Особенности осмотра мест происшествия, связанных с ДТП. Недостатки и ошибки, допускаемые специалистами при проведении ОМП

При расследовании уголовных дел о ДТП неоценимое значение имеет осмотр места происшествия, который по праву можно охарактеризовать как самое неотложное следственное действие. Осмотр служит тем отправным пунктом, от которого зависит не только весь последующий ход следствия, но и результат расследования в целом. Он является единственным средством получения необходимых доказательств по уголовному делу.

На месте практически любого дорожно-транспортного происшествия, остаются следы, обусловленные механизмом данного происшествия. И выехавшим на место происшествия сотрудникам СОГ требуется умение и высокий уровень профессионализма, чтобы эти следы не только обнаружить, но и, самое главное - зафиксировать, сохранить, чтобы в дальнейшем их можно было использовать в качестве доказательств при расследовании.

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия должен проводиться сразу после получения сообщения о происшествии. Это объясняется тем, что такие происшествия происходят на проезжей части улицы или дороги, по которым движется транспорт и пешеходы, и самое незначительное промедление с осмотром места происшествия может привести к утрате следов и других вещественных доказательств.

Промедлением с выездом на место происшествия может воспользоваться, например, водитель транспортного средства причастного к дорожному происшествию. Чтобы уйти от ответственности за содеянное, он может уничтожить следы происшествия или изменить их на проезжей части (перебросить осколки), на своем автомобиле (стереть с автомобиля кровь потерпевшего) или же умышленно повредить отдельные узлы автомобиля (тормозную систему, рулевое управление).

Выполним автотехническую экспертизу в короткие сроки

Подробнее о автотехническую экспертизе

Общее требование к проведению осмотра места ДТП

При производстве осмотра необходимо соблюдать общие правила, выработанные криминалистикой, независимо от вида происшествия (немедленность выезда, производство общего и детального осмотра, деление осмотра на две части - статическую и динамическую). Кроме этого, необходимо руководствоваться правилами, отражающими специфику дорожно-транспортных происшествий:

1. Осмотр производится от периферии к центру (т.е. осматриваются прилегающий дорожный участок, а уже потом само непосредственно место, центр) в том случае, если сразу и явно определены границы осматриваемого участка. Следы и вещественные доказательства, находящиеся вдали, подвержены большей опасности уничтожения проходящим транспортом, и пешеходами, чем непосредственно в центре.

2. Осмотр проводится в направлении от центра к периферии, также и тогда, когда сразу невозможно определить границы осматриваемого участка (например, от места нахождения автомобиля в направлении, обратном движению).

3. Осмотр проезжей части производится по предполагаемому направлению движения автомобиля, когда автомобиль скрылся с места происшествия.

Эксперт, прежде чем приступить непосредственно к самому осмотру, должен в общих чертах ознакомиться с обстоятельствами происшествия (уяснить для себя, какой вид дорожно-транспортного происшествия имеет место: - столкновение транспортных средств; - наезд транспортного средства на пешехода, на препятствие, на велосипедиста; - опрокидывание транспортного средства, падение пассажира из транспортного средства). Для этого кратко опрашивается работник ГИБДД (если он первым прибыл на место дорожно-транспортного происшествия), водитель транспортного средства, очевидцы.


Этапы ОМП. Общий осмотр места ДТП

Осмотр места происшествия целесообразно разбить на два этапа: общий и детальный.

Общий осмотр заключается в том, что эксперт, уже имея некоторое сведения о случившемся, ориентируясь на месте происшествия, обходит его и получает о нем общее представление. То есть необходимо проконтролировать, чтобы определялись и фиксировались в протоколе осмотра места происшествия характер пути (улица, автодорога, проселочная дорога), рисунок пути (прямая дорога, поворот, развилка), профиль (горизонтальный, спуск, подъем), тип дорожного покрытия (асфальтобетон, грунтовая), состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, мокрое, заснеженное, обледенелое), наличие обочин, кюветов, тротуаров, насаждений, дорожных знаков.

Помогает следователю определить расположение трупа; вещественных доказательств, транспортных средств по отношению к краям проезжей части и к какому-либо постоянному ориентиру (развилке дорог, углу дома, столбу стационарной линии электропередач), контролировать за тем, чтобы эти данные фиксировались в протоколе осмотра и на схеме. На этом этапе необходимо определить границы участка и последовательность осмотра, произвести фотосъемку.

