выполнения рукописи условиях движущегося транспорта, можно отнести (рис. 2.):

1) чрезмерную деформацию букв, слов или всего текста, иногда достигающую такой степени, что они становятся совершенно нечитаемыми;

2) присутствие, наряду с указанным, слогов или целых слов, выполненных четко, без признаков снижения координации;


Рис. 2. Первая рукопись выполнена в обычных условиях, вторая — в условиях движущегося транспорта

3) наличие «срывов пишущего прибора», проявляющееся в значительном, неестественном удлинении заключительных элементов букв и знаков препинания, особенно запятых;

4) разную степень нажима при выполнении отдельных строк или фрагментов текста, а также измененный характер нажима при выполнении букв (сгибательные движения являются более тонкими по сравнению с разгибательными);

5) преобладание интервального вида соединений букв в словах и элементов в буквах;

6) появление рефлекторных штрихов в начальных и заключительных частях букв, а также в соединениях между элементами;

7) наличие в небольшом количестве упрощенных сочетаний букв за счет их синтезации;

Выявленные вышеуказанные комплексы признаков, наряду с «классическими» признаками снижения темпа и координации движений, будут свидетельствовать о том, что исследуемые рукописи, вероятнее всего, выполнены или в полной темноте, или в условиях движущегося транспорта.

Признаки изменения внутреннего состояния пишущего

К ним относятся признаки возрастных, патологических изменений и необычных функциональных состояний исполнителей рукописных текстов. Их нельзя объединить в единый комплекс, так как они слишком различаются между собой, даже в пределах одной группы изменений.

Возрастные изменения почерка. Общеизвестно, что почерк каждого человека на протяжении жизни подвергается естественным изменениям. Наиболее существенные из них происходят в период формирования навыков письма, особенно при его обучении в старших классах образовательной школы, на первых курсах средних и высших учебных заведений, а также в начальные годы практической работы. Эти изменения обычно связаны с увеличением письменной практики и необходимостью перехода к быстрому письму. «В этот период в почерке в течение небольшого срока (3—5 лет) может наступить ряд своеобразных устойчивых изменений, проявляющихся в повышении степени их выработанности, упрощении сложности движений, изменении угла наклона, повышении степени связности, уменьшении размера и увеличении разгона почерка.

Изменения частных признаков сводятся в этот период к появлению в почерке новых вариантов букв, обычно более приспособленных для быстрого письма, к изменению частоты встречаемости отдельных вариантов букв, упрощению движений при выполнении букв и их соединений, изменению относительной протяженности движений при выполнении надстрочных и подстрочных элементов букв, изменению степени связности движений при соединении букв и их элементов» [3].

Вообще, характер и степень изменения почерка в указанный период специфичны для каждого пишущего. Они зависят от большого количества как объективных, так и субъективных факторов (рис. 3, 4).


Рис. 3. Рукопись, выполненная А. в возрасте 16 лет


Рис. 4. Рукопись, выполненная А. в возрасте 45 лет

Второй период существенных возрастных изменений почерка человека приходится на его переход от зрелого к пожилому и старческому возрасту.

Признаки почерка лиц такого возраста не только изучены и описаны в специальной литературе, но и положены в основу количественного метода установления факта выполнения рукописи лицом пожилого или старческого возраста . В частности, к ним относятся (рис. 5):


Рис. 5. Рукопись, выполненная Б. в возрасте 75 лет

1. Неоднократная угловатость и извилистая форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (снижение координации 1-й группы).

2. Угловатая или смешанная форма движений в почерке в целом.

3. Наличие тупых начал движений в виде точки или широкого штриха.

4. Размещение точек начала и окончания движений в средней или нижней части буквы.

5. Размещение точек пересечения движений в верхней части буквы.

6. Простое или упрощенное строение букв в целом.

7. Недифференцированный нажим.

8. Необоснованные остановки пишущего прибора.

9. Обводка элементов или букв в целях повторения их общей конфигурации.

10. Неустойчивые наклон и разгон почерка, а также форма и направление линии письма.

11. Интервальная или малая степень связности.

12. Исправление первоначальных и выполнение новых букв.

13. Наличие в тексте фрагментов, различающихся по общим признакам.

Патологические изменения почерка также различны, как и различны виды заболеваний, степени их проявления и протекания.

