Графологическое расследование – Василий Макарович Шукшин

# Графология

Биография Василия Макаровича Шукшина через призму его почерка

Автор статьи Решетов Юрий Сергеевич. Исследование почерка Василия Макаровича Шукшина с целью установления динамики изменения графологических признаков.

Василий Макарович Шукшин – писатель, режиссёр, актёр–родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье.

Его отец, Макар Леонтьевич Шукшин, был арестован и расстрелян во время коллективизации в 1933 году, а в 1956 году посмертно реабилитирован. Мать, Мария Сергеевна, осталась с двумя детьми на руках.

Сверстников Василия Макаровича часто называют нарицательно: “Дети войны”, ведь на их детство выпала самая нелегкая доля – военная. Когда началась Великая Отечественная война, Василию Макаровичу было 12 лет. Большая часть трудоспособных мужчин ушла на фронт, дела по хозяйству и тяжелые работы легли на плечи стариков, женщин и детей; таким образом, детство Шукшина, как и детство многих других ребят, закончилось в то роковое время.

Как говорил В.М. Шукшин в одном из своих интервью: «Родом из деревни, крестьянин. Потомственный, традиционный. Очень рано пошёл работать. Это была война… Мы не доучивались в школах. Я окончил семь классов школы, пошёл работать. В четырнадцать лет…». Ранняя потеря отца, напомню, он был репрессирован и после расстрелян в 1933 году, наложила серьезный отпечаток на характер Василия Макаровича. Односельчане рассказывают: «В детстве Василий был молчаливый, не контактный. Убегал за речку и подолгу был один. Вел себя со сверстниками серьёзно, просил называть его не «Васей», а «Василием».

В послевоенный 1946 год семнадцатилетний Василий Шукшин покидает родное село Сростки. Через какое-то время, вспоминая, он скажет: «Мне шёл 17 год, когда я ранним утром, по весне, уходил из дома, мне ещё хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стёклышко ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека или простого знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, села на землю и заплакала. Я понимал, ей было больно и тоже страшно, но ещё больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Ещё там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти и ушёл».

Первое впечатление от почерка: акцент на форме, нежели на движении и организации. Преобладает рассудочная потенция по типологии И. Одема; далеко не банальный почерк, ушедший от норм прописи, вдобавок раздельный, вдумчивый, анализирующий – Василий Шукшин уже с юности имел самостоятельную позицию, углубленноизучал происходящее вокруг, хотел независимо от кого-либо во всём разобраться.

Увеличенное расстояние между словами, отсутствие вторичной ширины – Шукшин держится обособлено, отстранённо. В тоже время общественное мнениеимеет для него важное значение – устойчивый правый наклон, хорошая читабельность.

Заглавные, впрочем как и строчные, буквы стильные; заглавная буква «я» слегка с увеличенной петлёй – несомненно молодой Шукшин желает, старается, чтобы на него обратили внимание, чтобы его увидели, услышали. В 20 лет, на флоте, он начинает свою литературную деятельность, там он впервые пытается писать рассказы, которые читает своим сослуживцам.

Интересно еще и то, что, несмотря на раннюю потерю отца – Василию было почти четыре – верхняя зона гармоничная, выразительная, в ней Василий Шукшин «чувствует себя уютно», нет жёсткого подчеркивания буквы «б», но прослеживается усиление нажима в надстрочном элементе.

Строчная буква «я» компенсаторнозаканчивается под линией письма, угловатости в нижней зоне букв, присутствующий нажим, тупой характер заключительного штриха – всё это указывает на некую жесткость в общении и даже дерзость. Ярким примером такой дерзкой смелости стал случай на экзаменепри поступлении на режиссерский факультет. Василий Макарович на вопрос Михаила Ромма о чувствах Пьера Безухова ответил, что не читал, так как «книга уж очень объемная, руки не доходят». Экзаменатор было возмутился невежеством, но, услышав от Шукшина, что такое на самом деле быть директором школы, каковы его ежедневные заботы и старания, поставил экзаменуемому пятерку за истинное усердие и любовь к своему делу.

Неустойчивое расстояние между буквами, конечные поля (правые) – петляющие, начальные (левые) – волнистые – говорят о «перепутье» Василия Макаровича, долгом и, позволю себе сказать, достаточно продолжительном поиске своего пути. За 25 лет жизни, из которых 11 (с 1943 по 1954 годы) посвящены трудовой деятельности, он сменил несколько профессий: учился в автомобильном техникуме – не закончил; работал в колхозе в родном селе Сростки, но тоже недолго; работал слесарем на заводах (на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире); служил на флоте; преподавал русский язык, литературу, историю, некоторое время исполнял обязанности директора школы; поступал в Горно-Алтайский пединститут, но оставил это намерение.

Не удивительно и вполне закономерно, что Василий Макарович покинул родное село Сростки в возрасте 25 лет для продолжения поиска себя; он отправился в Москву для поступления в институт кинематографии. Картина почеркана тот период жизни уже транслирует высокий уровень личностного и интеллектуального развития: это выражается в просторной организациитекста (почерка) на листе, хорошая «сетка»; высокого уровня читабельность, буквы «т» и «ш» имеют дополнительные штрихи для точной идентификации (автор стремится к тому, чтобы его поняли); почерк индивидуальный, ушедший от норм прописи, связки букв логические, оптимизированные; скорость письма в молодом возрасте невысокая, размеренная. В.М. Шукшин говорит об этом периоде: «…от начала вступления в самостоятельную жизнь до её осмысления, в институте, того, что я успел увидеть – это порядка десять – одиннадцать лет прошло. Это период набора материала, напитанность. Стало быть, в институте мне можно было размышлять на базе собственного жизненного опыта. Отсюда, может быть, появилась более или менее самостоятельная интонация в том, в чём нам предлагали высказаться».