Фотосъемка должна проводиться под руководством следователя. В первую очередь, делаются, ориентирующий (панорамный) и обзорный снимки, т.к. место происшествия, как правило, занимает довольно большую площадь. Далее, необходимо сделать съемку местности по направлению движения, транспортного средства, выбирая точку съемки как можно дальше от центра места происшествия, чтобы на фотографии оказался зафиксирован наибольший участок улицы (дороги) до места происшествия, т.е. тот участок, который был в зоне видимости водителя. Также особо необходимо зафиксировать дорожную обстановку в целом.

Затем следует приступить к детальному осмотру места происшествия. При этом фиксируется расположение и состояние осматриваемых объектов, наличие различных следов и иных вещественных доказательств, производя узловые и детальные фотоснимки.

Узловая фотосъемка производится для фиксации характерных участков места происшествия (узлов). Например, она проводится для фиксации позы трупа, взаиморасположения передних частей столкнувшихся автомобилей, следов на проезжей части в виде наложения резины и пластика, срывов асфальта, царапин и т.д.

Целью детальной съемки является фиксация отдельных предметов и следов, имеющих отношение к расследуемому происшествию. В первую очередь следует сфотографировать те следы, которые не могут быть изъяты с места происшествия либо быстро могут исчезнуть в результате воздействия тех или иных фактов. Например, следы протектора во время снегопада могут быть быстро занесены снегом.

Если на месте происшествия имеется труп, следует осмотреть его в первую очередь. Это обусловлено тем, что на трупе, на его одежде, в «ложе трупа», на проезжей части около трупа могут быть обнаружены повреждения и иные следы, указывающие на инсценировку дорожно-транспортного происшествия (огнестрельные или ножевые ранения на теле трупа; при наличии ран отсутствие на дороге рядом с трупом или под трупом крови и т.д.), что в свою очередь может изменить направление всего расследования, и дальнейший осмотр места происшествия будет проводиться с учетом новых версий о событии.

Осмотр трупа является одним из наиболее ответственных этапов при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Тем не менее, анализ следственной практики показывает, что часто осмотр трупа не производится следственными работниками, а перепоручается судебно-медицинским экспертам и производится не на месте происшествия, а в морге. Такая практика является нарушением элементарных требований закона и положений криминалистики, что влечет за собой, как минимум, снижение качества следствия.

Эксперт, производящий наружный осмотр трупа, должен точно установить его положение по отношению к окружающим предметам (обочине дороги или тротуару, осевой линии дороги, ближайшим столбам, домам и т.п.) по отношению к машине и к следам от ее колес, при этом следует обратить внимание на то, прерывается ли след машины под трупом. Установление этого факта весьма важно, ибо позволяет разобраться в происшедшем событии, т.к. в практике бывают случаи, когда труп подбрасывается на дорогу с целью создания картины автопроисшествия или когда пострадавшего ударом машины отбрасывает на след другой машины и т.д.

Необходимо точно зафиксировать позу трупа. Лишь после этого можно приступить к тщательному осмотру тела и одежды на нем.

При этом следует установить, не перемещался ли он кем-либо до начала осмотра места происшествия. К такому перемещению трупа иногда прибегают водители транспортных средств, чтобы создать обстановку несчастного случая для избежания ответственности за преступление. Необходимо обращать внимание на наличие или отсутствие на теле и одежде трупа повреждений, характерных для транспортных происшествий, в частности, обширных ссадин и скальпированных ран на теле, большого количество кровоподтеков, многочисленных переломов костей, отпечатков протектора, пятен краски, смазочных веществ, а также следов скольжения на подошве обуви в виде многочисленных параллельно идущих царапин. В складках одежды, в карманах и под одеждой могут быть обнаружены осколки от разбитых фар и стекол транспортного средства, отделившиеся при ударе кусочки краски и т.д.

Особое внимание следует обратить на характер, форму, размер и локализацию повреждений, имеющихся на трупе. Характерными для автотравм являются отпечатки на теле структуры ткани, сплющивание частей тела, повреждения на какой-либо одной стороне. Форма, размер и расположение повреждений на теле в некоторых случаях позволяют судить, о том какой частью машины был нанесен удар. Например, если на теле имеются повреждения в виде множественных параллельно расположенных полос, это будет свидетельствовать о волочении трупа машиной. На теле трупа могут быть обнаружены следы протектора, которые удостоверяют факт наезда и могут служить целям определения их родовой принадлежности.