К патологическим изменениям почерка от указанных выше причин относятся:

1. Аграфия — это потеря способности писать. Она может быть полной и частичной.

При частичной аграфии наблюдаются пропуски отдельных букв, слогов и слов, а также признаки дрожания. Аграфия может также проявляться в зеркальном написании букв и слогов.

При полной аграфии человек вообще теряет способность писать.

2. Параграфия (в буквальном переводе приписывание) – это повторение отдельных букв, слогов в слове, повторение отдельных слов, дописки, не вызванные необходимостью и т. д.

3. Болезненная вычурность проявляется в письме в употреблении чрезмерно усложненных форм письменных знаков.

4. Символизация. Под символизацией понимается применение в тексте рукописи шарад, загадок, примитивных рисунков и условных знаков. В эти шарады, загадки, не поддающиеся расшифровке, мало понятные символические рисунки, крестики, подчеркивания букв или слов, автор рукописи вкладывает определенное содержание, известное толь ему одному.

5. Атаксия. Под атаксией понимается нарушение координации движений при письме. Для такого почерка характерно отсутствие прямых длинных элементов, они как бы переломлены в нескольких местах. Такие же изломы, угловатости наблюдаются в овалах и полуовалах.

К патологическим изменениям письма относятся также [5]:

1. Выполнение в тексте всевозможных пиктограмм или идеограмм.

2. Полная или частичная утрата единства смыслового содержания рукописи.

3. Повторы отдельных элементов слов, словосочетаний или предложений в целом.

4. Немотивированное зачеркивание букв, слов или предложений.

5. Утрата в составе предложений заключительных словосочетаний или слов, в составе слов — заключительных слогов или букв, в составе письменных знаков — заключительных элементов или их частей.

6. «Бессистемные» пропуски слов, слогов или букв.

7. Нарушение последовательности выполнения письменных знаков или слогов в составе сложных слов.

8. Необычное использование заглавных букв и знаков препинания.

9. Выполнение полностью или частично контаминированных (совмещенных) письменных знаков.

Например:


10. Необычное строение письменных знаков:



11. «Вычурность» конфигурационных характеристик письменных знаков:


12. Фрагментарность рукописи по степени связности почерка, наклону и расстановке письменных знаков.

13. Необычное размещение рукописи на листе бумаги или самостоятельных фрагментов текста, а также письменных знаков в составе слов, элементов в составе букв, знаков препинания и переноса слов.

14. Полная или частичная зеркальность письма.

15. Извилистая или ломаная (неоднократно) форма элементов письменных знаков и ряд других признаков.


Рис. 6. Рукопись, выполненная лицом, страдающим острым нарушением мозгового кровообращения в левой головной сфере

Для заболеваний, не связанных с болезнями головного мозга, обычно характерно (рис. 7):


Рис. 7. Рукопись, выполненная лицом, страдающим хроническим артритом

  • замедление темпа письма и нарушение координации движений;

  • замена букв нечитаемыми штрихами и переход на печатное письмо;

  • снижение степени связности почерка;

  • повторение отдельных слов, слогов и букв.

Частные признаки почерка при этом каким-либо изменениям обычно не подвергаются.

Признаки необычных функциональных состояний, в частности, алкогольного опьянения сводятся к следующим (по В. В. Томилину [6] (рис. 8):


Рис. 8. Рукопись, выполненная лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения

1. Написание слов с орфографическими ошибками, весьма разнообразными по характеру.

2. Замена или дополнительное внесение в слова букв, обычно из тех же слов или соседних.

3. Пропуск или удвоение отдельных букв и слогов в словах, а также отдельных слов в предложениях.

4. Увеличение, или наоборот уменьшение числа штрихов в буквах, выполненных однотипными движениями (в буквах т, ш, й и др.).

5. Неуверенность в правильности написания слов (т. е. наличие многочисленных их исправлений).

6. Увеличение размера и разгона почерка.

7. Снижение степени выработанности и упрощение сложности движений.

8. «Уменьшение равномерности» наклона, размера и разгона почерка.

9. Существенное изменение признаков пространственной ориентации движений.

