Предмет автороведческой экспертизы
Автороведческая экспертиза принадлежит к числу тех криминалистических исследований, которые занимаются изучением проявлений навыковой деятельности (к их числу, например, относится почерковедческая экспертиза, изучающая особенности письменно-двигательного навыка). Предметом автороведческой экспертизы являются фактические данные о навыковой деятельности автора документа (проявление навыка речи и мышления, или речемыслительного навыка).
Этот навык не относится к врожденным свойствам личности, а приобретается конкретным индивидуумом в процессе обучения соответствующим образцам и нормам, принадлежащим к различным сферам человеческого общения. В этом случае имеются в виду общепринятые нормы языка, речи и мышления, овладевая которыми человек вырабатывает умение понимать других людей, и быть понятым ими.
Речемыслительные нормы обычно подразделяют на три разновидности, имеющие наиболее общий характер. Это - нормы языка, речи и мышления.
Основные разновидности речемыслительных норм
Нормы языка
Язык – система условных знаков и правил их сочетания, служащая для передачи определенной информации. В результате языковой деятельности образуются тексты или высказывания, состоящие из цепочки знаков, расположенных в соответствии с правилами сочетания.
Нормы языка, насколько они изучены и известны, сводятся в грамматики, в которых регламентируются правила произношения (фонетика, орфоэпия), правописания (графика, орфография, пунктуация), построения слов (морфология, словообразование), употребление слов в различных смысловых значениях (лексика), построение словосочетаний и предложений (синтаксис). В своей совокупности перечисленные правила обычно называют нормами грамотности.
Нормы речи:
В отличие от языка, к которому относятся общие правила построения высказываний, к области речи принадлежат правила их конкретного осуществления. Если по правилам языка можно построить практически бесконечное количество разнообразных, непохожих одно на другое высказываний, то в действительности, в речевой практике употребляется достаточно ограниченное количество их устойчивых разновидностей.
Известно пять наиболее общих типов высказывания, за которыми закрепилось обозначение «стиль речи» или «функциональный стиль». К ним относятся: научный, официально-деловой, публицистический, ораторский и разговорный стили.
Дифференциация стилей речи определяется различием задач, которые они выполняют в речевой практике. Стили имеют различную тематику, допускают неодинаковую меру эмоционально-оценочного отношения к предмету высказывания, ориентируются на неодинаковое представление об адресате высказывания.
Если обратиться к тематике, то для разговорного стиля это область быта, для научного стиля – область познания, для публицистического – события общественной жизни.
На уровне эмоциональной оценки для научного и делового стилей характерно подчеркнуто бесстрастное отношение к предмету высказывания, публицистический стиль использует в основном похвалу либо порицание, допуская все возможные их оттенки, в разговорном стиле употребляется весь спектр эмоционально-оценочных суждений – похвала, сочувствие, ирония, порицание, возмущение и др.
Не менее определенны и различия в представлении об адресате высказывания. Научное высказывание адресуется коллективу специалистов в определенной области науки, оно учитывает объем их специальных познаний; деловое высказывание адресуется должностному лицу, занимающему определенное служебное положение; публицистическое высказывание адресуется (в пределе) ко всеми без исключения гражданам, оно рассчитано на средний уровень понимания общественно-политических проблем.
Все известные языку виды морфем, слов, словосочетаний, предложений в различных комбинациях распределяются по пяти названным стилям речи.
Нормы мышления:
Хотя проявления речи и мышления представляют собой единое целое, в некоторых случаях имеет смысл выделять особые нормы мышления, не находящие тождественного выражения в нормам языка и речи.
Например, семантическая схема предложения без искажений отражает логику обыденного мышления: подлежащее обозначает субъект действия, прямое дополнение – объект, определение – качество субъекта или объекта, обстоятельство – место, время действия и т.д., иными словами, строение предложения организовано таким образом, чтобы дать ответ на все вопросы, возникающие при описании той или иной житейской ситуации. С другой стороны, например, соблюдение индуктивного или, напротив, дедуктивного стиля изложения не является строго обязательным ни для одной из норм языка и речи.
Изложение может вестись как от общего к частному, так и от частного к общему, может быть насыщено примерами и сравнениями либо не использовать их вовсе, может быть исчерпывающе полным либо пропускать отдельные посылки и обоснования.
