Кошманов Петр Михайлович, доцент кафедры исследования документов Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Кошманов Михаил Петрович, доцент кафедры основ экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Вилкова Надежда Алексеевна, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук.
Документы являются одним из средств передачи информации и поэтому используются повсеместно и постоянно во всех областях жизнедеятельности каждого цивилизованного общества. Как и любой источник информации, документы должны обеспечивать подлинность (достоверность) сведений, которые содержат. Для этих целей человечеством были разработаны различные средства их защиты от подделок (реквизиты), самым распространенным среди которых является подпись. Появление подписи в документах в качестве реквизита преследовало две цели: первая - удостоверить от имени конкретного лица сведения, содержащиеся в них; вторая - защитить документ от подделки.
В России за весь период существования подпись в документах по-разному "справлялась" с возложенными на нее "обязанностями". Было время (конец XIX - начало XX в.), когда подпись в основном являлась полноценным реквизитом документов. В силу различных причин в последующие годы конструктивное строение подписи стало существенно изменяться в сторону упрощения. Этот процесс настолько повлиял на идентификационную информативность современной подписи, что по результатам проведенного авторами экспериментально исследования более 5000 подписей только в 54,3% можно отождествить их исполнителей. К тому же, как было установлено в процессе изучения экспериментальных материалов, 29% подписей содержат настолько скудную информацию, что при судебно-почерковедческом исследовании эксперт в любом случае был бы вынужден констатировать невозможность формулировки какого-либо вывода.
Приведенная статистика свидетельствует о том, что сегодня подтвердить подлинность документа можно лишь по каждой второй подписи. По этой причине практически половина современных подписей граждан нашей страны, хотя и относится к категории личных удостоверительных знаков, все-таки не выполняет функций, присущих настоящим подписям: удостоверять сведения, содержащиеся в документе, и защищать документ от материального подлога.
Очевидно, что пока в общеобразовательных учебных заведениях (в первую очередь в школах) в 6 - 7 классах не начнут знакомить (в пределах школьной программы или факультативно) с подписью как реквизитом документа, нельзя прогнозировать изменение тенденции на упрощение ее конструктивного строения. По мнению авторов статьи, содержательная часть таких занятий должна включать в себя следующие основные сведения о подписи: ее понятие и значение в документах, конструктивные составляющие и способы их образования; демонстрацию нескольких "эталонов" подписей разных лиц, имеющих значительную степень оригинальности конструкции.
Необходимо установить время выполнения спорного документа? Проведём экспертизу в короткие сроки.
Все эти данные вполне можно изложить в пределах 2 - 3 уроков. Наличие такой информации у обучаемых во многом способствовало бы в дальнейшем улучшению ситуации в судебной и следственной практике. В результате стало бы возможным осуществлять в полном объеме доказывание отдельных эпизодов, когда подпись является основным реквизитом, с помощью которого устанавливается подлинность или поддельность вещественных доказательств (документов). Но поскольку такие изменения в школьной программе вряд ли наступят в ближайшем будущем, так как их решением пока некому заниматься, то главными актуальными проблемами при изучении современной подписи остаются повышение ее идентификационной информативности и защита от подделки.
В криминалистической литературе предлагались различные способы, позволяющие в определенной мере защитить подпись от подделки и тем самым опосредованно повысить уровень ее идентификационной информативности. Учитывая полное безразличие (инертность) граждан России к конструкции своего личного графического знака - подписи, вряд ли можно ожидать, что многие начнут изменять ее основу в сторону усложнения. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты осуществленного авторами анкетирования 1800 лиц по вопросам процесса формирования своих подписей, согласно которому более 70% всех опрошенных не желают изменять конструкцию своей подписи (простую или упрощенную) в сторону ее усложнения.
Думается, в этой ситуации эффективным средством, позволяющим в короткие сроки вернуть подписи статус полноценного реквизита, может стать ее дополнение определенными буквенно-цифровыми записями. Такой прием широко используется в международной практике при выполнении подписи в документах. В этом авторы лично убедились, в течение шести лет изучая подписи сотрудников полиции из 34 государств Африки, которые прошли профессиональную переподготовку на факультете повышения квалификации Волгоградской академии МВД России (далее - ФПК).
За шесть лет существования ФПК на нем прошли профессиональную переподготовку более 400 сотрудников полиции стран Африки. В целях изучения конструктивного строения и идентификационной информативности у всех проходивших обучение представителей стран африканского континента нами отбирались экспериментальные образцы их подписей. При этом с каждым исполнителем подписи проводилась беседа по вопросам ее графического построения и установления обстоятельств формирования.
Анализ полученного экспериментального материала показал, что усложненное конструктивное строение подписей у полицейских Африки встречается в два раза чаще, чем в подписях российских граждан. Это означает, что идентификационная информативность подписей представителей стран Африки значительно выше подписей россиян. К тому же, как установлено авторами, у полицейских - представителей отдельных государств Африканского континента, кроме "гражданского", имеется еще и "служебный" вариант подписи.
Представители данных государств объяснили, что полицейские должны иметь "служебный" вариант подписи, так как обязаны в соответствии с ведомственными приказами его использовать во всех документах, связанных с исполнением ими служебных функций. "Служебная" подпись строится на основе "гражданского" варианта и отличается от него только тем, что к ней добавляются дополнительные буквенно-цифровые записи. Количество и содержание данных записей в "служебных" подписях полицейских в каждой из указанных стран различно.
Так, наиболее "объемными" по своему содержанию являются "служебные" подписи полицейских из Намибии. В них, кроме указания пятизначного идентификационного номера, обязательно присутствуют сокращенное написание подразделения, в котором служит полицейский, указание на его должность и звание, а также полная буквенная расшифровка его фамилии и инициалы. В отдельных подписях к указанному выше добавляется еще и дата выполнения подписи. Все перечисленные записи группируются вокруг подписи, располагаясь обычно на трех уровнях, вследствие чего вся конструкция подписи значительно увеличивается по вертикали и горизонтали, ее общий вид имеет чаще всего форму прямоугольника или квадрата (рис. 1).
Рис. 1. Варианты "служебных" подписей полицейских из Намибии
В начальной части некоторых "служебных" подписей полицейских из Намибии присутствует множество близко расположенных друг к другу безбуквенных штрихов одинакового размера по вертикали и форме движений, которыми они выполнены. Наличие таких штрихов - распространенное явление и в "гражданских" вариантах подписей у представителей многих стран Африки, что участники эксперимента объяснили следующими причинами:
-
такие штрихи выполняют функцию "защитной сетки", которую очень трудно воспроизвести постороннему человеку в быстром темпе;
-
они служат для "разогрева" руки, с тем, чтобы движения, которыми выполняются остальные части подписи, были более быстрыми и координированными;
-
их наличие есть результат заимствования данного графического начертания из подписей других лиц.
Полицейские из государства Свазиленд "служебный" вариант своей подписи сопровождают следующими сведениями:
а) личным цифровым идентификационным номером, который представляет собой четырехзначное число;
б) указанием на занимаемую должность, иногда - специальное звание, сокращенное написание которых обычно располагается за цифровым идентификационным номером;
в) кодом (шифром, номером) подразделения, в котором проходит службу полицейский, обычно обозначаемым одной буквой перед указанием должности полицейского.
Расположение сопровождающих подпись цифровых и буквенных записей строго не регламентировано, и они могут размещаться как за подписью, так и перед ней, над или ниже подписи (рис. 2а).
В "служебных" подписях полицейских из государства Сьерра-Леоне, наряду с указанными ранее сведениями, могут присутствовать цифровые записи, обозначающие дату выполнения подписи, а также специальное звание лица. Расположение данных записей - даты выполнения подписи, личного идентификационного номера полицейского, представляющего собой четырехзначное число, его специального звания - может быть различным по отношению к подписи (рис. 2б).
а)
б)
Рис. 2. "Служебные" варианты подписей полицейских из африканских государств: а) Свазиленда; б) Сьерра-Леоне
В "служебных" подписях полицейских из Танзании к варианту "гражданской" подписи добавляются:
-
номер (код) подразделения, обозначаемый 2 - 3 буквами, которые располагаются перед и после цифрового обозначения личного номера полицейского;
-
специальное звание;
-
четырехзначный идентификационный номер полицейского.
Код подразделения и номер полицейского могут размещаться как после подписи, что встречается чаще, так и перед ней (рис. 3).
Рис. 3. Варианты "служебных" подписей полицейских из Танзании
Наличие в "служебных" вариантах подписей полицейских из Намибии, Свазиленда, Сьерра-Леоне и Танзании буквенно-цифровых записей делает их настолько информативно насыщенными, что актуальные для российской судебно-экспертной практики вопросы о ее подлинности/поддельности, исполнителе, а также о времени выполнения в большинстве случаев становятся легко решаемыми.
Следует заметить, что среди всех экспериментально отобранных подписей встречались подписи, в которых также имелись отдельные записи, относящиеся к служебной деятельности их исполнителей. Так, у трех представителей Нигерии подписи заканчивались указанием занимаемой ими должности или их звания (рис. 4а). У одного представителя Ботсваны дополнительно к подписи был добавлен личный идентификационный номер (рис. 4б). В процессе собеседования с данными лицами авторы установили, что появление этих записей в их подписях осуществлялось по их личной инициативе.
а)
б)
Рис. 4. Подписи полицейских из государств: а) Нигерии с указанием должности (звания) - суперинтендант, заместитель суперинтенданта, ассистент комиссара; б) Ботсваны с указанием личного идентификационного номера полицейского
Нам не известны истинные причины, по которым министерства внутренних дел, расположенные географически в разных частях Африки, причем на довольно значительных расстояниях друг от друга, были вынуждены принять одинаковое решение относительно обязательного использования сотрудниками "служебных" вариантов подписей при исполнении ими своих обязанностей. Можно только предположить, что главной причиной такого решения явилось противодействие коррупционной составляющей в деятельности полиции указанных стран.
Кроме того, по мнению авторов статьи, наличие "служебного" варианта подписи у сотрудников полиции позволяет:
-
предупредить случаи внесения в служебные документы подписей упрощенной, произвольной конструкции "недобросовестными" сотрудниками полиции в целях последующего отказа от нее;
-
повысить ответственность полицейских за своевременное и добросовестное исполнение подписываемых документов;
-
объективизировать процедуру служебных проверок по фактам совершения полицейскими умышленных проступков, злоупотребления своими служебными полномочиями;
-
облегчить экспертам-почерковедам решение идентификационных задач по спорным подписям.
В ходе эволюции подписи в нашей стране не было ее "служебных" вариантов. Однако, как свидетельствуют результаты проведенного авторами исследования более 500 подписей в различных документах за период с 1860 по 1917 г. в фондах Волгоградского областного краеведческого музея, наличие в подписях сопутствующих буквенно-цифровых записей было весьма распространенным явлением. Почти 35% исполнителей своих подписей добавляли к ним буквенно-цифровые записи определенного содержания (должность, звание, чин, дату и т.п.). К этому следует добавить, что и конструктивное строение многих подписей было не только усложненным, но и отличалось значительной степенью оригинальности.
Исходя из анализа истории подписи в России, учитывая международный опыт ее применения в документах, считаем, что есть все предпосылки вернуть подписи в значительной степени в последние годы утраченный статус полноценного реквизита документа.
Список литературы:
1. Жижина М.В. Возможности защиты подписи от подделки / М.В. Жижина // Хозяйство и право. 2007. N 6. С. 95 - 101.
2. Кошманов П.М. Возможности усиления удостоверительной и защитной функций современных подписей сотрудников МВД России / П.М. Кошманов, М.П. Кошманов // Судебная экспертиза. 2013. N 4. С. 50 - 63.
3. Кошманов П.М. Разновидности "служебных" вариантов подписей полицейских стран африканского континента / П.М. Кошманов, М.П. Кошманов // Судебная экспертиза: российский и международный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф. Волгоград: ВА МВД России, 2012. С. 232 - 237.
4. Кошманов П.М. Удостоверительная и защитная функции подписи / П.М. Кошманов, М.П. Кошманов, А.А. Шнайдер // Нотариус. 2010. Вып. 3. С. 40 - 45.
5. Кошманов П.М. Формирование современной подписи: этапность и специфичность процесса, основные закономерности и сопутствующие факторы / П.М. Кошманов, М.П. Кошманов, А.А. Шнайдер // Эксперт-криминалист. 2011. N 3. С. 4 - 7.
6. Кошманов П.М. Экспертно-криминалистическое исследование современных подписей / П.М. Кошманов, М.П. Кошманов. Волгоград, 2013.
7. Сысоева Л.А. Особенности исследования "русской" подписи // Л.А. Сысоева // Эксперт-криминалист. 2011. N 2. С. 29 - 32.