  • наиболее часто — размера (в сторону увеличения) и степени равномерности (в сторону уменьшения) интервалов между строками и словами;

  • реже — размера и формы полей (без какой-либо закономерности), а также формы (прямолинейной — на «неровную») и направления (с горизонтальной на неустойчивую) линии письма.

Вместе с тем, отмечается определенная закономерность изменения этих признаков в зависимости от концентрации алкоголя в крови и стадии опьянения. Частные же признаки почерка при этом сохраняются без существенных изменений.

Непривычная установка пишущего

Непривычная установка пишущего, не связанная с умышленным изменением почерка, включает установку на старательное и быстрое письмо.

При установке на старательное письмо пишущий теряет свойственный ему автоматизм и ритм. Темп замедляется, усиливается зрительный контроль и рукопись в целом становится четкой и аккуратной. Степень выработанности в большинстве случаев сохраняется. Координация движений нарушается незначительно. Строение почерка изменяется в сторону усложнения. Протяженность движений по вертикали и горизонтали, как правило, увеличивается. Связность уменьшается (рис. 9).


Рис. 9. Рукопись, выполненная лицом с установкой на старательное письмо

При максимально непривычном ускорении письма нарушается координация движений. Рукопись становится трудночитаемой, небрежной. Строение почерка изменяется в сторону упрощения. Признаки пространственной ориентации, форма и направление движений, наклон, а также большинство частных признаков почерка устойчиво сохраняются [7] (рис. 10).


Рис. 10. Рукопись, выполненная лицом с установкой на быстрое письмо


Умышленные изменения почерка

В умышленно измененных почерках, помимо отражения «классических» признаков необычности выполнения, имеются и свои «специфические» признаки. Они должны быть рассмотрены отдельно, применительно к видам умышленных искажений почерка.

Скорописная маскировка почерка

При скорописной маскировке почерка подвергаются изменениям общие и некоторые частные признаки почерка.

Из общих в основном изменяются признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, а также структуру движений по их траектории.

При этом чаще всего наблюдаются изменения:

1) наклона почерка;

2) степени выработанности почерка;

3) общего строения почерка (сложности, формы и направления движений);

4) протяженности движений по вертикали;

5) протяженности движений по горизонтали;

6) степени связности движений;

7) отдельных частных признаков.

Наиболее распространенным видом изменения почерка является его искажение путем изменения наклона букв (в экспертной практике на такие изменения приходится 50 % случаев исследования измененных почерков). Данное искажение почерка не представляет особых трудностей для исполнителя и в то же время делает его почерк внешне малопохожим на обычный.

Наклон пишущий изменяет обычно с правого на левый или прямой, т. е. противоположный привычному наклону почерка. При этом способе изменения наблюдаются (рис. 11):

1. Ступенчатая форма письма.

2. Увеличение протяженности движений по вертикали и уменьшение ее по горизонтали.

3. Уменьшение, как правило, связности движений.

Частные признаки почерка обычно существенным изменениям не подвергаются.


Рис. 11. Рукопись, выполненная с умышленным изменением наклона почерка

Умышленно изменить степень выработанности почерка возможно только в сторону снижения. Намеренно повысить ее за короткий промежуток времени, без специальной тренировки, нельзя. Поэтому почерк с такого рода изменением внешне очень похож на маловыработанный практический почерк, почерк непривычной пишущей руки или «старческий» почерк, т. е. в нем наиболее ярко проявляются «классические» признаки снижения темпа и координации движений. Однако в рукописи наряду с этим могут сохраняться фрагменты со средней и даже высокой степенью выработанности. Снижение последней нередко сопровождается и изменением признаков письменной речи, проявляющимся в умышленном допущении грамматических, лексических, синтаксических и других видов ошибок (рис. 12).


Рис. 12. Рукопись, выполненная с умышленным изменением степени выработанности почерка

Искажение общего строения почерка выражается одновременно в изменении ряда его общих признаков:

  • формы движений (с округлой на угловатую и наоборот);

  • направления движения при выполнении основных элементов (становится неустойчивым);

  • протяженности движений по вертикали (чаще увеличивается, реже уменьшается) и горизонтали (чаще уменьшается, реже увеличивается);

  • степени связности движений (чаще снижается, реже повышается);

  • выработанности почерка (снижается), а также частных — меняется строение букв: некоторые выполняются с подражанием печатному шрифту, нередко наблюдаются вычурные начала и окончания букв.