Поэтому, в принципе, можно говорить об особых, собственно мыслительных нормах, которые со своей стороны руководят построением высказывания.
Изменение речемыслительных норм во времени:
Изменение речемыслительных норм представляет собой направленный процесс. По мере исторического развития общества меняются условия жизни, порождающие корректировку структуры общественного сознания. Новые культурные нормативы затрагивают в первую очередь область речи, затем те из изменений, которые противоречат старым нормам языка (нормам грамотности), попадают в грамматики и уже из грамматики в школьное преподавание. Развитие, таким образом, идет от общепринятого к общепризнанному.
Из стилей речи наибольшей способностью к изменениям обладают разговорный и публицистический. Разговорный стиль вносит в речевое общение непрерывный поток неологизмов. Часть из них приживается, начинает употребляться и в других стилях речи.
Разговорный стиль также сосредоточивает в своих границах нарождающиеся изменения в произношении; впоследствии они находят отражение в новых правилах орфоэпии и орфографии.
Новообразования разговорного стиля проникают в публицистику. Кроме того, поскольку публицистический стиль тесно связан с изменением норм общественной оценки, в нем отражаются все особенности характера эмоционального отношения к фактам и событиям, изменения в подборе и употреблении соответствующих слов.
Научный, деловой и ораторский стили более инертны. Если перестройка структуры разговорного и публицистического стилей может совершаться в границах десятилетий, научный, деловой и ораторский стили меняются через значительно большие временные отрезки (это, впрочем, не касается терминологии научного стиля).
Отклонения от речемыслительных норм
Хотя соблюдение речемыслительных норм считается необходимым для всех членов общества, в речевой практике наблюдается ряд устойчивых отклонений от них, источником появления которых влияние иных нормативов, стоящих за пределами принятых в русском языке. К этим периферийным нормам относятся диалекты, иные языки (кроме русского). Кроме того, отклонения от речемыслительных норм могут быть вызваны патологическими особенностями мышления автора.
Диалектные отклонения
Помимо основной нормы грамотности существует значительное количество устойчивых правил произнесения, построения, изменения и употребления слов, широко распространенных, но не укладывающихся в принятый грамматический канон. Такие нормы называются диалектами, или говорами. Как правило, они характерны для какой-либо местности; границы их распространения могут быть более или менее четко очерчены.
С точки зрения общепринятого канона грамотности диалектизмы рассматриваются как ошибки.
Отклонения, вызванные влиянием другого языка
В каждом из национальных языков нормы грамотности, которые являются достаточно устойчиво и жестко устроенными, имеют существенные различия. Кроме того, национальные языки формируются в условиях своеобразной национальной культуры, национального сознания, что также накладывает свой отпечаток на общие правила построения высказываний и характер языковой образности.
Закономерности национального мышления, языковой образности и грамматики являются устойчивыми и в том случае, когда человек строит высказывание на чужом (неродном) языке, нормы его родного языка находят там свое отражение.
Влияние чужого языка проявляется в ошибках, отклонениях от национальных норм языка, речи и мышления.
Отклонения, вызванные расстройством психики
При различных психических заболеваниях происходит общее или частичное нарушение речемыслительной деятельности, которое проявляется в специфических отклонениях от норм мышления, речи и языка.
Отклонения могут появляться в старческом возрасте в связи с общим старением организма. Некоторое искажение речемыслительных норм возникает также во время особых психических состояний человека – при опьянении, отравлении наркотиками, хроническом недосыпании, эмоциональном возбуждении.
Соответствующие нарушения речемыслительной деятельности находят отражение в ошибках, отклонениях от принятых норм мышления, речи и языка.
Содержание речемыслительного навыка
В процессе жизнедеятельности человеку представляется возможность овладеть всеми вышеперечисленными нормами. Те нормы, которые он усваивает и устойчиво использует при построении высказываний, трансформируясь должным образом, составляют в сумме содержание его речемыслительного навыка.
Поэтому характеристикой навыка в равной степени является как наличие особенностей некоторой нормы, так и наличие отклонений от ее требований.
Содержанием навыка является устойчивый в высказываниях человека комплекс свойств некоторых речемыслительных норм и комплекс отклонений от них.