Почерк 26-тилетнего Шукшина во время обучения в институте уже меньше акцентирован на форму, организация становится более продуктивной; вторичная ширина букв – значительно социальней, направлена на взаимодействие с обществом; расстояние между словамии буквамистали устойчивыми, ушли «шатания» букв в слове – Шукшин определился окончательно со своей профессией и обрёл уверенность в себе. Движение в почерке размеренное, сдержанное, что говорит о взвешенном принятии решений, профессиональной ответственности. Штрих чёткий, движение ровное, вся энергия направлена на достижение поставленной цели, в том числе через принципиальность, даже холодную решимость.

Буква «б» продолжает деформироваться: надстрочный элемент принял угловатую форму, увеличилась его протяжённость по горизонтали, нажим также сильный в заключительной части элемента, что говорит о нарастающей нетерпимости к давлению со стороны. В декабре 1955 года из-за обострения язвы желудка В. Шукшин попал в больницу. Один из его соседей по палате – И. Черейский – вспоминал: «Кино не было единственной темой наших разговоров. Шукшин заводил со мной, в сущности совсем незнакомым ему человеком, разговоры на «запрещённые» в то время темы. Больше всего меня поразило то, что Шукшин, а это было ещё до 20 съезда партии, без всякого стеснения критиковал всё и вся. Ему всё было не по душе».

Поколение современников недаром хвалит советское высшее образование за его системность, последовательностьи результативность. И стоит отдать должное – высшее образование, плюс имеющийся к тому времени накопленный за плечами опыт оказали значительное влияние на Василия Шукшина. Отсюда мы наблюдаем весьма существенные зеркальные изменения в почерке. После окончания института наступает период активного интеллектуального творчества – движение в почерке становится спонтанным, скорость письма увеличивается, чёткий штрих, что свидетельствует о выраженных творческих способностях, высокой мотивации. Воображение основано на морали и чёткихвнутренних принципах.

Движение в почерке выходит на передний план. Почерк становится более слитным; связки букв быстрые, интуитивные; присутствуют все четыре элемента формы – перед нами почерк свободно мыслящего человека. Отлично развито логическое мышление – превалируют аркадные элементы, упрощённая структура букв, просторная организация. Поднимающееся направление строк, говорит об активной жизненной позиции, инициативности. Почерк стал более угловатым, жёстким, с резкими изменениями направления движения – Василий Шукшин обладает внутренним стержнем, порой с трудом идет на компромисс. Буквы «я» упростились до потери читаемости – высокая требовательность к себе, «отдаёт всего себя».

Почерк ещё прибавил в скорости, увеличилась неоднородность, но сохранилась читабельность и организация текста на листе; буквы словно пойманы на лету – перед нами почерк человека, остро видящего суть вещей и смело, точно бритва, отсекающего второстепенное перед главным. Про таких говорят: «Зрит в корень». Подстрочные элементы букв упрощены (не объёмные), образуют углы – злость к сытой жизни, категоричность к низким моральным ценностям.

Буквы «б» становятся более жёсткими, нарочито отчёркивающие надстрочные элементы, что наглядно показывает идеологический конфликт с существующим режимом, сложности в принятии чужого мнения, давления со стороны. Несколько раз Шукшину отказывали в экранизации фильма о Степане Разине – его главном произведении, которому так и не суждено было выйти в свет. Внутреннее ощущение сходства, которое Василий Шукшин находил в себе со Степаном Разиным, доставляло боль от невозможности воплотить идею в жизнь еще острее.

Последние рукописные записи, выполненные Василием Шукшиным, транслируют запредельную, бешенную скорость письма, как будто автор чувствует приближение рокового часа – боится не успеть дописать, досказать что-то. Высокая скорость письма начинает терять свои положительные качества, переходя в свою крайнюю степень в сочетании с множественными исправлениями, нарушением читабельности, что говорит о потери контроля, нервозности, рассерженности. Нажим сильный и неустойчивый (в некоторых местах также недифференцированный) – наблюдается непродуктивное использование витальной энергии, сбивчивый ритм. Размер почерка: от мелкого до бисерного, в сочетании с «ущербной» буквой «я» говорит об определённом чувстве тревоги, подавленности исамобичевании.

Говоря о том, что графология – не мистическое учение, а чётко проработанная наука о почерке, закономерностях связи почерка и психологических особенностей личности, тем не менее, нельзя не обратить внимание на тот факт, что последние записи выполнены ручкой красного цвета…

В Шукшине было столько житейской мудрости, столько жажды участия и неравнодушия, что он просто не мог себе позволить жить отреченно, жить лишь для себя. Его заботило всё, что происходило вокруг. Ему хватало смелости держать речь, когда было, что сказать, и мудрости смолчать, когда не следовало ничего говорить. Вся его жизнь – это борьба, а все герои его творчества – это мы с вами. Шукшин был в некотором роде заступником, и тем, для кого сострадание и участие – это не просто слова, а основание поступков на протяжении всей его жизни.



Ваши данные отправлены