Бюро экспертиз Решение

Выполним лингвистическую экспертизу для суда

Лингвистическая экспертиза это вид судебной экспертизы утверждённый приказом Министерства юстиции № 237 от 27.12.2012 года – «26.1. Исследование продуктов речевой деятельности»

Объектами экспертизы является любые единицы языка и речи, тексты, представленные на различных материальных носителях, можно выделить:

Печатные тексты:
1. Листовки
2. Плакаты
3. Статьи в газетах, брошюрах, журналах
4. Тексты книг

Интернет-тексты. Отдельный вид массовой коммуникации, активно используемый в последнее время:
1. Сайты
2. Блоги
3. Форумы
4. Комментарии

Устные тексты, которые также исследуются экспертом-лингвистом:
1. Обращения
2. Проповеди
3. Выступления на митингах
4. Телефонные разговоры

Уличные тексты:
1. Надписи на стенах
2. Граффити
3. Трафареты
5. Баннеры

В исследовании текстов каждой группы есть свои особенности, которые нужно учитывать.

Задачи лингвистической экспертизы

1. Экспертиза по делам об унижении чести, достоинства и деловой репутации;

2. Экспертиза по делам об экстремизме;

3. Выявление признаков плагиата;

4. Установление смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров;

5. Выявление лингвистических признаков оскорблений, угроз;

6. Установление обстоятельств, связанных с размещением рекламной продукции;

7. Выявление завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах.

Важно

При решении некоторых задач необходимо привлечение экспертов других специальностей. К примеру: эксперта фоноскописта для исследования аудиозаписей (диктофонов, телефонных звонков) или эксперта компьютерщика, для поиска информации на ПК, смартфоне.    

1. Экспертиза по делам об унижении чести, достоинства и деловой репутации - ст. 152 ГК РФ

Лингвистическая экспертиза

По гражданским делам о защите чести, достоинства и деловой репутации от эксперта требуется расклассифицировать имеющиеся в тексте высказывания на два типа – фактологические, отражающие знания автора о фактах и событиях, и оценочные, в которых передаются мнения автора. Мнения, как отображающие внутренний мир автора текста, обычно не принимаются во внимание, тогда как негативная фактологическая информация, если она не соответствует действительности, может быть признана судом порочащей.

Перечень вопросов:

1. Имеется ли в тексте негативная информация о..?

2. В какой форме она выражена, фактологической или оценочной?

3. В каких фрагментах имеется фактологическая информация о…?

Фактологическая информация отличается от мнений не по лексическим показателям («по-моему», «утверждаю», «на мой взгляд» и т. д.), а по содержанию высказывания. Так, утверждение о том, что Волга впадает в Каспийское море во фразе «Мне кажется, что Волга впадает в Каспийское море» невзирая на лексический показатель мнения «мне кажется» вовсе не является мнением, оно передает знание фактического характера. Вся фраза является мнением, не имеет отношения к географии и содержит декларацию говорящего о том, что он в отличие от его собеседника или читателя придерживается простых и проверенных знаний. В тех случаях, когда есть основания считать, что текст является заказным и написан с целью разрушения заслуженной и сложившейся репутации, перед экспертами может быть поставлен вопрос о природе коммуникативного намерения автора текста. Тогда экспертам придется определить, является ли этим намерением критика, то есть оценка достоинств и недостатков, либо дискредитация, то есть создание негативного образа лица или организации.

2. Экспертиза по делам об экстремизме - ст. 280 УК РФ

Лингвистическая экспертиза

К пропагандистским относятся тексты, которые исследуются на предмет возбуждения социальной вражды и других экстремистских проявлений. Юридические ограничения накладываются на враждебные высказывания, адресованные группам, выделенным по признакам расы, национальности, пола, языка, вероисповедания, а также социальным группам. Именно последняя формулировка представляет наибольшую трудность не только для граждан, но и для экспертов. По определениям социологов и социальных психологов к социальным группам относятся не только народы, религиозные группы, политические партии, но и компании, семьи, трудовые коллективы, клубы по интересам.

Перечень вопросов:

1. Имеются ли в тексте негативные (оскорбительные или унизительные) высказывания о каких-либо расах и национальностях?

2. Имеется ли в тексте интенция (направленность) на побуждение читателей к насилию и другим противоправным действиям по отношению к группам, выделенным по признаку расы, национальности, пола, языка, вероисповедания?

3. В каких фрагментах имеется фактологическая информация о…?

При исследовании религиозных текстов в некоторых случаях целесообразно привлечение религиоведа, который может помочь с истолкованием «темных» мест. При исследовании текстов, содержащих изображения, имеет смысл привлечение искусствоведа, специалиста по языку живописи. Экспертиза киноматериалов предполагает привлечение киноведа, знающего язык кино.

3. Выявление признаков плагиата

Лингвистическая экспертиза

Установим уровень плагиата в искомом тексте. 

Перечень вопросов:

1. Являются ли представленные документы оригинальными или представляют собой измененную форму другого произведения?

