И.Б. Шуванов, Я.В. Церекидзе
Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка. Сборник материалов III международной научно-практической конференции // Под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой Калуга, 16–19 мая 2019 г. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. – 210 с.
В психологии понятие «сознание» и производное от него «осознание» рассматриваются в качестве центральных понятий, как высший уровень психического отражения и саморегуляции, который свойственен только человеку. Сознание появляется и функционирует в различных видах предметно-практической деятельности индивида, в процессе усвоения им достижений цивилизации, приобретения собственного опыта; тесно связанного с языком, речью. О появлении у человека сознания свидетельствуют такие признаки, как способность к самонаблюдению рефлексии, своеобразный внутренний биологизм с самим собой, прогностические способности, которые выражаются в виде предвидения, предвосхищения результатов действий (бездействия) и поведения.
Хотя говорить о со-знании начали только в XVII веке (Декарт, Локк), когда проблема сознания была связана прежде всего с измененными его состояниями, фундамент этих исследований необычных проявлений сознания был заложен людьми еще в доисторические времена и первобытных культурах. Дальнейшее развитие исследований сознания (и в частности – измененных состояний сознания) продолжается в Древней Греции с ее храмовыми оракулами, эливсинским культом мистерий и пифагорейским братством. Следующий условный этап связан с именем Вильгельма Вундта, открывшего в 1879 году в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию и ставившего целью исследовать сознание посредством «экспериментальной интроспекции».
С тех пор в мировой и отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки описать не просто сознание как феномен, но и выделить структуру сознания и объяснить принципы его работы (James, 1890; Titchener, 1898; Ананьев, 1961; Выготский, 1960; Леонтьев, 1975; Ломов, 1981; Лурия, 1998; Рубинштейн, 1959; Ганзен, 1984; Зинченко, 1991; Веккер, 1998, 2000; Столин, 1983; Аллахвердов, 1993, 2000, 2003; Dennett, 1991, 1996; Baars, 1988; Block, 1995, Churchland, 1984; Eilan, 1995 и др.). Однако, несмотря на наличие большого количества подходов и теорий к исследованию сознания или осознания, проблема далека от своего разрешения, а перечень вопросов только расширяется, причем не только в теоретическом, но и в прикладном аспектах.
Выполним исследование подписей и рукописных записей в том числе по копиям документов.
Так, актуальной задачей остается разработка общепсихологической теории, в рамках которой могли бы быть предложены ответы на следующие вопросы: «Как объяснить феномен осознания? Каким образом функционируют механизмы осознания? Какие факторы влияют на осознание и формирование общественного сознания?» и др. В правовом аспекте важным является поиск ответа на вопрос: «Как следует определять осознание/неосознание содеянного, особенно осознание содеянного несовершеннолетними правонарушителями», поскольку в настоящее время преступность несовершеннолетних в России имеет тенденцию к увеличению.
Теоретический анализ по данной проблеме позволил определить, что сознание – это центральное понятие процесса осознания, высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Сознание содержит в себе психологические критерии, которые представлены в виде особенностей познавательной сферы (внимания, восприятия, мышления), мотивационно-смысловых образований (направленности личности, смысложизненных ориентаций, категорий жизненных смыслов), эмоционально-волевой сферы.
Периодами сенситивными для формирования правового со-знания являются подростковый и юношеский возраст, что обуславливает актуальность выбора возрастного периода данной работы. Если в детском возрасте формируются только фрагментарные правовые представления, то в подростковом происходит интенсивное формирование ценностно-нормативной системы личности, что предполагает возможность влияния на формирование правосознания в желаемом направлении всех институтов правовой социализации. Для юношеского возраста характерно накопление общественно значимых качеств и социальной активности личности, и это является основой для формирования развитого правосознания.
Проведя анализ по проблеме осознания содеянного несовершеннолетними правонарушителями, определив основные критерии диагностики осознания и выявив особенности осознания непосредственно несовершеннолетних правонарушителей, было проведено эмпирическое исследование связи личностных особенностей и осознание/неосознание содеянного несовершеннолетними правонарушителями и последующее установление связи с почерком.
Данное исследование осуществлялось в период с ноября 2016 года по декабрь 2018 года. Выборка составила 28 несовершенно-летних правонарушителей в возрасте от 14–18 лет, из которых 8 девочек и 20 мальчиков. Возрастные рамки выборки исследования обусловлены юридически значимым возрастом несовершеннолетних от 14 до 18 (Шуванов, Церекидзе, 2018).
Этапы исследования
На первом этапе была произведена диагностика осознания содеянного по установленным ранее критериям: познавательная сфера (внимание, восприятие, мышление), мотивационно-смысловые образования (направленность личности, смысложизненные ориентации, категории жизненных смыслов), эмоционально-волевая сфера.
Основываясь на мнение Артеменко Н.В., можно утверждать, что если все вышеуказанные сферы личности имеют нормальное развитие, то личность склонна к осознанию реализуемого деяния и, соответственно, наоборот.