Содержание навыка находится в прямой зависимости от условий, в которых человек привыкает строить высказывания. В детстве и ранней юности формируется навык владения разговорным стилем речи, наглядным и ситуативными типами мышления; в старших средней школы происходит обучение категориальному мышления, публицистическому и научному стилям речи, нормам языка. В дальнейшем, по мере получения среднего специального и высшего образования навык владения языком, научным и публицистическим стилями совершенствуется, может вырабатываться навык владения ораторским стилем. С момента, когда человек начинает работать по избранной специальности, его навык вступает в период наиболее активного формирования и постепенного перехода к стабилизации.
В зрелом возрасте человек обычно становится менее восприимчив к изменениям, происходящим с соответствующими нормами. Если изменения в орфографии и других простых нормах в большинстве случаев усваиваются относительно легко, то привычка к той или иной сложной норме, например, стилистической, с трудом поддается корректировке.
Поэтому в высказываниях людей, даже наиболее внимательным к смене речемыслительных норм, в значительном количестве встречаются ненужные фрагменты их устаревших разновидностей, в частности, это касается норм публицистического стиля тех лет, когда они проходили стадию становления личности.
Индивидуальность речемыслительного навыка
Если нормы языка, речи и мышления являются общими для значительных коллективов людей, объединенных одной национальностью, профессией, возрастом, местом жительства, характером образования, то навык владения ими, образующийся у отдельного человека, является индивидуальным.
Индивидуальность навыка проявляется на трех уровнях:
На уровне набора норм (далее по тексту НН), которыми данный человек владеет, поскольку в силу своеобразия условий, в которых формировалась его личность, он владеет не всей совокупностью существующих норм, а только определенным их набором.
Так, гр. Иванов может использовать в своей письменной речи разговорный и публицистический стили, владеть языком в объеме средней школы, пользоваться ситуативным типом мышления, допускать ошибки, свойственные узбекам, и строить изложение от общего к частному; гр. Петров, в отличие от него, может свободно владеть научным и официально-деловым стилями, пользоваться языком на уровне лиц, имеющих высшее образование, придерживаться категориального типа мышления, допускать ошибки, характерные для молдаван, и излагать свои мысли от частного к общему.
На уровне набора свойств норм (далее по тексту НС), которыми данный человек владеет, поскольку, привыкая пользоваться той или иной нормой, он использует обычно не всю совокупность ее свойств, а определенную их часть.
Так, владея ораторским стилем, гр. Сидоров употребляет такие его свойства, как перечисления, единоначатия, вводные слова; гр. Алексеев, владея тем же стилем, напротив, постоянно пользуется цепочками синонимов, уточнениями, словами, оказывающими психическое давление на слушателей.
На уровне набора языковых средств выражения свойств норм (далее по тексту НСВ), которыми человек владеет, поскольку, владея некоторым набором свойств той или иной нормы, человек обычно привыкает использовать не все средства выражения некоторого свойства, а определенную их часть.
Так, из средств выражения такого свойства ораторского стиля, как употребления слов, оказывающих психическое давление на слушателей, гр. Ястребов может устойчиво употреблять слова «действительно», «несомненно», «естественно», а гр. Воронов – слова «поистине», «конечно», «очевидно».
Результаты трех ступеней индивидуализации навыка дают практически неисчислимое количество возможных комбинаций, что позволяет предполагать наличие неограниченного количества индивидуальных речемыслительных навыков.
Текст как основной объект автороведческого исследования
Речемыслительный навык находит отражение в различных текстах: устных, рукописных, машинописных, печатных. В связи с этим, объектом автороведческой экспертизы, т.е. тем материалом, в котором навык проявляется и может быть изучен, является текст.
Текст как единица семантической языковой структуры представляет собой систему языковых знаков, все элементы которой находятся в тесном взаимодействии, служащую средством передачи информации другому лицу или группе лиц.
Полнота изучения навыка зависит от полноты его отражения в тексте. На возможность исчерпывающего изучения навыка может накладываться ряд ограничений.
Первое ограничение вводится стилистической принадлежностью текста. Стиль или жанр, к которому принадлежит избранный текст, допускает свободное употребление близких ему речемыслительных норм и запрещает употребление отдаленных.
Так, официальные документы требуют применения норм официально-делового стиля и не приемлют разговорного или ораторского. Бытовое письмо, напротив, поощряя употребление разговорного и ораторского стилей, допуская просторечие и диалектизмы, отрицает средства официально-делового и научного стилей. Те особенности навыка, которые являются неприемлемыми для назначения (стиля и жанра) текста, обычно отражаются в нем с недостаточной полнотой.
Второе ограничение налагается внешней формой текста. В рукописном или печатном тексте не отражаются навыки произношения, в устном тексте – не отражаются навыки владения орфографией и пунктуацией.
Третье ограничение налагается объемом исследуемого текста. В тех случаях, когда он состоит из нескольких предложений, содержание навыка не может отразиться в нем с достаточной полнотой; кроме того, малый объем текста не позволяет проверить устойчивость выделенных в нем признаков.
Письменная речь автора текста и ее основные признаки
Письменная речь – это фиксируемая с помощью системы лингвистических знаков деятельность индивида, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. Эту деятельность можно рассматривать как сложно организованную и саморегулирующуюся систему, функционирование которой осуществляется на основе комплекса различных навыков.
Письменная речь является репрезентативным носителем признаков, существенных для решения задач автороведческой экспертизы, а именно: индивидуальности, динамической устойчивости, вариационности и избирательной изменчивости, отражающихся в идентификационных, классификационных и диагностических признаках.
Под признаками письменной речи следует понимать устойчиво проявившиеся в тексте свойства речемыслительного навыка автора, которые отражаются в определенной совокупности смысловых, текстологических, языковых и психолингвистических структур, использованных в тексте документа.
Соответственно, можно выделить следующие группы признаков письменной речи автора исследуемого текста:
смысловые – отображающие данную группу признаков письменной речи структуры отражают тематические, фактические особенности информации о личности автора, содержащиеся в исследуемом тексте;
текстологические – определяющие данную группу признаков письменной речи структуры отражают особенности изложения материала в тексте, особенности архитектоники текста, особенности логической структуры текста и т.д.;
языковые – определяющие данную группу признаков письменной речи структуры отражают орфографические, лексические, фразеологические, стилистические, синтаксические, морфологические особенности исследуемого текста;
психолингвистические – определяющие указанную группу признаков письменной речи структуры отражают особенности психики и мышления автора.
Общий признак языкового навыка – это количественный показатель того, в какой мере данное лицо владеет определенными нормами литературного языка на синтаксическом, лексико-фразеологическом, стилистическом, формально-логическом и интеллектуальном уровнях. Другими словами, под общим признаком языкового навыка понимается количество ошибок или отклонений от литературной нормы на определенный объем текста.
На основе экспериментальной работы были выявлены и установлены границы трех основных степеней развития навыков автора (примерно на 200 словоформ текста) : низкая – свыше 6 ошибок; средняя – от 4 до 6 ошибок; высокая – менее 4 ошибок.
Использование указанных критериев оценки общих признаков может сопровождаться некоторыми колебаниями (± 2 ошибки для каждой степени). Иногда эти колебания могут существенно выходить за указанные рамки норм, что особенно проявляется, когда родной язык автора текста – нерусский или при наличии у него резко выраженных психических отклонений.
Анализируя общие признаки письменной речи, необходимо учитывать повторяющиеся ошибки только один раз, то есть ошибки в словах и выражениях с одинаковой этимологией даже в различных словах при подсчете объединяются в одну; такое единообразие обработки текстов должно стать обязательным условием всей деятельности эксперта-автороведа, в противном случае он рискует получить ошибочный вывод.
Все общие признаки языковых навыков автора текста характеризуют степень развития конкретного навыка на уровне правильности речи и устанавливаются путем оценки применения соответствующих языковых средств на основе критерия «правильно – неправильно».
Частный признак языкового навыка – это качественный показатель, отображающий различные свойства, особенности структуры навыка, выражающиеся в определенных языковых нарушениях речи, использовании определенных языковых средств, в их устойчивом соотношении в типичных ситуациях письменного общения (далее по тексту в Главе 3 и Главе 4 будет дано подробное описание частных признаков письменной речи).
Автороведческое исследование предполагает анализ совокупности всех групп признаков письменной речи. Конечной целью такого исследования является построение лингвистической модели речемыслительного навыка, который отразился в исследуемом тексте.