Пример выводов:

Уровень оригинальности текста составляет не менее 80 процентов по системе “Антиплагиат” и 75 процентов по системе “Е текст”. Это позволяет говорить о высокой степени оригинальности их содержания и потенциальной коммерческой ценности, в силу их неизвестности третьим лицам.

Представленные на исследование тексты имеют авторскую принадлежность, композиционную целостность и высокий уровень смысловой ценности.

4. Установление смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров

Типичный случай – текст документа, часть которого сформулирована неточно и допускает различные прочтения.

Перечень вопросов:

1. Что означает высказывание N?

2. Означает ли высказывание N, что …?

Последняя формулировка предлагает эксперту выбрать из нескольких возможных интерпретаций высказывания правильную интерпретацию, то есть такую, которая в наибольшей степени соответствует правилам русского языка. Такой вывод будет означать, что большинство говорящих на русском языке поймут смысл высказывания именно так.

5. Выявление лингвистических признаков оскорблений, угроз - ст. 5. 61 КоАП РФ

Лингвистическая экспертиза

Оценочные высказывания подпадают под юридические ограничения в случае, когда они нарушают нормы приличия. В первую очередь речь идет об оскорблениях, сделанных в неприличной форме. Ранее такие оскорбления преследовались в уголовном порядке (ст. 130 УК РФ), теперь – в административном (ст. 5. 61 КоАП РФ). Для российской культуры безусловно неприличными являются непечатные или нецензурные высказывания, то есть высказывания, содержащие слова, которые на письме заменяются многоточием, а при трансляции публичных устных высказываний заглушаются.

Перечень вопросов:

1. Является ли данное высказывание оскорбительным (оскорблением)?

2. Сделано ли данное высказывание в неприличной форме?

Само оскорбление тоже является оценочным речевым актом ритуального характера, адресованным конкретному человеку и лишающим его доброго имени (чести) в глазах окружающих. В отличие от оскорблений, сделанных в неприличной форме, оскорбления, сделанные в приличной (иногда – литературной) форме, рассматриваются в рамках гражданского законодательства. Вопрос о перекодификации, то есть сведении статей об оскорблении из КоАП РФ и о защите чести и достоинства из ГК РФ в одном (гражданском) кодексе, к сожалению, пока не решен. Следует отличать случаи оскорбления от нецензурной брани в общественном месте. Оскорбление в контексте ст. 5. 61 КоАП РФ должно быть не только выражено в неприличной форме, но и содержать отрицательную оценку личности конкретного лица – потерпевшего.

6. Установление обстоятельств, связанных с размещением рекламной продукции

Лингвистическая экспертиза

Закон накладывает ограничения на оценочные высказывания в рекламных и пропагандистских материалах, целью которых является не информирование читателя, а формирование мнений. Рекламные тексты навязывают аудитории оценочное отношение к вещам, пропаганда навязывает идеи. Юридически преследуется пропаганда насилия и жестокости (в том числе терроризма) и ненадлежащая реклама, когда товар в оценочном отношении сравнивается с другим конкретным товаром или объявляется самым лучшим.

Перечень вопросов:

1. Содержится ли в тексте пропаганда…?

2. Имеется ли в тексте утверждение, что товар N является самым лучшим?

3. Имеется ли в тексте сравнение товара N с другим конкретным товаром?

Цена зависит от вопросов и объёма исследуемого текста. Точная цена экспертизы определяется после консультации.

Досудебное исследование проводится по 100% оплате на основании договора, после расчёта стоимости экспертного заключения. 

Судебная экспертиза проводится по определению суда, постановлению следователя и дознавателя. Для проведения экспертизы мы предоставляем гарантийное письмо, о возможности проведения почерковедческой экспертизы по поставленным судом вопросам с указанием цены, квалификации эксперта и сроков выполнения заключения.  

Исследование проводит кандидат филологических наук
Шмаков Артём Алексеевич

Образование:

В 2010 году окончил Новосибирский государственный университет по специальности «Филология».

В 2013 году окончил аспирантуру Горно-Алтайского государственного университета.

В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию «Бытие текста с обращением в интернет-коммуникации (на материале русскоязычных блогов и форумов)» по специальности 10.02.01 – «Русский язык».

Публичные выступления:

О «Тотальном диктанте»

Электронная коммуникация и речевая культура друзья или враги

У вас остались вопросы?
Позвоните нам прямо сейчас
+7 (923) 713-80-47

Или оставьте заявку, и эксперт перезвонит вам в ближайшие 10 минут для проведения бесплатной консультации

А если вы выбираете среди нескольких предложений и вам нужно сравнить с кем-то еще, поставьте наш сайт в закладки, чтобы вернуться снова

Бюро экспертиз Решение

  • my.graphology@yandex.ru
  • 659315, Алтайский край, г. Бийск, ул. Социалистическая, д. 98, оф. 106

Данный сайт https://ekspertiza-reshenie.ru носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.