Внимательному осмотру подлежит обувь трупа с целью обнаружения следов скольжения, значение которых состоит в том, что, во-первых, они позволяют установить факт наезда (удара) автотранспорта на пострадавшего, движущегося или стоявшего на месте. Пострадавший, которому нанесен удар, получает поступательное движение в направлении его воздействия, сопровождающегося скольжением (трением) подошв, о дорожное покрытие, которые представляют многочисленные параллельные полосы и царапины прямолинейной или дугообразной формы. Во-вторых, следы скольжения позволяют определить направление движения автотранспорта. Решение этого вопроса обуславливается следующими признаками: стертые (отторгнутые) частицы материала подошв располагаются ближе к окончанию следа скольжения; выраженные следы скольжения на срезах подошв или каблуков, продолжающиеся на их поверхности, свидетельствуют о начале скольжения; прекращение следов скольжения на плоско- выпуклой поверхности подошвы указывает на его окончание; металлическая пыль и полустертые частицы металла располагаются на стороне окончания скольжения.

Детальный осмотр места ДТП

Затем следует перейти к детальному осмотру проезжей части (дороги, улицы или полотна трамвайных путей). С помощью рулетки измеряется ширина проезжей части, а в необходимых случаях ширина обочины, кюветов, тротуаров и т.д. Иногда может возникнуть необходимость в определении угла подъема (уклона) дороги, угла схождения дорог, радиуса поворотов.

При наличии на месте происшествия следов, оставленных движущимися колесами, следов торможения, следов заноса должно быть точно зафиксировано их положение по отношению к обочине, тротуару, кювету, путем производства соответствующих измерений. Расположение этих следов укажет на каком расстоянии от обочины (тротуара и т.д.) двигалось данное транспортное средств и было ли его движение прямолинейным, или водитель перед происшествием свернул в ту или иную сторону.

Особенно тщательно должны измеряться следы торможения. Помимо того, что измеряется расстояние каждого следа торможения от обочины (тротуара), должна измеряться длина каждого следа торможения. Если же следу «юза» предшествует след качения, то измеряются и длина следа качения, и длина следа «юза». В случае, когда автомобиль находится в том месте, где она остановилась в ходе происшествия, следы торможения измеряются от их начала до оси задних колес. Таким же способом измеряются следы и в том случае, если они оставлены одновременно и задними, и передними колесами. В ходе осмотра следов торможения необходимо обращать внимание на состояние поверхности проезжей части в месте торможения. В такой же последовательности фиксируются следы волочения трупа или опрокинувшегося мотоцикла (мотороллера, велосипеда).

Следы торможения могут быть одинарными и двойными, сплошными и прерывистыми. След измеряется по всей длине, а если он прерывается, то замеры необходимо производить каждой части следа в отдельности также необходимо измерить расстояние между ними и обязательно делать привязку к краям проезжей части, как в начале пути, так и в конце (чтобы четко прослеживалась траектория движения), к самому транспортному средству, и к неподвижному объекту.

Если след криволинейный или сложной конфигурации, то при нанесении его на схему следует поступить следующим образом:

  • нанести на поверхность дороги и на схему к протоколу ОМП базовую линию (которой должна быть прямая линия с привязкой по системе прямоугольных координат), которая от начала разбивается на отрезки одинаковой длины, например 1 м (длина отрезков должна быть указана);

  • отрезки обозначаются цифрами и измеряются от концов отрезков до следа.

Необходимо при осмотре отметить и зафиксировать в протоколе осмотра и схеме место наезда на пешехода или место столкновения транспортных средств. Обычно в момент столкновения с крыльев и подножек транспортного средства осыпается сухая грязь, с двигателя и агрегатов падают капли масла из поврежденного радиатора вытекает жидкость, осыпаются разбитые стекла. При наезде на пешехода эти признаки менее заметны, но имеются либо небольшие следы скольжения, оставленные обувью потерпевшего, может быть осыпь осколков (от фар, лобового стекла), осыпь частиц краски с автомобиля. При этом нужно помнить, что после наезда потерпевший очень часто оказывается на капоте и находится там до полной остановки автомобиля, после чего падает на землю, и в месте падения, как правило, имеются следы крови. От них до непосредственного места наезда может быть несколько десятков метров.

Обломки частей ТС, обнаруженные на месте происшествия, позволяют решить вопрос о типе, марке и модели ТС, участвовавшей в ДТП, а отсутствие этой части на ТС облегчает ее розыск. Чаще всего такими частями могут быть: части переднего или заднего бампера, фара, ободок фары, колпак колеса, боковое зеркало, защитная решетка фары и т.д.

При осмотре места происшествия часто встречаются осколки стекла. Они могут быть, от ветровых (лобовых и боковых стекол), от фар и подфарников, от застекленных указателей поворота, от указателей габарита, от "стоп" сигнала, от бокового зеркала у автобусов, троллейбусов, грузовых автомобилей и др.

При обнаружении осколков стекла необходимо тщательно собрать даже самые мельчайшие из них, ибо идентификация осколков стекла производится, в основном, по линии отлома и микрорельефу ребра, а не по рисунку и качеству, т.к. стекла для автотранспорта вырабатываются отечественной промышленностью по определенным стандартам.

Краска, с различных частей ТС, отскочившая в результате столкновения или соскобленная при скользящем ударе ТС о какой-либо предмет, может быть вещественным доказательством, используемым для идентификации. Поскольку опавшие части краски по своим размерам слишком незначительны, осмотр должен производиться очень тщательно. Для обнаружения следов краски особенно внимательно следует осматривать те участки, где было столкновение или ТС могло задеть за какие-либо предметы. Изъятая на месте происшествия отслоившаяся краска требует очень осторожного обращения, т.к. идентификация возможна не только по химическому составу, но и по форме (линии отлома).

На месте происшествия могут быть обнаружены отдельные предметы, принадлежащие водителю и пассажирам. Могут быть обнаружены следы волочения. Следы волочения образуются в результате того, что ТС, сбившее пешехода, иногда протаскивает его некоторое расстояние. Исследование этих следов позволяет установить место, где был совершен наезд, какое расстояние ТС протащило пострадавшего, решить вопрос о взаимном расположении ТС и потерпевшего во время происшествия. Расстояние протаскивания можно установить не только по следам волочения, но и по вещам потерпевшего, пятнам крови, волосам, мозговому веществу и др.

Прочие следы, характерные для дорожно-транспортных происшествий - следы ног потерпевшего, пассажиров, водителя, следы течи бензина, масла и т.д. Также могут представлять значительный интерес для выяснения обстоятельств дела и требуют тщательного осмотра и фиксации.

Если причастные к происшествию транспортные средства находятся на месте дорожно-транспортного происшествия, то следующим этапом после осмотра места происшествия является осмотр транспортных средств. Задачами осмотра транспортного средства являются:

  • обнаружение на нем следов и вещественных доказательств, имеющих значение для дела;

  • выяснение вопроса о его техническом состоянии.

Таким образом, осмотр транспортного средства, участвовавшего в исследуемом событии, должен проводиться по 4 направлениям:

1) Установление следов и иных вещественных доказательств на автомобиле (к ним относятся следы, возникшие в результате взаимодействия аварийного автомобиля с неподвижными объектами и другими автомобилями, следы и предметы, оставленные пострадавшими и лицами, управляющими автомобилем).

2) Установление повреждений, причиненных аварией.

3) Установление индивидуальных особенностей автомобиля.

4) Определение технического состояния автомобиля.

Осмотр транспортного средства состоит из двух этапов: наружного и технического осмотра.

Наружный осмотр транспортного средства должен проводиться с максимальной тщательностью и вниманием. С точки зрения последовательности, осмотр следует организовать таким образом, чтобы не были уничтожены следы и мелкие вещественные доказательства. К таким следам относятся: отслоившаяся краска с других автомобилей, отщепы от деревянных предметов, следы крови, обрывки одежды, частицы мозгового вещества, волосы и др. Наличие подобных вещественных доказательств во многих случаях позволяет установить факт того, что именно данный автомобиль участвовал в происшествии, а место их расположения позволяет судить о механизме происшествия. Для обнаружения этих следов особенно внимательному осмотру подлежат те части автомобиля, которые имеют явные повреждения - это его ходовая часть, а также выступающая часть автомобиля.

В подавляющем большинстве случаев наездов транспортных средств на препятствия или пешеходов, а также при столкновении транспортных средств между собой, как на транспортных средствах, так и на тех объектах, с которыми они столкнулись, остаются следы. Это - вмятины и царапины на внешней поверхности транспортного средства, разбитые фары, подфарники, стекла, обломанные детали транспортного средства, наличие на внешней поверхности транспортного средства капель крови, частиц мозгового вещества и т.д. На глянцевых внешних поверхностях транспортных средств (стеклах фар, подфарников, облицовки радиатора, капота, никелированных деталей и т.д.) могут быть обнаружены следы ладоней или пальцев рук потерпевших, водителя (если он скрылся с места происшествия).

Внимательному обследованию подвергаются все повреждений и царапины на автомобиле, не только с точки зрения их расположения, но и времени происхождения дефектов. О времени образования дефектов можно судить, например, по отсутствию ржавчины, свежему блеску на металле, по отсутствию потемнения пыли, грязи и пр.

Обнаруженные на транспортном средстве следы, относящиеся к происшествию, фотографируются, определяются их размеры, положение по отношению к тем или иным деталям транспортного средства, высота расположения над проезжей частью. Такие следы, как засохшие капли крови, частицы мозгового вещества, кожного покрова, пучки волос, частицы посторонней краски, снимаются или соскабливаются с поверхности транспортного средства и упаковываются, о чем делается отметка в протоколе осмотра транспортного средства.

В процессе осмотра необходимо не только замерить расстояние от оси передних и задних колес до обочины или до перекрестка, пешеходного перехода, дорожного знака, угла дома (т.е. любого стационарного объекта), зафиксировать положение каждого транспортного средства на месте происшествия, но и необходимо зафиксировать положение передних колес по отношению к кузову транспортного средства (повернуты вправо или влево, расположены параллельно кузову), а также положение рычага ручного тормоза и переключателя указателя поворота. Если дорожно-транспортное происшествие случилось ночью, в обязательном порядке необходимо проверить в каком положении находится переключатель света, исправность осветительных приборов и видимость впереди на ближнем и дальнем свете фар транспортного средства.

Рекомендуется искать на протекторах колес отпечатки ткани, одежды потерпевшего. Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, не остался ли зажатым между шинами колес какой-либо предмет, и какие индивидуальные особенности имеют сами шины. Это может помочь в решении вопроса, был ли именно данный автомобиль причастен к ДТП и месту происшествия.

В случаях, когда водитель автомобиля с места происшествия скрылся, для поисков, принадлежащих ему, либо пассажирам документов или вещей осматривается салон автомобиля. В целях обнаружения и изъятия следов рук, следует осмотреть гладкие поверхности тех механизмов и частей транспортного средства, до которых обычно дотрагивается водитель: это - рулевое колесо, кнопка звукового сигнала, рычаг переключения передач, рычаг ручного тормоза, щиток с приборами, лобовое стекло, боковые стекла кабины, гладкая поверхность дверей и т.д. На проезжей части около транспортного средства (вероятнее всего около левой двери, которой обычно пользуется водитель), могут быть обнаружены следы обуви (ног) водителя. Все следы следует сфотографировать масштабным способом, подробно описать в протоколе, а если следы вдавленные, то изготовить с них слепки.

Большое значение имеет тщательный осмотр транспортного средства, причастного к происшествию, особенно в том случае если его водитель отрицает свою вину.

Если водитель на автомобиле скрылся с места происшествия, то при осмотре нужно особенно внимательно осуществлять поиск следов скрывшегося транспортного средства. С этой целью, кроме детального описания всей обстановки места происшествия, нужно очень внимательно осматривать проезжую часть и объекты, расположенные на обочине или на краю тротуара. Особое внимание следует уделить поискам и фиксации следов колес транспортного средства, при обнаружении обязательно измерить ширину колеи передних и задних колес. Колея колес легковых автомобилей, а также передних колес грузовых автомобилей, устанавливается путем измерения расстояния между центрами следов левого и правого колес.

Следует также измерить ширину каждого следа и подробно зафиксировать рисунок протектора шины, ибо шины различных моделей предназначаются для определенных типов моделей транспортных средств. Если следы колес образованы разными по рисунку или по размерам рисунка шинами, это обстоятельство также обязательно должно быть зафиксировано. Исследуя следы колес транспортного средства, можно обнаружить индивидуальные особенности строения протектора шины, например - заплату, порез, трещину и другие повреждения, и детали рисунка. Такой участок следа должен быть подробно измерен, описан и сфотографирован способом масштабной съемки а, по возможности, с этого участка следа изготавливается гипсовый слепок.

По следам колес транспортных средств можно определить направление их движения. Например, лежащая поперек дороги ветка при переезде колесом транспортного средства переламывается так, что ее концы отклоняются в сторону движения. Брызги крови сбитых людей или животных всегда ложатся вперед и в стороны по движению транспортных средств, а капля масла или воды, падая на дорогу, вытянутыми концами располагается в сторону движения транспортных средств.

В ходе осмотра расположенных на обочине или краю тротуара объектов (столбики дорожного ограждения, ограждения для пешеходов, столбы уличного освещения, деревья и т.д.) следует обратить внимание на свежие повреждения, которые могли быть причинены транспортным средством.

Тщательно осматривать проезжую часть нужно в направлении, в котором, вероятнее всего, скрылось транспортное средство с места происшествия. Осматривая проезжую часть, обочины и кюветы, можно обнаружить следы разворота транспортного средства для движения в обратном направления, либо съезда транспортного средства в сторону. При этом могут быть обнаружены следы, свидетельствующие о таких повреждениях транспортного средства, которые не позволят на нем далеко уехать (течь масла, бензина или охлаждающей жидкости, прокол шины и т.п.). Иногда в процессе такого осмотра могут быть обнаружены различные предметы, брошенные или оброненные водителем, и даже следы его ног. Это бывает в том случае, когда водитель после происшествия останавливал транспортное средство, например, для его осмотра с целью ликвидации следов происшествия. На месте такой остановки, помимо следов водителя могут быть обнаружены окурки, тряпки и т.д., которые должны быть зафиксированы и изъяты.

Если транспорт, скрывшийся с места происшествия, обнаружен, осмотр его производится немедленно по его обнаружению. При этом необходимо обращать внимание на имеющиеся на нем частицы земли, прилипшие листья другие следы, т.к. их можно сравнить с почвой и растительностью места происшествия. Следует учитывать возможность изменения внешнего вида транспортного средства (перекраска кузова, замена или перестановка шин).

Технический осмотр транспортного средства проводится с целью выяснения его технического состояния, с участием работника ГИБДД, либо специалиста - автотехника.

При этом необходимо установить техническое состояние следующих механизмов и узлов транспортного средства:

  • тормозной системы;

  • рулевого управления;

  • осветительных и сигнальных приборов (фары, подфарники, указатели поворота, стоп- сигнала);

  • колес, шин;

  • других деталей, узлов и механизмов, неисправности которых в конкретных условиях могли повлиять на безопасность движения или явиться причиной происшествия (зеркала заднего вида, стеклоочистители и т.д.).

На этой стадии осмотра следует попытаться решить вопрос о времени происхождения неисправности автомобиля и установить, явилась ли она следствием происшествия или возникла до него, либо во время него. Если при осмотре автомобиля будет установлено, что спущены какие-либо колеса, то необходимо эти колеса изъять. Если же будут обнаружены какие-либо другие повреждения автомобиля, которые могли бы быть причиной ДТП, то рекомендовать следователю изымать автомобиль и помещать его на штрафстоянку.

Если на момент осмотра ТС не имеет повреждений, влияющих на его технические характеристики, то необходимо рекомендовать следователю также на месте проверять эффективность торможения данного транспортного средства при скорости движения 40 км/час не менее 3-х раз. Это необходимо для определения коэффициента сцепления шин данного автомобиля именно на данном участке дороги.

Фиксация результатов осмотра

Эксперт должен проследить, чтобы следователь, производящий осмотр места происшествия, точно и полно зафиксировал все обнаруженное в протоколе осмотра и схеме к нему (желательно с соблюдением масштаба: 1:100, то есть 1 метр на дороге – 1 см на схеме). Фиксация результатов осмотра имеет исключительно большое значение для раскрытия преступления и объективности предварительного следствия. Закрепление обнаруженных данных при осмотре имеет две стороны:

  • криминалистическую;

  • процессуальную.

Оно должно производиться на высоком научно-техническом уровне при условии строжайшего соблюдения норм уголовно- процессуального закона.

Фиксация результатов осмотра места дорожно-транспортного происшествия осуществляется составлением протокола осмотра места происшествия, производством фотографии, изготовлением копий в виде слепков и отпечатков на следовой пленке, вычерчиванием планов и схем, места происшествия, различными измерениями, зарисовками, видеосъемкой.

Протокол осмотра места происшествия является основным средством фиксации осмотра происшествия и, в соответствии с УПК, является, процессуальным средством закрепления доказательств, поэтому все описанные ранее способы фиксации должны быть отражены в нем.

Протокол осмотра места происшествия должен с предельной полнотой отражать все то, что обнаружил эксперт на месте ДТП. Мнение о возможности сокращения протокола при наличии широкого применения фотографий и подробно составленного плана места происшествия является в корне неверным, т.к. даже самый подробный план никогда не сможет отразить всего того, что обнаружено на месте. В отношении же применения фотографии не может быть уверенности, что снимки получатся качественными. Как бы широко не были использованы дополнительные способы фиксации, протокол осмотра должен с возможно большей полнотой отразить детали, обнаруженные на месте происшествия. Не случайно, иногда протокол называют зеркалом осмотра: он должен объективно отражать осматриваемую обстановку, составляться именно на месте происшествия, поскольку впоследствии отдельные детали осмотра могут быть утрачены, а некоторые измерения и описания вызвать сомнение в их точности. Протокол осмотра должен быть составлен настолько полно, чтобы по любому вопросу, касающемуся места происшествия, из него можно было получить справку, и настолько кратко, чтобы в нем не было ничего лишнего. Это очень важно, т.к. в процессе осмотра не всегда бывает ясно, какие обстоятельства, детали, следы и вещественные доказательства впоследствии могут сыграть решающую роль.

Протокол осмотра состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

В описательной части протокола указывается:

  • точное расположение места происшествия (наименование улицы и конкретно ее участок, наименование автодороги и конкретный километр);

  • характеристика пути (асфальт, грунт, поворот, подъем, спуск, состояние покрытия - влажное, сухое и т.д.);

  • ширина проезжей части улицы, ширина обочины;

  • освещенность пути (дневное, ночное, если ночное, то чем освещено), видимость (на сколько метров вперед);

  • внешнее окружение (деревья, постройки);

  • наличие дорожных знаков и разметки;

  • результаты осмотра следов от колес (вид следов, их количество, ширина каждого следа, размеры колеи передних и задних колес, длина следов торможения, их расположение по отношению к обочине, трупу и осевой линии);

  • результаты осмотра повреждений, причиненных автомобилем окружающим неподвижным предметом;

  • данные осмотра трупа (расположение по отношению к автомобилю, следам колес, обочинам, вещественным доказательствам; поза трупа; наличие и местонахождение следов протектора на одежде и теле);

  • данные осмотра автотранспорта (марка, номерной знак; расположение по отношению к краям дороги; техническое состояние; характер повреждений и их расположение; наличие следов - следы пальцев рук, крови, волос, мозгового вещества; их локализация; состояние изношенности покрышек);

  • описание различных вещественных доказательств, обнаруженных при осмотре (осколки стекла, различные детали транспорта и т.д.).

При описании предметы должны быть ориентированы по направлению движения транспортного средства. В протоколе следует указать также на отсутствие тех следов и вещественных доказательств, которые должны быть по характеру происшествия.

В заключительной части протокола указывается:

  • какие следы и другие вещественные доказательства изъяты с места происшествия;

  • каким способом изымались следы и фиксировалась обстановка места происшествия. Если применялось фотографирование, указывается каким фотоаппаратом, на какой негативный материал, если применялась видеосъемка, должны быть также указаны все технические характеристики аппаратуры;

  • указывается, что было сделано с обнаруженными вещественными доказательствами, куда они направлены, какие схемы или планы были составлены.

К протоколу осмотра места происшествия обязательно прилагается схема места происшествия, на которой указываются все основные элементы, которые являются предметом осмотра. Схема должна быть выполнена аккуратно, в масштабе, с нанесением на нее всех необходимых размеров. Замеры лучше всего производить в прямоугольной системе координат. Начало координат можно совместить со стационарным предметом, а затем двигаться от точки к точке. Каждое вещественное доказательство (кровь, предметы одежды, следы) должны быть зафиксированы с привязкой к двум различным неподвижным точкам (к краям дороги и стационарному предмету).

Значение составления схемы места происшествия по данной категории дел велико, в связи с тем, что никакая фотография не дает полного и точного представления о взаиморасположении объектов именно в плане.

Схема должна наглядно воспроизводить полную картину места происшествия, ее необходимо составить таким образом, чтобы любые лица, рассматривающие схему, могли четко представить себе, где произошло событие, что и где обнаружено. Все надписи на схеме выполняются так, чтобы их можно было читать, не поворачивая схемы.

При необходимости, кроме таких общих схем, вычерчиваются и частные схемы. Они охватывают только отдельные части или детали места происшествия, и служат дополнением к общим схемам. Они фиксируют, как правило, следы и повреждения на неподвижных предметах, в т.ч. на автомобилях, уточняя их локализацию.

Виды фотосъемки при производстве ОМП

Фотографирование - один из важнейших способов фиксации всей обстановки места дорожно-транспортного происшествия в целом и каждого вещественного доказательства, в отдельности. До начала осмотра следует изучить обстановку, определить точки для фотосъемки места происшествия в целом и, не изменяя обстановки, приступить к фотографированию.

На месте происшествия производится ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка.

Ориентирующая фотосъемка производится с целью запечатления места дорожно-транспортного происшествия по отношению к окружающей обстановке и выполняется с нескольких точек.

Обзорная фотосъемка применяется для фотографирования непосредственно места происшествия без прилегающих к нему участков местности в более крупном масштабе, чем ориентирующая, и осуществляется с нескольких точек с таким расчетом, чтобы как можно полнее отобразить всю картину места происшествия (автомобиль, труп, кровь, поврежденные предметы и т.д.).

При проведении ориентирующей и обзорной съемок целесообразно произвести фотографирование панорамным способом, сделать несколько снимков так, чтобы в поле зрения объектива при последующей съемке каждый раз находился край предыдущего кадра. Из полученных снимков затем монтируется снимок-панорама.

Узловая фотосъемка запечатлевает отдельные "узлы" - наиболее важные участки места происшествия (часть поврежденного автомобиля, места соприкосновения столкнувшегося автомобиля). Она осуществляется в крупном плане, чтобы ясно были различимы формы, характер поверхности, взаиморасположение следов на фотографируемых объектах. Узловая фотосъемка производится с нескольких точек, в максимальном масштабе, в зависимости от условий.

Детальная фотосъемка осуществляется для получения фотоснимков различных следов и мелких предметов в крупном масштабе. Следы и мелкие предметы (рисунок протектора, отдельные повреждения на транспортном средстве) фотографируются изолированно от окружающих следов и предметов. Для выделения следов шин их целесообразно обвести мелом. Мелом могут быть обведены также следы на транспортном средстве, шинах, неподвижных предметах. Крупным планом фотографируются следы движения транспорта, следы торможения, следы перемещения ТС в виде царапин и соскоба асфальта, следы на транспортном средстве и неподвижных предметах и другие вещественные доказательства (с применением масштабной линейки).

Все виды съемок рекомендуется производить в начальной стадии осмотра, когда обстановка места происшествия не подвергалась изменению.

Основные недостатки при производстве осмотра места ДТП

1. Основными недостатками в работе лиц участвующих при производстве осмотра места дорожно-транспортного происшествия, в том числе и экспертов, является поверхностный подход к осмотру. Причиной этому является то, что при проведении осмотра иногда создается впечатление, что обстоятельства ДТП и его причины очевидны и нет необходимости в подробной фиксации всех следов и объектов на месте ДТП и достаточно обозначить некоторые основные из них (положение ТС, трупа, следов колес). Однако многолетняя практика показывает, что на месте ДТП нет следов и объектов главных и второстепенных.

2. Нарушается и не используется одна из наиболее удобных способов измерений – система прямоугольных координат. В качестве одной из осей координат могут быть использованы прямолинейный край проезжей части, бордюр, линия разметки и т.д. Вторая ось координат должна проходить через выбранный ориентир (место установки дорожного знака, угол здания, и т.д.) и быть перпендикулярной первой линии. В случаях, когда на месте ДТП нет прямых линий, которые можно было бы использовать в качестве оси координат (криволинейный участок дороги, или без четких границ проезжей части – грунтовая, заснеженная), необходимо на месте ДТП искусственно обозначить линию (ось координат), от которой будут производиться измерения (такая условная линия называется базовой).

3. При нескольких объектах на месте ДТП, представляющих важное значение – ТС, следы торможения и перемещения ТС на проезжей части, в материалах уголовных дел в лучшем случае есть несколько фотографий, которые не носят никакой информации о ДТП. Либо фотографии низкого качества.

4. Фиксируются только явно видные следы на поверхности дороги. Не должным образом подходят к отысканию мелких, малозаметных следов на проезжей части в месте происшествия. Не освобождают поверхность проезжей части от грязи и осколков для отыскания следов юза колес и скола, царапин.

5. Некоторые части отделившиеся от ТС в результате ДТП остаются брошенными на месте ДТП, не приобщаются к автомобилю, хотя эти детали и части ТС наиболее необходимы для дальнейшего расследования.




Ваши данные отправлены