Примером изменения общего строения почерка является исполнение текста с подражанием школьным прописям [8] (рис. 13).


Рис. 13. Рукопись, выполненная с умышленным подражанием школьным прописям

Изменение протяженности движений по вертикали может выражаться в ее увеличении или уменьшении.

При увеличении размера почерка наблюдается (рис. 14):

1. Уменьшение степени связности (изредка).


Рис. 14. Рукопись, выполненная с умышленным увеличением размера почерка

2. Уменьшение протяженности движений по горизонтали.

При уменьшении размера почерка(рис. 15):

1. Уменьшение связности.

2. Увеличение протяженности движений по горизонтали.

Большинство частных признаков при этом сохраняется.


Рис. 15. Рукопись, выполненная с умышленным уменьшением размера почерка

Искажение почерка путем изменения протяженности движений по горизонтали чаще происходит в сторону увеличения, чем уменьшения. При этом, обычно в сторону увеличения меняется степень связности и протяженность движений по вертикали. Иногда изменяется и направление движений при выполнении основных элементов букв [9] (рис. 16):


Рис. 16. Рукопись, выполненная с умышленным увеличением разгона почерка

Степень связности движений умышленно чаще всего уменьшается. Сопутствующими при этом являются изменения протяженности движений по вертикали и горизонтали (в сторону увеличения).

Об искажении почерка за счет изменения степени связности свидетельствует тот факт, что наряду с низкой степенью связности в тексте присутствуют фрагменты с высокой степенью выраженности указанного признака [10] (рис. 17).


Рис. 17. Рукопись, выполненная с умышленным уменьшением степени связанности почерка

Изменение частных признаков почерка заключается чаще всего в искажении общего строения отдельных букв. На это указывает наличие в тексте новых форм букв (чаще вычурных) наряду с устойчивым сохранением обычных вариантов форм отдельных букв [10] (рис. 18).


Рис. 18. Рукопись, выполненная с умышленным изменением некоторых частных признаков почерка


Изменение почерка путем перемены привычной пишущей руки

В рукописях, выполненных непривычной пишущей рукой, наряду с «классическими» признаками изменения почерка наблюдаются специфические признаки, как правило, леворучного почерка, к которым относятся (рис. 19):


Рис. 19. Рукопись, выполненная непривычной левой рукой

1. Зеркальность — это перевернутое (как в зеркале) влево, вправо, вверх и вниз отображение письменного знака в целом или его части, а также изменение обычного направления движения при их выполнении на противоположное.

Зеркальность может наблюдаться:

а) при выполнении буквы в целом;


б) при выполнении элемента буквы;


в) при выполнении части элемента буквы


г) при выполнении дополнительных штрихов над буквами «т, п», надстрочного элемента буквы «й», подстрочного штриха под буквой «ш», знаков «тире» и переноса слов (справа налево);


д) при выполнении запятых (левоокружными движениями);


2. Увеличение протяженности движений при выполнении заключительных элементов. Направление движения их может быть как поднимающимся, опускающимся, горизонтальным.


3. Различное строение одноименных букв (наличие одновременно упрощенного, простого и усложненного вариантов знака).


4. Наличие букв, выполненных по типу печатных знаков.


5. Выполнение букв “г” и “ч” по типу латинской буквы “Z” или цифры «2».

6. Выполнение точек в форме запятых.

7. Опускающееся (слева направо, сверху вниз) направление движений при выполнении надстрочно-покрывающих элементов заглавных букв Г, Б, П, Т.


При этом меняется масса частных признаков, которые у каждого исполнителя индивидуальны.

Изменение почерка путем подражания печатному шрифту

При исследовании измененного почерка путем подражания печатному шрифту специфические диагностические признаки, указывающие на этот факт, не выделяются, так как они наглядны без всякого доказательства. В таких текстах изучают только «классические» признаки измененного почерка, т. е. признаки снижения темпа и координации движений для того, чтобы отличить данный вид искажения почерка от родного (неизмененного) печатного почерка (рис. 20).


