Судебная этиковедческая экспертиза – новое направление судебно-экспертной деятельности Минюста России

Усов А.И., Омельянюк Г.Г., Хазиев Ш.Н., Галаева О.В., Гулевская В.В. Судебная этиковедческая экспертиза – новое направление судебно-экспертной деятельности Минюста России // Теория и практика судебной экспертизы. 2023. Т. 18. № 3. С. 6–15. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2023-3-6-15


Введение

Непростая геополитическая ситуация, сложившаяся в последние годы, и в значительной степени связанные с ней преобразования внутригосударственных общественных отношений вызвали в Российской Федерации ряд изменений и дополнений как материального, так и процессуального законодательства. В связи с этим перед государственными судебно-экспертными учреждениями, призванными оказывать содействие обеспечению справедливого судебного разбирательства путем проведения судебных экспертиз и исследований, возникли новые задачи.

Потребности судебной практики обусловили разработку методик новых родов и видов судебных экспертиз, в том числе религиоведческой экспертизы и экспертизы информационных материалов, предположительно содержащих признаки нарушения принятых в нашей стране норм морали, посягательства на духовно-нравственные ценности многонационального российского народа.

Ранее большинство вопросов, связанных с рассмотрением таких дел в рамках уголовного, гражданского, арбитражного, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях, разрешались судами и иными правоприменительными органами с помощью судебных лингвистических, психологических и комплексных психологолингвистических экспертиз, имевших достаточно разработанные и апробированные методики и свои научные школы. При этом присутствовало понимание противоречивости решения крайне сложных этических вопросов специалистами только в области судебной психологии и (или) лингвистики без участия лиц, обладающих глубокими знаниями этики (от греч. ethos – обычай) и имеющими базовое или дополнительное философское образование.

Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.

Подробнее о почерковедческой экспертизе


Основания формирования судебной этиковедческой экспертизы

Инициативу создания и внедрения в практику судопроизводства судебной экспертизы, основанной на специальных знаниях науки этики, в том числе прикладной этики, проявило Министерство юстиции Российской Федерации в лице министра юстиции К.А. Чуйченко, высказавшего на XI Петербургском международном юридическом форуме в 2023 г. идею разработки судебной экспертизы, основанной на этике. Выбор названия для этиковедческой экспертизы обусловлен необходимостью указания области специальных знаний, к которой относятся сведения, лежащие в ее основе, а также предотвращения смешения ее с довольно распространенной этической экспертизой, осуществляемой в ряде сфер в рамках конкретных профессий и ведомств при обосновании значимых решений, как правило, без привлечения специалистов, обладающих научной философской подготовкой в области этики [1, 2].

Основные цели и задачи судебной этиковедческой экспертизы вытекают из норм Конституции Российской Федерации, ряда основополагающих стратегических решений руководства страны и федеральных законов, регулирующих широкий круг общественных отношений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», одной из ключевых стратегических целей государственной политики страны, наряду с суверенитетом, независимостью, государственной и территориальной целостностью, обеспечением обороны и безопасности, является защита и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России. Отмечалось также, что «… все более разрушительному воздействию подвергаются базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семейные ценности. Абсолютизируется свобода личности, осуществляется активная пропаганда вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждается культ насилия, потребления и наслаждения, легализуется употребление наркотиков, формируются сообщества, отрицающие естественное продолжение жизни. Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений становятся предметом геополитических игр и спекуляций, порождающих вражду и ненависть».

Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» к традиционным ценностям отнесены: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.

Концепция внешней политики страны, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», содержит задачу по нейтрализации попыток навязывания псевдогуманистических и деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих нашим традиционным духовно-нравственным ориентирам и моральным принципам.

Апелляция к этичности, общепринятым нормам гуманности и морали, различным аксиологическим концептам, таким как добросовестность, достоверность, честность, содержится в ряде норм федерального законодательства, некоторых решениях и руководящих разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации.

Например, ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 13.06.2023) гласит, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестной признается та реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий; призывать к насилию и жестокости; формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц; содержать информацию порнографического характера; содержать информацию, пропагандирующую либо демонстрирующую нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов. В теле- и радиопрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации. Оценка рекламной продукции с точки зрения ее соответствия нормам морали осуществляется в рамках этической экспертизы [3].

Федеральным законом от 05.12.2022 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещено распространение материалов, содержащих нецензурную брань, пропагандирующих порнографию, насилие, жестокость, нетрадиционные сексуальные отношения и предпочтения, педофилию, смену пола.

Вопросы, требующие в некоторых случаях этической оценки или привлечения специальных знаний в области этической науки, периодически возникают при расследовании ряда уголовных дел о преступлениях против личности, против здоровья населения и общественной нравственности, против свободы, чести и достоинства личности, половой свободы и половой неприкосновенности личности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, против правосудия [4]. Специальные этические знания сегодня востребованы и при рассмотрении целого ряда составов административных правонарушений.


Правовые основы судебной этиковедческой экспертизы

Этические аспекты противоправных действий, для анализа которых в наиболее сложных или спорных случаях может потребоваться проведение судебной этиковедческой экспертизы, присутствуют в ряде статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Апелляция к этике также имеется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», согласно которому порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Отметим, что при судебном разбирательстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (содержащим либо запреты, либо квалифицирующие основания) не во всех случаях следует прибегать к проведению судебной этиковедческой экспертизы. Она необходима лишь в наиболее сложных спорных ситуациях либо при рассмотрении новых, ранее не встречавшихся противоправных деяний, связанных как с правовыми, так и моральными запретами. При этом существенную помощь может оказать уже накопленный опыт философского осмысления взаимосвязи права и морали [5–7].

Нормативно-этическое направление в междисциплинарной перспективе органично интегрировано в гуманитарные исследования в области лингвистики, психологии, культурологии, социальной антропологии и политологии. В свою очередь, судебная этиковедческая экспертиза обладает собственным уникальным аналитическим потенциалом и в ряде случаев может быть реализована самостоятельно, при этом нельзя недооценивать ее значение и возможности в рамках комплексной судебной экспертизы.

Рассмотрим примеры резонансных уголовных дел, в которых выводы судебной этиковедческой экспертизы могли бы способствовать дополнению и усилению выводов таких видов судебных экспертиз, как психолого-лингвистическая, политологическая и религиоведческая.

Пример 1. В день празднования христианского праздника Рождества Христова (07.01.2023) лидер и основатель музыкальной группы Little Big Илья Прусикин, находясь на территории США, разместил на персональной странице социальной сети фотографию в колоратке, элементе католического церковного облачения, на скейтборде в канонической форме христианского креста, сопроводив данное изображение комментарием SK8 RELIGION. Однако ГУ МВД по Ленинградской области не усмотрело оснований для возбуждения уголовного дела, так как судебный эксперт пришел к выводу о том, что данная публикация не оскорбляет чувства верующих. Тем не менее, в рамках комплексной этическо-религиоведческой экспертизы, на наш взгляд, можно установить факт демонстрации пренебрежительного отношения к нормам общественного порядка, дискредитации системы нравственных ценностей, основанной на религиозном мировосприятии группы верующих христиан, проявления неуважительного отношения к национально-культурным традициям и нравственным нормам российского общества.

Пример 2. Активисты общественного движения «Партия мертвых» разместили (28.04.2022) в открытом профиле социальной сети сообщение о проведенном мероприятии, приуроченном к Пасхе. Сообщение содержало серию фотографий, на которых были изображены неустановленные лица в черных балахонах, схожих с костюмами смерти, находящиеся на кладбище на фоне надгробий и могильных крестов с плакатами различного содержания, в частности: «В самом сердце Русского мира – на русском кладбище – прошел светлый праздник Пасхи. Никто не воскрес», «Христос воскрес, а срочник – нет», «Хватит воевать. Мирные жители не воскресают» и ряд иных плакатов.

По нашему мнению, в этом случае при проведении судебной экспертизы могут быть использованы специальные лингвистические, психологические и политологические знания – в рамках административного судопроизводства по ст. 20.3.3. КоАП РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях», и кроме того, проведена комплексная этиковедческая и религиоведческая экспертиза – в рамках уголовного судопроизводства по ч. 1 ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих).

Судебная этиковедческая экспертиза также способна оказать содействие справедливому судебному разбирательству при возникновении в некоторых случаях споров или обвинений в связи с созданием и демонстрацией ряда культурных ценностей: художественных и документальных фильмов, видеоклипов, эстрадных сатирических и юмористических постановок. При судебно-экспертном исследовании таких произведений помимо специалистов в области этики могут, а иногда и должны, привлекаться специалисты в соответствующей области искусствоведения, культурологии, эстетики, философии религии. В наиболее сложных случаях целесообразно такие экспертизы проводить комплексно в соответствии с действующими нормами процессуального права и положениями общей теории судебной экспертизы.

Таким образом, судебно-экспертное исследование сценария кинофильма или театральной постановки с применением специальных знаний в области этики является крайне важным при возникновении разногласий или юридических споров относительно его содержания. Примером может послужить, в частности, отзыв в январе 2018 года Министерством культуры Российской Федерации прокатного удостоверения фильма режиссера Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», снятого в жанре политико-сатирической черной комедии. Драматургия фильма, не претендуя на историческую достоверность, описывает кризис власти после смерти Иосифа Сталина в марте 1953 года. В данном случае решение об отзыве было принято на основе письменного обращения Общественного совета при Минкульте России Генеральному прокурору Российской Федерации. В своем письме деятели культуры обозначили несоответствие фильма основам государственной культурной политики, принципам информационной безопасности и нормам законодательства о противодействии экстремисткой деятельности.

В соответствии с п. 20 Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм (ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 № 1421), в случае выявления при публичной демонстрации фильма материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством страны, прокатное удостоверение не выдается либо отзывается.

Особого внимания также заслуживает вопрос о содержании понятия «традиционные ценности». Очевидно, что предварительный открытый перечень традиционных ценностей нуждается в изменениях и дополнениях с учетом динамики законодательного процесса и развития общественных отношений, а сами декларируемые традиционные духовно-нравственные ценности требуют четкого юридического и этико-религиозного толкования. В этой связи должны учитываться противоречия содержания ряда сложившихся традиционных ценностей в рамках существующих на территории нашей страны религиозных систем друг другу (например, в вопросах брака, семьи, прав человека), субъективного понимания ряда ценностей, в том числе религиозных. Требуется конкретизация содержания понятий, составляющих перечень традиционных ценностей, на которые нужно ориентироваться гражданам – как представителям разных конфессий, так и носителям атеистических форм мировоззрения или индифферентных к религии гражданам.


Предмет, объект, задачи судебной этиковедческой экспертизы

Судебная этиковедческая экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи экспертом заключения по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области философской науки этики и которые поставлены перед экспертом судом, следователем, дознавателем в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Судебная этиковедческая экспертиза устанавливает соответствие содержания и (или) формы выражения информации в представленных на исследование материалах духовнонравственным ценностям и нормам морали, принятым в Российской Федерации.

Объектами судебной этиковедческой экспертизы являются любые опубликованные либо публично озвученные, продемонстрированные информационные или художественные материалы, включенные в массовую коммуникацию, и формы общественной деятельности, в частности:

  • уставные документы, программы;

  • агитационные материалы общественных организаций, пропагандистские материалы, лозунги;

  • жесты и другие действия, которые могут быть расценены как неэтичные, аморальные, циничные;

  • плакаты, карикатуры, субкультурное уличное искусство, мемы, публикации, переписки, фотографии;

  • аудиоматериалы, видеоматериалы, размещенные в эфире радио, телевидения или в интернете, на внешних носителях информации, фиксирующие публичные действия;

  • тексты рукописей, музыкальных произведений, а также тексты, опубликованные в виртуальном профиле, комментарии, оставленные в интернете, в том числе с использованием специальных идеограмм, эмотиконов, определенных конфигураций знаков препинания;

  • публичные выступления, заявления, обращения;

  • экспонаты публичных художественных выставок, вернисажей.

Задачами судебной этиковедческой экспертизы являются, в частности:

  • установление наличия или отсутствия демонстрации противоречащих этическим нормам ценностей в деятельности организации;

  • установление наличия или отсутствия конкретных духовно-нравственных ценностей в деятельности или отдельных действиях публичной личности;

  • установление соответствия публикации общепринятым нормам морали и нравственности;

  • установление соответствия либо противоречия рекламного образа или текста общепринятым нормам гуманности и морали;

  • установление этичности поведения лица в общественной жизни;

  • установление нарушений деловой этики, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.

Примерный перечень вопросов, подлежащих постановке на разрешение экспертов при назначении судебной этиковедческой экспертизы:

1. Соответствует ли деятельность организации (указывается конкретно) традиционным духовно-нравственным ценностям многонационального народа России?

2. Соответствует ли рекламный материал нормам морали и гуманности?

3. Имеются ли в представленном материале признаки демонстрации негативного (пренебрежительного, презрительного, враждебного) отношения к нормам морали и нравственности?

4. Умаляют ли опубликованные материалы честь и достоинство лица (физического, юридического)?

5. Способствует ли публикация (демонстрация) исследуемого произведения распространению идеологии, противоречащей духовно-нравственным ценностям Российской Федерации и (или) нормам морали?

6. Имеются ли в представленном материале признаки оскорбления, то есть унижения чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме?

7. Является ли действие или поступок субъекта нарушением моральных норм, предусмотренным кодексом профессиональной этики?

В нашей стране к настоящему времени уже накоплен значительный опыт проведения несудебных ведомственных и научных этических экспертиз. Так, на законодательном уровне регулируется проведение этической экспертизы в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения Советом по этике, созданным в Минздраве России. В Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ проводятся исследования по проекту «Этическая экспертиза в сфере искусственного интеллекта». Оценкой воздействия рекламы на потребителей рекламной информации, включая ее этические аспекты, занимается Экспертный совет по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе.

Нередко встречаются случаи судебного обжалования фактов необоснованного увольнения работников или лишения правового статуса лиц за нарушения кодекса профессиональной этики. При этом нередко включенные в такие кодексы нормы либо не носят этического характера, либо сформулированы недостаточно конкретно, и оценка их соблюдения требует специальных знаний в области этики. Активно развивается прикладная этика [8, 9].

Так же, как и в других судебных экспертизах, выводы экспертов, проводивших судебную этиковедческую экспертизу, не должны вторгаться в область права, то есть не допускается правовая оценка деяния, являющаяся прерогативной правоприменителя – следователя, дознавателя, суда.

На первом этапе формирования судебной этиковедческой экспертизы представляется необходимым разработать примерный перечень решаемых вопросов, представить описание используемых в философии и прикладной этике методов исследования информационных и художественных материалов [10, 11] и анализируемых действий, предположительно нарушающих нормы морали [12] или посягающих на духовно-нравственные ценности, а также составить краткий словарь терминов данного вида экспертизы для обеспечения определенности их использования (в частности, важно расшифровать экспертное применение таких базовых терминов, как «поведение», «этичность», «духовные ценности», «нормы морали» и др.).

Судебная этиковедческая экспертиза подобно судебной политологической и судебной религиоведческой экспертизе существенно отличается от традиционных судебных экспертиз. Кроме того, разработка и внедрение этих трех родов судебных экспертиз в деятельность государственных судебно-экспертных учреждений в настоящее время, насколько нам удалось установить, осуществляется исключительно в Российской Федерации. Методики этих экспертиз основаны на гуманитарных науках, что является предпосылкой для формирования нового класса судебных экспертиз – класса гуманитарных судебных экспертиз, в состав которого, по нашему мнению, кроме указанных выше трех родов судебных экспертиз должны быть отнесены также судебные лингвистические, судебные психологические экспертизы и судебные экспертизы культурных ценностей.

При проведении судебных этиковедческих экспертиз могут применяться общефилософские методы – диалектический и эмпирический. Как при разработке методики судебной этиковедческой экспертизы, так и при конкретных экспертных исследованиях применяются общенаучные методы – наблюдение, сравнение, моделирование, анализ и синтез, исторический метод. Ряд методов исследования имеет междисциплинарный характер и содержит как философские обобщения, так и данные социологии, психологии, права, эстетики, педагогики, искусствоведения и других наук.

Основными объектами исследования судебной этиковедческой экспертизы являются моральные запреты, негативные поступки, попавшие в орбиту судопроизводства. По мнению академика А.А. Гусейнова, позитивные проявления морали релятивны, условны, они могут быть вторичными по отношению к многообразным человеческим желаниям и возможностям, могут сочетаться и подчиняться утилитарным и прочим прагматическим стремлениям. Концепция негативной этики представляется концепцией, которая позволяет спасти идею морального абсолютизма в современных условиях [15, 16].

На обучение будущих судебных экспертов по судебно-экспертной специальности «Этиковедческое исследование информационных материалов» в форме дополнительного профессионального образования предполагается принимать лиц, имеющих высшее образование по таким гуманитарным специальностям, как философия, культурология, искусствоведение, лингвистика, педагогика, психология, политология, религиоведение, социология, юриспруденция или имеющих ученую степень кандидата или доктора наук по соответствующим вышеуказанным или смежным научным специальностям. Обучение должно включать в себя основы философии, расширенный курс этики, содержание научных изданий по вопросам этической экспертизы в несудебных сферах [17–22].

В зависимости от свойств исследуемых объектов возможно проведение комплексных судебных этико-психологических, этико-лингвистических, этико-психологических и лингвистических, этико-искусствоведческих экспертиз; комплексных этико-политологических, этико-религиоведческих, этико-культурологических, этико-социологических и других мультидисциплинарных экспертиз.


Заключение

Научное обоснование, разработка и внедрение методологии судебной этиковедческой экспертизы являются весьма актуальными и своевременными действиями, направленными на создание эффективного инструмента для оказания содействия поддержанию общественного порядка в условиях геополитических конфликтов и меняющихся внутригосударственных общественных отношений, обеспечению справедливого судебного разбирательства.

Значительный опыт решения связанных с этикой вопросов в рамках судебно-лингвистического и судебно-психологического исследования и наличие соответствующего кадрового потенциала в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России делают возможным и целесообразным включение рода «Этиковедческая экспертиза» и вида (экспертной специальности) «Этиковедческое исследование информационных материалов» в перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, с последующим расширением перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

Список литературы:

1. Пржиленский В.И. Правовая и этическая экспертизы в сфере генетических исследований: проблемы регламентации и институциализации // Медицинская этика. 2022. № 2. С. 12–15. https://doi.org/10.24075/medet.2022.043

2. Weinstein B.D. The possibility of ethical expertise // Theoretical Medicine. 1994. Vol. 15. No. 1. P. 61–75. https://doi.org/10.1007/BF00999220

3. Ковалева А.В. Экспертиза рекламного продукта как средство обеспечения социальной безопасности // Society and Security Insights. 2018. Т. 1. № 1. С. 65–72.

4. Козаченко И.Я., Сергеев Д.Н. Должно ли уголовное право обеспечивать принудительность моральных запретов? // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2022. № 1 (14). С. 40–49. https://doi.org/10.31429/20785836-14-1-40-49

5. Гусейнов А.А. Закон и поступок (Аристотель, И. Кант, М.М. Бахтин) // Этическая мысль. 2001. № 2. С. 3–26.

6. Гусейнов А.А. Мораль и право: линия разграничения // Lex russica (Русский закон). 2018. № 8. С. 7–22.

7. Кушнаренко И.А., Малараева Ю.М. Нравственные основания правового принуждения // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 238–243.

8. Бакштановский В.И. Прикладная этика: инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров (Часть 1): монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2011. 274 с.

9. Пороховская Т.И. Прикладная этика как ответ философии на вызовы времени // Ведомости прикладной этики. 2023. № 1 (61). С. 108–114.

10. Глебова С.В. Результаты прикладного исследования: «этическая экспертиза произведений искусства» // Дискурсы этики. 2021. № 1 (11). С. 135–180.

11. Костылев С.В. Особенности применения этической экспертизы художественных выставок (на примере выставки Я. Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты») // Сибир- ский антропологический журнал. 2020. Т. 4. № 1. С. 181–192.

12. Зимбули А.Е. Философия плевка // Гуманитарный вектор. Серия Философия. Культурология. 2016. Т. 11. № 1. С. 154–159.

13. Ethics Expertise: History, Contemporary Perspectives, and Applications. Springer Dordrecht, 2005. 286 p. https://doi.org/10.1007/1-4020-3820-8

14. Hedlund M. Ethicisation and Reliance on Ethics Expertise. Res Publica. 2023. 19 p. https://doi.org/10.1007/s11158-023-09592-5

15. Гусейнов А.А. Что я понимаю под негативной этикой? // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2009. № 6. С. 3–20.

16. Гельфонд М.Л. Негативная этика А.А. Гусейнова на пересечении стратегий обоснования морали // Вопросы философии. 2022. № 1. С. 43–53. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-43-53

17. Гусейнов А.А. Этическая экспертиза: соблазны и возможности // Ведомости прикладной этики. 2007. № 30. С. 63–75.

18. Этика: учебник для вузов / под общей редакцией А.А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2020. 460 с.

19. Зимбули А.Е. Этическая экспертиза как предмет этического осмысления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 72. С. 38–52.

20. Кирилина Т.Ю. Сущность и структура морали // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 2 (65). С. 97–102.

21. Лихачева Л.С. Этика: теория и практика: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 190 с.

22. Этика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2013. 571 с.

Обсуждение

0 комментариев

Свежие новости

Ваши данные отправлены