Статью подготовил эксперт Решетов Юрий Сергеевич
В статье рассмотрено регулирование норм Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» с ответами компетентных ведомств. Данная статья подготовлена в виду частых заблуждений в понимании разницы между отчётом об оценке и судебной экспертизы, между оценщиком и экспертом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности), Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам. Для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
В соответствии со ст. 22 Закона об оценочной деятельности саморегулируемой организацией оценщиков (далее — СРО) признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков. СМАО в соответствии с вышеуказанной статьей Закона об оценочной деятельности является саморегулируемой организацией оценщиков.
Стандарты и правила оценочной деятельности, разработанные и утвержденные СМАО, являются обязательными к применению членами при проведении оценки и составлении отчета об оценке.
В соответствии со ст. 22.1 Закона об оценочной деятельности функцией СРО является, в том числе, контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
Выполним оценку недвижимости
Согласно ст. 24.3 Закона об оценочной деятельности, п. З ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО), СМАО осуществляет контроль за соблюдением своими членами требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки (ФСО), стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики и требований внутренних документов СМАО путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Согласно ст. 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
Согласно ст. 11 Закона об оценочной деятельности итоговым – документом. Составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Согласно ст. 9 Закона об оценочной деятельности основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки.
В обращении указано, что эксперт Иванов И.И. заявляет о возможности проведения экспертизы, результатом которой является – Заключение эксперта, которое не является отчетом об оценке объекта оценки.
Законом об оценочной деятельности не установлен запрет на осуществление оценщиками — членами саморегулируемых организаций, обладающих специальными знаниями, иной профессиональной деятельности, в том числе экспертной, а также не накладываются ограничения на осуществление оценщиками иных видов деятельности, отличных от оценочной, в том числе на оказание консультационных услуг при производстве различного вида экспертиз, за исключением экспертизы отчета согласно ст. 17.l Закона об оценочной деятельности.
Следовательно, отсутствует законодательное закрепление возможности распространения положений ст. 24.3 Закона об оценочной деятельности на проверку деятельности специалиста – эксперта при составлении им Заключения.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области оценочной деятельности, контроль деятельности экспертов при осуществлении ими иной деятельности, не связанной с оценочной деятельностью, не входит в компетенцию саморегулируемых организаций оценщиков, и у СМАО отсутствуют правовые основания для проведения внеплановой проверки Иванова И.И.
Дополнительно сообщаем, что оценщик, как и любое иное лицо, может быть привлечен судом либо органами дознания или следствия в качестве эксперта для дачи ответов на вопросы в качестве сведущего лица, имеющего соответствующую квалификацию и опыт. В этом случае деятельность такого эксперта регулируется Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации» и процессуальными кодексами, а не законодательством об оценочной деятельности.
Согласно законодательству Российской Федерации, эксперт проводит исследование, которое оформляется в форме заключения эксперта, требования к содержанию и форме которого изложены в соответствующих процессуальных кодексах и Федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 01. 12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть, самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Следовательно, отсутствует законодательное закрепление возможности распространения положений ст. 24.3 Закона об оценочной деятельности на проверку деятельности эксперта при составлении им заключения в рамках судопроизводства.
Разъяснения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр).
Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функцию по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (пункт I Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457).
Согласно пункту 6.2 Положения Росреестр вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
В обозначенной ситуации по вопросу проведения экспертизы, назначенной судом, полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами (статья 41 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не установлен запрет на осуществление оценщиками – членами саморегулируемых организаций оценщиков обладающими специальными знаниями, иной профессиональной деятельности, в том числе экспертной.
В частности при привлечении оценщика в качестве эксперта в арбитражном суде к нему применимо понятие эксперта, установленное статьей 55 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены АПК РФ.
В соответствии со статьей 82 АПК РФ для разъяснения, возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу. Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту; ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов, поставленных перед экспертом; давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение; ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы. О назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о назначении экспертизы арбитражный суд выносит определение.
На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его (часть статьи 86 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 01.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления (пункт 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»).
Согласно письму Минэкономразвития России от 19.07.2010 № ДО6-2301 в соответствии со статьей 24,3 Федерального закона об оценочной деятельности контроль саморегулируемой организации оценщиков за осуществлением оценочной деятельности распространяется на соблюдение членами требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил саморегулируемой организации оценщиков и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, отсутствует законодательное закрепление возможности распространения положений статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности на проверку заключения, составленного экспертом-оценщиком в рамках судопроизводства, однако саморегулируемые организации оценщиков в рамках положений статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности могут осуществлять проверку отчета об оценке, в том числе составленного в рамках гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства.
Ответ департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России (далее — Департамент).
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы.
В определении о назначении экспертизы указываются в том числе основания для назначения экспертизы; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы и документы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Согласно положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В определении о назначении экспертизы суд указывает в том числе наименование экспертизы; факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; представленные эксперту материалы и документы для сравнительного исследования.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135-ФЗ) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона № 135-ФЗ.
В соответствии с положениями Закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным оценщиком по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
При этом следует отметить, что Закон № 135-ФЗ не регулирует вопросы составления экспертного заключения в рамках судопроизводства.
Учитывая изложенное, производство судебной экспертизы в рамках судопроизводства осуществляется с учетом положений процессуального законодательства Российской Федерации.