Рис. 20. Рукопись, выполненная путем подражания печатному шрифту

Изменение почерка путем подражания почерку другого лица

Подражание почерку другого лица — сложный процесс. Пишущий при выполнении текста одновременно воспроизводит признаки, свойственные почерку другого человека, и подавляет признаки своего почерка. Это приводит к нарушению процесса письма. В рукописи, наряду с признаками обычного почерка исполнителя, появляются особенности, имитирующие признаки чужого почерка, а также искаженные признаки почерка пишущего.

Успех подражания почерку другого лица во многом зависит от ряда факторов, к которым относятся:

1. Вид подражания.

2. Степень сходства почерка лица, которому подражают, с почерком подражателя.

3. Время наблюдения почерка другого лица и степень тренировки в подражании этому почерку.

4. Объем подделываемого текста.

5. Индивидуальные особенности, профессия подражателя и т. п.

Различают следующие виды подражания :

1. Путем срисовывания «на глаз» (без предварительной тренировки и с тренировкой).

2. «По памяти».

Подражание почерку другого лица путем срисовывания «на глаз» без предварительной тренировки (рис. 21), с одной стороны характеризуется:

  • деавтоматизацией письма (снижением темпа и нарушением координации движений);

  • снижением стройности и связности почерка;

  • увеличением протяженности движений по вертикали и горизонтали;

  • воспроизведением общего строения письменных знаков, особенно вычурных, имитируемого почерка;

  • повторением некоторых частных признаков, например формы и направления движений при выполнении подражаемых букв.

  • При этом от внимания подражателя ускользает:

    • относительная протяженность движений при выполнении знаков и их элементов по вертикали и горизонтали;

    • относительное направление движений при выполнении отдельных элементов букв;

    • размещение точек пересечения движений [11] .

При подражании почерку другого лица посредством срисовывания «на глаз» с предварительной тренировкой наблюдается следующее:

  • резкой деавтоматизации движений не происходит, т. е. проявляется значительно меньше признаков снижения координации и темпа движений;

  • совпадает большинство общих признаков почерка подделывателя и лица, которому он подражает;

  • совпадают наиболее яркие, броские частные признаки.

Подделывателю не удается воспроизвести:

  • форму движений при выполнении начальных и заключительных элементов букв;

  • степень связности имитируемого почерка;

  • относительную протяженность движений по вертикали и горизонтали;

  • направление движений при выполнении основных элементов букв;

  • относительное размещение точек начала и окончания движений при выполнении букв и их элементов [12].


Почерк А


Рис. 21. Рукопись, выполненная Б. путем подражания почерку А. «на глаз», без предварительной тренировкой

При подражании почерку другого лица по «памяти»в рукописи проявляется сравнительно мало признаков почерка подражаемого лица и наблюдается много признаков обычного почерка подражателя (рис. 22).


Рис. 22. Рукопись, выполненная Б. путем подражания почерку А. «по памяти»


Список литературы:

1. Винберг Л. А., Шванкова М. В. Почерковедческая экспертиза. Волгоград, 1977. С. 135—136.

2. Шаова Т. Г., Исматова Т. И. Криминалистическое исследование рукописей, выполненных в условиях темноты // Соотношение и связи криминалистики и теории оперативно-разыскной деятельности ОВД (по материалам Всероссийской науч.-практ. конф.: Криминалистика и судебные экспертизы) Краснодар, 1996. С. 8— 12.

3. Томилин В. В. Основы судебно-медицинской экспертизы письма. М., 1974. С. 46 — 50.

4. Чепульченко Т. А., Смирнов А. В. Установление пожилого и старческого возраста исполнителя рукописного текста: метод. рекомендации. М., 1984.

5. Бобовкин М. В. Возможности судебно-диагностического исследования письма лиц, находящихся в психопатологических состояниях: дис. .... канд. юрид. наук. Волгоград, 1998. С. 150—173.

6. Томилин В. В. Указ. соч. С. 193—205.

7. Винберг Л. А., Шванкова М. В. Почерковедческая экспертиза. Волгоград, 1977. С. 137.

8. Томилин В. В. Указ. соч. С. 187 — 189.

9. Судебно-почерковедческая экспертиза. Ч. II. М., 1971. С. 193.

10. Судебно-почерковедческая экспертиза. Ч. II.

11. Судебно-почерковедческая экспертиза. Ч. II. С. 213.

12. Указ. работа. — с. 214-215.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены