В.В. Томилин, учебник «ОСНОВЫ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПИСЬМА», издательство «Медицина» Москва – 1974.
Умышленные изменения письменной речи и почерка встречаются как при маскировке своего письма, так и при подражании письму другого лица. Эти изменения вызывают необходимость перестройки присущего определенному лицу динамического стереотипа, сложившегося в процессе формирования его навыков письма. Как показывает практика, полного изменения признаков письменной речи и почерка при их умышленном искажении обычно достигнуть не удается, и в рукописях сохраняется ряд признаков, присущих письменной речи и почерку их исполнителя. Вместе с тем в рукописях, выполненных с умышленным изменением письменной речи и почерка, содержится ряд специфических (измененных) признаков, характер которых во многом определяется способом умышленного изменения. Поэтому оценка содержащихся в таких рукописях признаков, а следовательно и возможность идентификации личности писавшего, представляют значительные трудности.
Маскировка признаков письменной речи. Умышленному изменению с целью маскировки могут подвергаться в той или иной степени стилистические, лексические и грамматические признаки письменной речи.
Маскировка стиля изложения содержания рукописи обычно состоит в употребления не свойственных ее автору предложений, в изменении логической связи между предложениями, манеры изложения и построения всей рукописи в целом (архитектоника письма).
При маскировке лексических признаков нередко прибегают к употреблению в тексте нецензурных и жаргонных слов, слов и выражений, свойственных лицам другого возраста, пола, профессии, национальности, а также слов, заимствованных из газет, журналов и других источников.
Маскировка общего уровня грамотности (грамматических признаков) заключается обычно в уменьшении автором рукописи присущей ему степени грамотности путем подражания письму малограмотного лица (внесение в текст синтаксических, орфографических и пунктуационных ошибок). Значительно реже встречается умышленное повышение степени грамотности. В последнем случае лицо с низкой грамотностью выполняет текст, списывая его с какого-либо другого документа, выполненного более грамотным человеком. Иногда малограмотный при самостоятельном написании рукописи использует орфографический словарь или составляет нужный текст, списывая отдельные слова и предложения из книг, газет, журналов и других источников.
Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.