Для диагностики познавательной сферы использовались следующие методики:
-
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера);
-
Тест Мюнстернберга;
-
Методика «Исследования гибкости мышления».
Для диагностики мотивационно-смысловых образований использовались методики:
-
«Смысложизненные ориентации» – адаптирована Д.А. Леонтьевым.;
-
Методика исследования системы жизненных смыслов.
Для диагностики эмоционально-волевой сферы использовалась методика:
-
Цветовой тест Люшера.
На втором этапе исследования производилась диагностика психологического портрета личности с помощью методики «Пятифакторный личностный опросник (Р. Мак-Крае, П. Коста), которая позволяет диагностировать основные характеристики личности, выделяемые И. Моргенштейном для описания особенностей почерка (дополнительные шкалы большой пятерки).
На третьем этапе осуществлялась статистическая обработка количественных данных, по результатам которой были выделены индивидуально-психологические особенности групп осознающих и не осознающих содеянное. Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS-21.0. В качестве критерия для проверки статистической гипотезы были выбраны непараметрический критерий Крускала-Уоллиса и критерий Манна-Уитни.
На четвертом этапе производился анализ особенностей почерка на основе выявленных ранее личностных особенностей осознающих/не осознающих содеянное подростков. Для более глубокого и одновременно объективного изучения этих процессов могли бы оказаться полезными новые подходы и техники изучения почерка, в частности, флормализованная методика, предложенная Черновым Ю. с соавторами (Chernov, 2018), но для этого указанную методику необходимо адаптировать на выборке, имеющей определенные возрастные параметры.
Итак, полученные данные позволили содержательно описать личностные особенности правонарушителей, осознающих и не осо-знающих содеянное, построить их психологический портрет.
Так, испытуемые, склонные к осознанию содеянного, обладают такими чертами личности, как: активность, доминирование, общительность, поиск впечатлений, доверчивость, уважение других, аккуратность, настойчивость, самоконтроль поведения, предусмотрительность, самокритика, эмоциональная лабильность, любопытство, артистичность.
Не осознающим содеянное правонарушение несовершеннолетним, присущи такие личностные характеристики, как: пассивность, замкнутость, избегание впечатлений, равнодушие, подозрительность, непонимание, самоуважение, неаккуратность, отсутствие настойчивости, импульсивность, беззаботность, расслабленность, эмоциональная комфортность, отсутствие артистичности, нечувствительность.
Определив личностные особенности осознающих и не осознающих содеянное и основываясь на описании особенностей почерка по индивидуально-психологическим особенностям И. Моргенштейна, был проведен их сопоставительный анализ, который позволяет предположить, что:
1. Почерк осознающих содеянное может характеризоваться как прямолинейный, твердый, ровный почерк, концы букв связаны и замкнуты, некоторые буквы крупные, но без штрихов, отчетливые; отсутствие крючков и украшений, высокие, изящные буквы; заглавные (прописные) – горделивой формы; грациозный и крупный почерк. Характерна ясность, равность строк.
2. В почерке не осознающих содеянное можно наблюдать поднимающиеся над строками буквы, в конце слова буквы слиты, отрывисты, а последние буквы заканчиваются опускающимся ниже строки крючком. Буквы ровные, в их расположении видна обдуманность, хотя в строках расстояние между словами неравное, но последнее слово в каждой строке находит себе место и не опускается ниже линейки. Почерк широкий, большие расстояния между буквами и словами, широкие поля; буквы раздельные, быстрые, не всегда разборчивые; слова иногда неоконченные, знаки препинания отсутствуют, окончания слов неравны. Буквы толстые, сжатые, грубые; заметна невыдержанность нажимов, видно желание скрыть безграмотность, почерк характеризуется как вульгарный.
В заключении следует отметить, что изложенные результаты сопоставительного анализа могут рассматриваться только лишь в качестве теоретической гипотезы, требующей эмпирического подтверждения, что и планируется сделать на следующем этапе исследования. Однако уже сейчас можно утверждать, что осознание/неосознание содеянного найдет свое внешнее проявление в особенностях почерка, поскольку почерк человека является проекцией его сознания в форме определенного рода фиксированных движений, в данном случае – почерке.
Список литературы:
1. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Практикум по судебно-психологической экспертизе: учебно-методическое пособие для экспертов, учебное пособие студентов факультетов психологии высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 286 с.
2. Моргенштерн, И. Психографология/ И. Моргенштерн. СПб.: Питер, 1994. 352 с.
3. Шуванов И.Б., Церекидзе Я.В., Возрастные особенности осознания содеянного правонарушения. ДРУЖИНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ: сборник статей XVII Всерос. науч-практ. конф., г. Сочи / под ред. И.Б. Шуванова, И.Ю. Поташовой, М.С. Кругловой. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2018.
4. Chernov Y., Engalychev V. Formal handwriting analysis as an instrument for forensic and criminal psychology // Armenian journal of mental health: Current issues of forensic psychology. 2018 (9). № 1. pp. 140-143.